Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics IBS

Ирина Мазурова: На образование сотрудников выделяется около 10% от доходов бизнеса

Ирина Мазурова

На вопросы CNews отвечает Ирина Мазурова, директор центра «Персоналити» компании АйТи.

CNews: Какие тенденции, на ваш взгляд, определяют развитие российского рынка ИТ-услуг в настоящий момент?

Ирина Мазурова: Российский рынок ИТ-услуг необходимо рассматривать в контексте тенденций, характерных для ИТ-рынка в целом. На сегодняшний день в структуре спроса наблюдается явное доминирование  инфраструктурных решений: по некоторым оценкам затраты на аппаратное обеспечение достигают около 60% от общего объема затрат на ИТ, тогда как доля расходов на сервисы едва превышает 20%. Для сравнения: доля услуг на ИТ-рынках промышленно развитых стран Запада составляет 40-50%. Но российский рынок развивается в русле мировых тенденций, и мы предполагаем, что через некоторое время похожая структура потребления сложится и в нашей стране. Весьма серьезным свидетельством этого выступает существующая динамика роста рынка ИТ-услуг, а также целый ряд тенденций. 

Во-первых, разрабатываемые в настоящее время ИТ-системы решают все более сложные и специфические задачи и, как следствие, в проектах растет объем работ, связанных с разработкой уникальных программных решений, интеграцией унаследованных систем и т.д. К тому же закупка оборудования и лицензий ПО в среднем производится раз в два-три года, тогда как их поддержка и сопровождение требуется постоянно. А на фоне неизменного усложнения современных ИТ-систем очевидна эффективность передачи процесса их сопровождения компании-аутсорсеру.

Во-вторых, в значительной степени меняется роль ИТ-службы на предприятии, которая из подразделения поддержки бизнеса постепенно превращается в структуру, отвечающую за его развитие. Сегодня перед ИТ-службой стоят задачи несколько иного уровня — на стыке ИТ и бизнеса, а такие «традиционные» задачи, как, к примеру, поддержка пользователей выводятся на аутсорсинг.

И, наконец, также необходимо учитывать то, что наша страна стала полноценным игроком на мировом ИТ-рынке, предлагая в последние 5 лет весьма интересные возможности в плане предоставления удаленных сервисов, оффшорной разработки ПО. По разным оценкам годовой объем рынка оффшорного программирования в нашей стране приближается к 1 млрд., что, безусловно, дает значительный стимул для развития рынка ИТ-сервисов в целом.

CNews: Какие факторы, по вашим оценкам, стимулируют существующие темпы роста? Как долго российский сектор будет сохранять подобные показатели?

Ирина Мазурова: Российский рынок ИТ далек от насыщения услугами, поэтому, по нашим оценкам, на протяжении еще многих лет темпы роста данного сегмента будут описываться двузначными цифрами. Столь благоприятные условия для развития сервисного рынка складываются по нескольким причинам. Один из основных позитивных факторов — информатизация государственной власти на всех уровнях управления. В развитых странах именно государство является главным потребителем ИТ-услуг, выделяя на них около 60-70% ИТ-бюджета. В нашей стране государство также реализует одни из самых крупных ИТ-проектов, в которых доля услуг очень высока. Собственно сам масштаб нашей страны и органов власти выводят сервисный рынок на одну из первых позиций по своим объемам.

Не менее важное значение имеет процесс интеграции нашей страны в мировую экономику. В России складывается благоприятный инвестиционный климат, во многих отечественных компаниях работает иностранный менеджмент, внедряющий западные стандарты управления. Все это способствует выделению непрофильных видов деятельности и передаче их на аутсорсинг.

Особое место на российском рынке ИТ-сервисов занимают услуги в области обучения. Отечественная ИТ-индустрия по-прежнему страдает из-за разрыва между потребностями в кадрах необходимой квалификации и предложениями рынка труда. Российская высшая школа готовит в основном специалистов высокого уровня, тогда как сегодня в большей степени не хватает кадров средней квалификации. И на сегодняшний день этот пробел восполняет дополнительное образование в виде краткосрочных форм обучения.

CNews: Какие направления профессиональных ИТ-сервисов наиболее востребованы сегодня в России, на ваш взгляд?

Ирина Мазурова: В сегодняшних условиях весьма востребованными стали профессиональные ИТ-сервисы в области управления — управления проектами, ИТ-поддержкой и ИТ-инфраструктурой. У нашей компании есть опыт аутсорсинга менеджеров для управления проектами в сложной меняющейся среде, когда требуется координация большого количества ресурсов: финансовых, кадровых, технологических и прочих. Услуги по управлению ИТ-инфраструктуры и ее поддержки в первую очередь интересны компаниям, перед которыми возникла задача объединения несвязанных между собой инфраструктур, и они пришли к пониманию необходимости стандартизации подходов управления ими, унификации процессов сопровождения.

Среди прочих востребованных ИТ-сервисов стоит выделять ряд тех, которые в настоящее время используются только очень крупными компаниями. К таковым относятся управление рисками и экономика ИС. Последняя услуга, кроме того, интересна заказчику, который подошел к управлению активами, оптимизации своей деятельности.

CNews: Отмечаете ли вы рост аутсорсингового направления за последний год? Эксперты утверждают, что развитие этого рынка начнется не ранее чем через 2-3 года. Разделяете ли вы подобную точку зрения?

Ирина Мазурова: Динамика роста отечественного рынка аутсорсинга довольно стремительная — в прошлом году по данным IDC она составила порядка 40%. Рост рынка в этом году я бы оценила аналогичным образом. Через два-три года, по моим прогнозам, рынок аутсорсинга выйдет на качественно иной уровень. В настоящее время он олигополистичен: в отдельном его сегменте существует несколько основных поставщиков услуг, тогда как в скором времени, на мой взгляд, число провайдеров возрастет в разы.

CNews: Насколько восприимчив оказался, из вашей практики, российский рынок к услугам аутсорсинга в области техподдержки ИТ-инфраструктуры?

Ирина Мазурова: Как уже отмечалось, российский рынок аутсорсинга можно причислить к одному из самых быстрорастущих. Основной процент в общей массе ИТ-аутсорсинговых услуг приходится именно на аутсорсинг техподдержки ИТ-инфраструктуры. В этом году по данному направлению в нашей компании стартовал целый ряд крупных аутсорсинговых проектов по техподдержке инфраструктуры таких компаний как НОМОС-Банк, Home Credit & Finance Bank, а также ФКЦ «Земля», пяти региональных отделений Пенсионного фонда и др.

В настоящее время наиболее активный спрос на услуги аутсорсинга формируют органы  государственной власти, которым довольно сложно и дорого осуществлять сопровождение ИТ-инфраструктуры всероссийского масштаба силами собственных ИТ-подразделений. Также потребность в данной услуге давно созревала со стороны компаний с сетевой моделью бизнеса — предприятий розничной торговли, банков, страховых компаний и пр. Еще одну группу клиентов аутсорсеров составляют крупные холдинги, которые прибегают к услугам как собственных сервисных дочерних компаний, так и сторонних аутсорсеров. И, наконец, масштабное использование аутсорсинга является нормой для представительств западных компаний, которые стремятся построить более гибкий бизнес. 

В скором времени будут подведены первые итоги успешных аутсорсинговых проектов и большинство компаний, оказавшихся перед дилеммой — работать с аутсорсером или нет? — думаю, ответят на этот вопрос положительно.

CNews: Сегодня все игроки отечественного рынка ИТ отмечают кадровый «голод». Насколько активно при этом компании инвестируют в повышение уровня подготовки персонала? Отмечаете ли вы «бум» на рынке ИТ-образования?

Ирина Мазурова: На мой взгляд, точнее говорить о нехватке специалистов необходимой квалификации в определенное время. Если на рынке появилась новая технология, вполне логично, что первое время будет остро ощущаться дефицит специалистов, обладающих опытом работы с ней. Поэтому время от времени на рынке ИТ-образования происходят всплески интереса к тем или иным направлениям, но в целом большинство компаний нацелены на систематическое повышение квалификации своих сотрудников. В нашей компании также существует система непрерывного обучения, а на образование сотрудников выделяется около 10% от объема доходов данного направления бизнеса.

CNews: Сформировался ли уже, по вашему мнению, в России такой сервис как аутсорсинг ИТ-персонала?

Ирина Мазурова: Сегодня можно говорить о формировании аутсорсинга ИТ-специалистов не только как сервиса, но и отдельного рынка, так как наряду со спросом существует удовлетворяющее его предложение, а также пул игроков. В основном услугу аутсорсинга ИТ-специалистов в настоящее время предлагают российские представительства западных кадровых агентств и системные интеграторы, а наиболее активные ее потребители западные предприятия, для которых временное привлечение трудовых ресурсов — привычная практика. Для российских компаний преимущества аутсорсинга ИТ-специалистов не всегда очевидны, так как аутсорсинг не приводит к прямому сокращению издержек. В целом 90% аутсорсинговых проектов по предоставлению персонала — проекты временные, требующие привлечения необходимых специалистов на ограниченный срок для решения разовых задач. 

Поскольку рынок аутсорсинга ИТ-специалистов еще молод, он живет по довольно волюнтаристским законам, и на нем еще не сформировались общепринятые  стандарты предоставления тех или иных услуг. Поэтому будучи «пионерами движения», наша компания разработала свою систему предоставления заказчику этого сервиса, которая начинается с подбора, обучения специалистов и заканчивается оценкой результатов их деятельности.

CNews: Каковы ваши планы по дальнейшему развитию сервисного направления бизнеса?

Ирина Мазурова: Уникальность нашей компании как провайдера ИТ-услуг состоит в наличии глобальной сервисной сети, которая охватывает 19 городов России и СНГ и предоставляет возможность круглосуточной доставки определенных сервисов. В перспективе мы планируем наращивать объемы ИТ-услуг, предлагаемых на территории нашей страны. Два года на базе наших представительств в Южном, Уральском и Сибирском регионах действуют авторизованные центры технической поддержки Oracle. И имея довольно  успешный опыт технической поддержки программных продуктов ведущих производителей и инфраструктуры на сегодняшний день, наша компания планирует развивать эти услуги и в будущем.

Кроме того, развитие сервисного направления нашего бизнеса мы связываем с ростом наших ключевых направлений аутсорсинга: аутсорсинга техподдержки, персонала, обучения и заказной разработки. И если в области заказной разработки ПО и обучения «Аплана» и Академия АйТи — дочерние подразделения нашей компании удерживают лидирующие позиции на отечественном рынке, то в области аутсорсинга техподдержки и персонала наше компания делает первые, но довольно успешные шаги. В этом году по обоим направлениям стартовали крупные проекты и в развитии аутсорсинговых услуг мы видим довольно большие перспективы. В будущем мы намерены усиливать это направление деятельности и ожидаем реализации проектов, в которых услуги ИТ-аутсорсинга будут комбинироваться с аутсорсингом бизнес-процессов. В области технологических сервисов, мы планируем развитие целого ряда услуг на базе ASP-модели.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS