Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics IBS

Сергей Кашинский: ИТ-консалтинг — самое перспективное направление развития рынка и нашей компании

Сергей Кашинский

На вопросы CNews отвечает Сергей Кашинский, директор технического центра компании «Инфосистемы Джет».

CNews: Какие тенденции, на ваш взгляд, доминируют в настоящий момент на отечественном рынке ИТ-услуг?

Сергей Кашинский: Рынок этот растет, услуг год от года продается все больше. Темпы роста, по нашим оценкам, в среднем составляют порядка 50% в год. По некоторым направлениям — даже более. Например, по основному для нашей компании направлению — вычислительные комплексы и системы хранения данных — доля услуг в уходящем году возросла более чем в 3 раза. Все больше продается высококвалифицированных услуг — от технической поддержки оборудования и программного обеспечения наблюдается переход к консалтингу и аутсорсингу. Налицо качественный рост.

CNews: Какие факторы, по вашим данным, стимулировали бурный рост ИТ-консалтинга в России в последние годы?

Сергей Кашинский: Общий рост экономики ставит перед бизнесом все более серьезные задачи в области его управления и развития, с одной стороны, и дает возможность больше инвестировать в реализацию этих задач, с другой стороны. Сейчас уже очевидно, что без информационных технологий в решении данных проблем не обойтись. Корпоративные информационные системы развиваются, создаются новые вычислительные центры, повышаются требования к уровню ИТ-сервисов. При этом, помимо количественного роста, повышается уровень комплексности информационных систем. Все более значимыми становятся интеграционная и проектная составляющие (а не поставки). Значительно возрастает цена ошибки при реализации крупного ИТ-проекта: это не только возможные неэффективные затраты из-за ошибок в проектировании и внедрении, но и потеря темпа развития компании. Такие просчеты уже грозят бизнесу потерей доли рынка (со всеми вытекающими из этого последствиями).

Заказчики (и таких становится все больше) начинают понимать, что при развитии корпоративных ИС гораздо эффективнее, выгоднее привлекать профессиональных консультантов и системных интеграторов, обладающих экспертизой и опытом в решении этих задач. Также хочется отметить роль стиля менеджмента в управлении компании. Заказчики с "западным" стилем управления потребляют больше ИТ-услуг.

CNews: Как бы вы охарактеризовали структуру потребления профессиональных ИТ-сервисов в России?

Сергей Кашинский: Спрос на профессиональные ИТ-сервисы в нашей стране развивается прогнозируемо; эти пути уже были пройдены на западном рынке. Объемы поставок увеличиваются, но их значимость в успешности проектов уменьшается. Увеличивается роль сервисов, а следовательно, и их доля в объемах продаж. Речь идет не только о технической поддержке и сервисном обслуживании, но в большей степени о проектировании, внедрении, аудите, консалтинге.

На мой взгляд, большинство ИТ-компаний на рынке способно предложить проекты, многие могут оказывать техническую поддержку. Сервис (в смысле поддержки и обслуживания) был первичен, ведущие игроки здесь давно известны. Что же касается проектной деятельности — ею занимаются многие — одни хорошо,  другие номинально. Однако в этом сегменте рынка на текущий момент лидеры выявлены еще не до конца. Но совершенно очевидно, что здесь произойдет то же, что и в области сервиса.

Растет сегмент аудитов и классического консалтинга, когда поставщик услуг проводит обследование и дает рекомендации, но по каким-либо причинам не реализует эти рекомендации самостоятельно. Аудит, как правило, не абстрактен; всегда ставится конкретная задача: оптимизация существующей системы, подготовка к модернизации, желание понять уровень соответствия ИТ бизнес-задачам. Это интересный сегмент, он требует отдельного разговора. Возвращаясь к нашей компании, хочу отметить, что мы проводим аудиты довольно давно. Основные направления — информационная безопасность, сети и телекоммуникации, вычислительные комплексы и системы хранения данных.

Спрос на аутсорсинг растет, но здесь все не так просто: желание заказчика передать часть ИТ на аутсорсинг и стремление сервис-провайдера продать аутсорсинг при еще не созревшем рынке таких услуг, к сожалению, пока создают некоторую неразбериху.

Рынок высокопрофессиональных услуг и аутсорсинга, на мой взгляд, находится на начальной стадии становления. Если говорить о структуре услуг, предлагаемых нашей компанией на текущий момент, то она такова: сервис — 30%, проекты — 60%, аудиты и консалтинг — 10%.

CNews: В каких отраслях проявляется наибольшая активность в привлечении внешних консультантов? От каких вертикальных рынков следует ожидать интереса к таким услугам в скором времени?

Сергей Кашинский: На мой взгляд, лидеры в потреблении ИТ-консалтинга — телекоммуникации и финансовый сектор. Наиболее значимый фактор для этих компаний — поддержание лояльности своих заказчиков, которая в большой степени зависит от уровня и непрерывности предоставляемых им сервисов. В этих отраслях ИТ наиболее востребованы бизнесом, т.к. являются важным звеном в цепочке обеспечения непрерывности бизнеса и получения конкурентных преимуществ. Информационные технологии находятся под пристальным вниманием руководства высшего уровня. Как следствие, на ИТ и ресурсы выделяются, и жестко ставятся задачи. Именно поэтому здесь высоки темпы развития и спрос на высокопрофессиональные ИТ-услуги. Для нашей компании обе отрасли находятся в числе ключевых. У нас богатый опыт работы с этими заказчиками, мы инвестируем значительные средства в техническую экспертизу, и нам есть что предложить.

Промышленность, ТЭК и государственный сектор пока отстают. Здесь своя жизнь и свой темп. Тем не менее, движение есть. В государственном секторе существует ряд программ, таких как "Электронная Россия" и "Электронная Москва", призванных сделать работу органов власти более прозрачной для населения, а процесс взаимодействия населения с этими структурами более комфортным. По сути, это такая же задача "массового обслуживания", которая скорее всего приведет к росту потребности в крупных вычислительных центрах и ИТ-сервисах высокого уровня.

На подходе также "реальный сектор экономики" — производство (в первую очередь связанное с добычей и переработкой ресурсов), торговые и страховые компании. Здесь, помимо роста бизнеса, значимым фактором является стремление компаний выйти на рынок ценных бумаг.

CNews: Какими критериями, на ваш взгляд, руководствуются отечественные заказчики при выборе консультанта?

Сергей Кашинский: На мой взгляд, первый критерий — это хороший референс со стороны знакомых, где был успешно реализован проект, и репутация компании на рынке. Вторым по значимости фактором я бы назвал стоимость. В числе факторов следующего уровня — способность компании выступить генподрядчиком и взять ответственность за результат на себя, территориальная приближенность к заказчику. Можно назвать и другие критерии.

CNews: Как бы вы оценили рост консалтинговой составляющей в ваших проектах за последний год? За счет чего вы ожидаете дальнейшего увеличения этого показателя?

Сергей Кашинский: Рост консалтинговой составляющей в наших проектах в этом году — более чем в два раза. С одной стороны, растет спрос на традиционные услуги (сервисное обслуживание, проекты), а с другой стороны, меняется структура спроса: все более востребованными становятся профессиональные консалтинговые услуги. Увеличение же консалтинговой составляющей в наших проектах будет происходить, в первую очередь, за счет массовости реализации высокоуровневых услуг в течение ближайших лет и выхода на новых заказчиков. У нас есть интересные для корпоративных заказчиков предложения и возможность оказать такие услуги на высоком уровне.

CNews: Какие наиболее интересные консалтинговые проекты были реализованы компанией «Инфосистем Джет» за последний год?

Сергей Кашинский: Эта тема требует отдельного большого разговора. Скажу лишь о некоторых интересных направлениях: в основном это масштабные проекты для телекоммуникаций как в области передачи данных, так и области обработки и хранения данных; комплексные проекты по информационной безопасности; проекты по обеспечению непрерывности бизнеса и формированию стратегий развития корпоративных ИС.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS