Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics IBS

Василий Гнатив: С каждым годом становится все менее заметной граница между ИТ и бизнес-сервисами

Василий Гнатив

На вопросы CNews отвечает Василий Гнатив, руководитель отдела системного анализа и консалтинга компании Verysell-6.

CNews: К какого рода работам отечественный бизнес сегодня особенно активно привлекает внешних консультантов? Какие проблемы и задачи в сфере ИТ российский корпоративный сектор не готов пока решать силами собственного персонала?

Василий Гнатив: Я бы вообще не смотрел на этот вопрос с данной точки зрения — «пока решать своими силами». Крупная компания может решать сложные задачи оптимизации силами внутренних специалистов, но при этом всегда существует риск неполного достижения всех целей проекта. Очень сложно обладать полным набором всех необходимых компетенций. Кроме того, «внутренние» специалисты будут гораздо эффективнее решать проблемы, привлекая внешних консультантов, обладающих большим опытом в выполнении стратегически важных для организации задач.

Также можно сказать, что наиболее эффективно выполнять консалтинговые работы получается как силами внешних консультантов, так и сотрудников самой компании. В результате совместной деятельности будет достигаться синергетический эффект. В ходе проекта сотрудники компании повышают квалификацию, проходят обучение и, при желании компании, в будущем могут сами решать подобные задачи.

CNews: В чем вы видите на данный момент основные сложности консалтинговых проектов в сфере ИТ?

Василий Гнатив: ИТ — это только подмножество основных бизнес-процессов компании, правда, очень жестко связанное с остальными. И решая, ИТ-задачу, нельзя не затронуть и исследование других бизнес-процессов. Ведь лозунг «повышение эффективности ИТ» по своей сути не имеет смысла, так как ИТ — это только инструмент для повышения эффективности бизнеса компании в целом. И со временем все большее число руководителей соглашаются с таким подходом и выполняют комплексные проекты: оптимизация ИТ-сектора в рамках повышения эффективности бизнес-процессов в целом

CNews: Какие направления ИТ-консалтинга, по вашим наблюдениям, развивались за последний год наиболее стремительно?

Василий Гнатив: С развитием бизнеса развивается и ИТ-инфрастуктура компаний, соответственно, появляется спрос и интерес к проектам по становлению эффективной ИТ-структуры на основе международных методологий ITIL и MOF. Также более востребованными становятся проекты по аудиту текущей ИТ-инфраструктуры и проектированию планов ее развития. В компаниях усложняются информационные системы, из-за этого повышается популярность работ по управлению проектами внедрения и интеграции информационных систем.

CNews: Как бы вы охарактеризовали структуру потребления услуг ИТ-консалтинга в отраслевом разрезе, из вашей практики?

Василий Гнатив: Основываясь на нашем опыте, в рамках структуры потребления ИТ-консалтинга стоит подразделять компании-заказчиков не по отраслевой принадлежности, а по масштабу и уровню зрелости. Чем крупнее бизнес, тем сложнее и многообразнее его ИТ-инфраструктура, соответственно, такие компании чаще прибегают к помощи консультантов.

CNews: Какие факторы определяют сегодня выбор консультанта компанией-заказчиком, на ваш взгляд? Насколько приоритетным является критерий стоимости услуг?

Василий Гнатив: Около года назад группа компаний Verysell проводила опрос "Ваш критерий выбора ИТ-консультанта". Целью исследования было определение иерархии критериев оценки ИТ-консультанта корпоративными клиентами. По итогам данного исследования критерии распределились так — опыт по сходным проектам, рекомендации коллег, квалификация (сертификаты, аттестаты) менеджеров проекта, стоимость услуг, качество коммерческого предложения, имидж компании на рынке, а также срок работы компании на рынке. Как вы видите, «стоимость услуг» не вошла даже в тройку первостепенных критериев и занимает только 4 место.

CNews: Какие крупные консалтинговые проекты были реализованы Verysell-6 за последнее время?

Василий Гнатив: Пожалуй, одними из самых интересных были проекты в компаниях «Эконика», «Перекресток», «Вимм-Билль-Данн». С каждой из них нас связывают долгие и дружеские отношения. В компании «Вимм-Билль-Данн» мы завершили проект по становлению процессов управления ИТ-инфраструктурой — именно его можно назвать «чистым» ИТ-консалтинговым. В ходе проекта мы разработали регламентацию бизнес-процессов на базе библиотеки ITIL.

В корпорации «Эконика» мы оптимизировали бизнес-процессы, разработали и уже частично внедрили модель бизнес-процессов "to be". Ход и результаты бизнес-процессов оцениваются с помощью измеримых ключевых показателей их эффективности. Разработана новая организационно-функциональная структура компании, началось ее поэтапное внедрение. Определены высокоуровневые требования к КИС. В настоящее время ведется подготовка к 3-му этапу проекта — разработке детальной программы внедрения модели процессов "to be" и разработке ТЗ на выбор и внедрение КИС.

В торговом доме «Перекресток» выполнены проекты по разработке системы оперативного управления коммерческим департаментом и снижению операционных расходов. В ходе постановки системы оперативного управления коммерческим департаментом построена процессная модель деятельности КД и на ее основе создан комплект регламентирующей документации. Кроме того, результаты выполнения процессов оцениваются на основании разработанного реестра ключевых показателей эффективности. В результате проекта по сокращению операционных расходов магазинов была оптимизирована организационная структура и сокращены расходы при выполнении цепочки поставок товара в магазины из распределительного центра.

CNews: Каковы ваши планы по дальнейшей диверсификации своего предложения профессиональных ИТ-услуг российскому заказчику?

Василий Гнатив: В данный момент мы переходим к матричному делению своих услуг, не только по решаемым задачам, но и по отраслевой принадлежности. Из уже сложивших отраслевых «услуговых портфелей» я могу назвать розничную торговлю, дистрибьюторские сети и производителей товаров народного потребления. Уже сейчас у нас появились услуги, направленные на другие сектора рынка: финансовые институты, промышленные предприятия. Но и на этом мы не собираемся останавливаться.

CNews: Какие тенденции, на ваш взгляд, будут определять развитие ИТ-сервисов в России в ближайшие годы?

Василий Гнатив: Российская экономика находится на этапе становления, компании растут, переходят на более высокую ступень своего развития, соответственно и ИТ-сервисы должны развиваться, более того — идти на шаг впереди, как бы предвосхищать и опережать потребности бизнеса. Мне кажется, что с каждым годом становится все менее заметной граница между ИТ и бизнес-сервисами. Ведь что такое по сути ИТ-сервисы? Это инструменты, позволяющие повышать эффективность бизнес-процессов предприятия.

Если же попробовать говорить конкретнее, то думаю, что более востребованным станет ИТ-аутсорсинг, проекты в области информационной безопасности, а так же по хранению и обработке данных. Я уверен, что мы увидим повышение спроса на услуги управленческого консалтинга, в первую очередь — на проекты, связанные с комплексной диагностикой предприятий и повышением эффективности системы управления, цепочки основных бизнес-процессов. Причем эти тенденции видны уже и сегодня, например, российские торговые сети уже начинают переходить к новым этапам развития — ценовым войнам, когда выживать и развиваться будут только те рыночные игроки, которым в условиях минимальных торговых наценок удастся максимально сократить издержки, что достигается путем повышения эффективности всех бизнес-процессов.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS