Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics IBS

Сергей Мацоцкий: В России, наконец, появился ИТ-консалтинг

Сергей Мацоцкий

На вопросы CNews отвечает Сергей Мацоцкий, генеральный директор компании IBS

CNews: Какие тенденции, на ваш взгляд, доминируют в настоящий момент на отечественном рынке ИТ-услуг?

Сергей Мацоцкий: Российский рынок ИТ-услуг подвержен воздействию одновременно нескольких факторов. Во-первых, ситуация на мировом ИТ-рынке: безусловно, мы еще не «доросли» до международных стандартов, но рассматривать российский ИТ-рынок вне мирового контекста было бы неправильно. На текущий момент наши коллеги на западе практически преодолели кризис 2001 г., когда интерес к интернет-технологиям и ИТ в целом упал практически до нуля. Начинается возрождение спроса на ИТ, которое сопровождается устойчивым ростом рынка. В России отношение руководства компаний и инвесторов к ИТ тоже меняется в позитивную сторону, появляется осознанный интерес, что не может не радовать.

Вторая тенденция обусловлена благоприятной экономической ситуацией в стране: реальный сектор экономики, в основном, его сырьевой сегмент, приносят хорошие доходы, появляется довольно много денежных средств, что дает возможность вкладывать средства в инвестиционные проекты, в том числе и в ИТ. Но у этой медали есть и другая сторона: подобный экономический рост, при котором основные доходы сосредоточены в узкой группе сырьевых компаний, не является здоровым. Он приводит к перекосу структуры спроса в сторону крупных компаний, при этом массовый сектор среднего рынка в большинстве своем пока не может позволить себе достойного уровня насыщения ИТ. То есть, ИТ-рынок растет пока, в основном, за счет крупных проектов, нежели за счет количества клиентов.

Что касается структуры рынка с точки зрения сервисов, можно констатировать, что в России по-прежнему остается существенный «перекос» в сторону «железа», несмотря на заметный рост услуг консалтинга.  Такая ситуация в целом уже нехарактерна для рынка развитых стран. В этом отношении российский ИТ-сектор ближе к своим аналогам в развивающихся странах, причем к находящимся в начальной стадии развития.

CNews: Какие факторы, по вашим данным, стимулировали бурный рост ИТ-консалтинга в России в последние годы?

Сергей Мацоцкий: Смотря что называть бурным ростом…? Рост в 10-30%, безусловно, можно назвать хорошим, но никак не бурным. Надо отметить, что за пару лет данный рынок совершил серьезный скачок с чрезвычайно малых величин до вполне заметного уровня. И это действительно серьезный прорыв. ИТ и консалтинговые компании существовали и раньше, но самостоятельного рынка ИТ-консалтинга как такового не было.

Среди наиболее существенных факторов, стимулировавших развитие ИТ-консалтинга в России, я бы выделил активный рост экономики и дефицит профессионального менеджмента. Первый фактор выдвигает объективные требования к грамотной организации производства и управления, что невозможно реализовать без ИТ. Второй — провоцирует привлечение внешних подрядчиков ввиду отсутствия или сложности найма собственных сотрудников для выполнения необходимых работ.

CNews: Насколько, по вашим оценкам, в России сформирован на сегодня рынок профессиональных ИТ-сервисов?

Сергей Мацоцкий: Этот рынок еще очень незрелый. Количество компаний, которые реально способны оказывать качественные ИТ-услуги, можно пересчитать по пальцам. Кроме того, в России пока еще отсутствует развитая структура этих услуг с точки зрения типизации сервисов и продуктов. «Зеркалом» этой ситуации являются многочисленные рейтинги, каждый из которых структурирует рынок согласно собственной методике. Посмотрите на любой рейтинг ИТ-консультантов: в нем присутствует масса разнородных по своей деятельности компаний с абсолютно разными моделями бизнеса: от тех, кто оказывают услуги по настройке серверов, до тех, кто консультирует предприятия относительно оптимальной структуры ИТ-службы. Отсутствие единой системы координат закономерно для рынка, который находится в стадии формирования.

Единственным относительно структурированным на сегодняшний день является сегмент, связанный с внедрением ERP-систем. По мировым меркам этот рынок в России тоже еще чрезвычайно мал. Тем не менее, на фоне остальных ИТ-сегментов он дорос до весьма значимых показателей и вызывает все больший интерес, как со стороны заказчиков, так и подрядчиков. Особенно это касается рынка крупных ERP-систем, и в меньшей степени — рынка средних проектов. Существуют два крупных игрока — SAP и Oracle, и есть четкая расстановка консультантов по внедрению. В сегменте же средних ERP-систем ситуация достаточно пестрая. Она связана как с большим количеством вендоров, так и с не очень внятной ценовой политикой многих из них. Я думаю, структуризацию этого рынка можно ожидать в течение ближайших нескольких лет.

CNews: Насколько может измениться сложившаяся на текущий момент расстановка сил на рынке ИТ консалтинга в контексте намечающейся экспансии западных интеграторов?

Сергей Мацоцкий: Если говорить о возможности экспансии западных компаний, то необходимо понимать некоторые «но», обусловленные «национальными особенностями» рынка системной интеграции. Безусловно, у западных ИТ-компаний есть огромный опыт, особенно в областях, связанных с узкими вертикальными решениями. С другой стороны, интеграционные проекты тесно связаны с «человеческим фактором»: ментальностью людей, которые занимаются внедрением, языком, на котором они общаются с заказчиками. Россия не является англоязычной страной, что создает серьезный барьер для миграции западных консультантов. Поэтому, если западные интеграторы просто придут в Россию и попытаются перенести свои наработки на наш рынок, они испытают множество разочарований. Некоторые неудачные попытки мы уже наблюдали. Они показали, что механический перенос западного опыта на российскую почву, как с точки зрения методологии управления проектами, так и с точки зрения формирования команды и взаимодействия с заказчиком, вряд ли будет успешным. Безусловно, процесс «внедрения» западных интеграторов и ИТ-консультантов на российский рынок будет происходить, но для полной адаптации им потребуется немало времени.

CNews: Как вы оцениваете в настоящий момент позиции вендоров на рынке информатизации отечественного бизнеса?

Сергей Мацоцкий: Подавляющее большинство мировых гигантов в области ИТ, занимающихся как сервисом, так и «железом», в России пока зарекомендовали себя, в первую очередь, как поставщики hardware. Это относится и к IBM, и к HP и к Siemens Business Services. У IBM на западе сервисные услуги составляют половину их бизнеса, в России — не более 10-15%. Эта ситуация характерна не только для вендоров. Например, оборот компании Accenture, занимающийся исключительно ИТ-сервисами, в России несопоставим с аналогичным показателем в развитых странах.

CNews: Какие отрасли, на ваш взгляд, наиболее восприимчивы к услугам внешних ИТ-консультантов? И какие, наоборот, можно считать в рядах «отстающих» в этом отношении?

Сергей Мацоцкий: «Восприимчивость» определяется вполне понятными объективными факторами: очевидно, что тот, кто интенсивно развивается, испытывает много проблем и острый дефицит менеджеров, должен нанимать консультантов при наличии достаточных средств. Но есть и субъективные моменты: они связаны с уровнем зрелости заказчика, с его пониманием, кого нужно нанять, и какую конкретную задачу поставить. А в нашей стране субъективный фактор всегда играл весомую роль.

Например, государственный рынок, по ряду объективных причин должен быть основным потребителем консалтинговых услуг, но пока не является, хотя, безусловно, в целом интерес к ИТ со стороны этого рынка постоянно растет. В последние годы заметно меняется архитектура ИТ спроса со стороны государства: он становится все более системным, акценты смещаются от инфраструктурных к высокоинтеллектуальным системообразующим проектам. Потребление ИТ-услуг в этом секторе за последние два года увеличилось на 50-70%.

Что касается коммерческих секторов, в настоящее время наблюдается спад спроса на ИТ на рынке нефти и газа, который долгое время развивался быстрее всех. Замедление темпов можно объяснить двумя причинами, во-первых, рядом всем известных реорганизаций на этом рынке, а во-вторых, благоприятной мировой конъюнктурой: высокий рост цен на нефть не стимулирует борьбу за каждый рубль или доллар. Рынок немного «расслабился» с точки зрения улучшения своей финансовой эффективности.

Очень заметно активизируется потребление ИТ в финансовых институтах. Согласно IDC, банковский рынок является на сегодня наиболее емким и перспективным с точки зрения инвестиций в ИТ, что неудивительно: в условиях усиливающейся конкуренции, развития розничного сегмента и филиальных сетей, а также активизации процессов слияний и поглощений, банкам необходимы более мощные ИТ-системы, которые могут поддержать их рост в стратегической перспективе. Без серьезных преобразований они не выживут,  ведь существующие у них системы были установлены в середине 90-х гг., еще до кризиса 1998 г., и давно устарели.

Наблюдается  рост интереса к ИТ со стороны энергетиков: реформа РАО ЕЭС начинает приносить первые результаты. Отрасль становится более рыночной, что, безусловно, требует определенных вложений в ИТ.

Очень хорошие показатели продемонстрировал в 2005 г. рынок FMCG как в области ритейла, так и в области производства товаров. Хотя и в этом случае, скорее можно говорить о его хорошей динамике, нежели о значительном объеме. По мере консолидации  этого рынка, его спрос на ИТ будет увеличиваться.

Ряд перспективных проектов мы отмечаем в обрабатывающих отраслях промышленности — машиностроении, нефтехимии, лесопереработке, правда, пока они скорее отражают общие черты развития экономики, чем картину сформировавшегося спроса.

CNews: Какая доля в бизнесе интегратора IBS приходится на ИТ-услуги? Насколько она увеличилась за последнее время?

Сергей Мацоцкий: Точного и общепринятого понимания того, что относить к ИТ-услугами, и как их классифицировать, как я уже отметил, пока не существует. IBS ведет учет по международным стандартам, и наши показатели представляют результат достаточно детального аудита, как с позиций финансовой отчетности, так и с точки зрения структуризации того, что является ИТ-услугами. Те услуги, которые мы декларируем в своих отчетах и рейтингах, мы четко прописываем в контрактах и выделяем отдельной строкой как услуги. То есть, это не умозрительный процент от продаж оборудования, включая услуги по установке. На сегодняшней момент доля услуг в нашем обороте составляет более 50%. Темпы роста объемов услуг за последние два года превышают 30%, и в этом году, наверное, приблизятся к 40%. Это достаточно высокий показатель, который должен сопровождаться адекватным воспроизводством тех, кто эти услуги оказывает. С учетом острого дефицита кадров на ИТ рынке органический рост более чем в 40% здесь практически невозможен. Хотелось бы отметить, что у нас почти нет услуг, которые мы перепродаем — мы на этом не специализируемся.

CNews: Какие направления консалтинговых услуг в сфере ИТ вы развиваете сейчас наиболее активно? Планируете ли в ближайшее время освоить какие-либо новые области?

Сергей Мацоцкий: Я бы отметил несколько интересных тенденций этого года. Во-первых, произошло явное повышение спроса на системы управления кадрами. Имеется в виду не только и не столько расчет заработной платы и кадровый учет, но и то, что связано с управлением персоналом в целом — системами грейдов, должностных инструкций, карьерного роста, рекрутмента, обучения. В этом году все большее количество клиентов озадачилось выстраиванием подобных систем. И мы активно осваиваем данные области.

Продолжает бурно развиваться спрос на пограничные услуги между финансовым консалтингом самим по себе и внедрением ERP-систем как средств для организации этого процесса. Эта интеграция становится все более востребованной.

Активно растет интерес к разработке ИТ-стратегии. Еще пару лет назад немногочисленных заказчиков на подобного рода проекты интересовали, в основном,  отдельные узкие ИТ-сегменты, или же они обращались за ИТ-стратегией по разного рода формальным соображениям. Сейчас ситуация изменилась, и появилось много желающих иметь детальную и структурированную ИТ-стратегию, которая позволила бы им разработать долгосрочный бюджет, создать эффективную систему управления, увязать ИТ с бизнес-стратегией и т.д.

Существует ряд областей, которые еще плохо охвачены серьезными консалтинговыми проектами, например, маркетинг и сбыт. Но думаю, и здесь прогресс неизбежен.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS