Обзор "Рынок корпоративного ПО 2006" подготовлен
CNewsAnalytics

Как выбрать партнера-аутсорсера

Как выбрать партнера-аутсорсера

Выбор партнера, способного профессионально и в оговоренные сроки предоставить ИТ-услуги, а затем техподдержку — непростая задача в условиях российского рынка. Потенциальному заказчику необходимо обратить внимание, прежде всего, на опыт поставщика сервисов, наличие в штате сертифицированных специалистов, грамотно составленное коммерческое предложение. И самое пристальное внимание уделить договору — основному гаранту минимизации рисков проекта.

Аутсорсинг ИТ-инфраструктуры для российского рынка все еще остается понятием новым. Крупные компании по-прежнему предпочитают использовать собственный штат персонала, чаще к аутсорсингу обращаются относительно молодые компании из  малого и среднего бизнеса. Эксперты связывают подобную ситуацию с тем, что эта категория потребителей ИТ-услуг менее консервативна и открыта для самых современных веяний в бизнесе. Есть и другие причины — часто инфраструктура молодых компаний еще не сформирована, и им выгоднее пригласить специалиста со стороны, который окажет услуги по ее формированию и выступит в качестве консультанта. В этом случае собственная техподдержка будет дороже, учитывая то, что многие компании, занимающиеся аутсорсингом, консалтинговые услуги оказывают бесплатно.

На Западе же аутсорсинговые услуги уже получили самый широкий отклик. Одной из основных причин послужил тот факт, что стремительное развитие ИТ приводит к быстрому устареванию знаний сотрудников. В то же время компании-аутсорсеры следят за постоянным повышением уровня профессионализма своих работников, получению ими новых знаний и специализированных сертификатов. Их привлечение позволяет также снизить HR-риски заказчиков. Ведь за профессионализм приглашенного со стороны персонала отвечает партнер, чья ответственность за качественное и своевременное предоставление услуг прописана в договоре.

Основная задача, которая стоит перед руководством компаний, решивших обратиться к услугам специалистов со стороны, — минимизация рисков при выборе партнера. Процесс в российских условиях крайне непростой.

Опыт — критерий надежности

Поскольку российский рынок аутсорсинговых услуг пока находится на стадии становления, принято считать, что серьезных игроков здесь не так уж много. В первую очередь, при выборе потенциального партнера, следует ознакомиться с уже реализованными им проектами. Неплохо было бы связаться с компаниями, для которых они проводились, и узнать, насколько заказчик доволен оказанными услугами. Поставщик, уже зарекомендовавший себя на рынке — идеальный вариант, но для небольших или молодых компаний, увы, не всегда доступный по цене.

Однако следует понимать, что работать с новичком не всегда означает обрекать себя на заведомую неудачу. Возможно, компания-аутсорсер не успела набрать баллы, но в ее штате работают специалисты, уже зарекомендовавшие себя в профессиональном плане. Необходимо узнать, есть ли у потенциального партнера в штате сертифицированные специалисты и, если работа включает много ступеней и требует участия многих людей — сколько всего сертифицированных специалистов и кто именно из них будет работать по этому конкретному проекту. Серьезные компании, предоставляющие услуги аутсорсинга, всегда следят за своевременным обучением своих сотрудников, так как это напрямую влияет на их конкурентоспособность на рынке. Не стоит упускать из виду тот очевидный факт, что ценность сертификации бывает разной. Поэтому необходимо рассмотреть каждый отдельный случай по предоставляемому персоналу, сертифицированность специалистов должна четко соответствовать стоящим перед предприятием задачам.

Необходимо подробно рассмотреть коммерческое предложение. У потенциального партнера следует запросить коммерческое предложение с конкретными деталями по производимым работам — методологией, организационными бизнес-процессами, сроками и пр. Составить грамотное и продуманное коммерческое предложение не составит труда для профессионала. Но, как показывает практика, на российском рынке существует множество компаний, для которых аутсорсинг — что-то вроде новомодной вывески, при этом они не всегда четко представляют, как именно будут выполнять условия по договору.

Договор — зона пристального внимания

Договор — наиболее значимая часть соглашения с аутсорсером, то, на основании чего затем будут выстраиваться отношения, и здесь требуется очень внимательный подход к  корректировке и утверждению. Чтобы избавить себя от дополнительных проблем в будущем, не стоит слепо принимать условия первоначального партнерского договора и в любом случае необходимо привлечь к работе профессионального юриста.

Помимо стандартных частей договора о предоставлении тех или иных услуг, имеются и некоторые специфические для аутсорсинга моменты. К примеру, многие компании, пользующиеся услугами аутсорсеров, сталкивались с проблемой несвоевременной поставки оборудования, сдачи работ и выполнения других условий по договору.  Соответственно, в договоре в первую очередь следует обратить внимание на наличие пункта о сроках сдачи работ и ответственности за их невыполнение.

По мнению руководителей компаний-заказчиков аутсорсинга, имеет смысл с самого начала оговорить возможность предоставления дополнительных услуг. Очень часто аутсорсер не желает отступить от договора ни йоту, если возникает необходимость в каких-либо дополнительных работах. Нередко расширение бизнеса требует изменения стратегии предоставления услуг аутсорсинга, а заключение нового договора грозит новыми, иногда весьма существенными, затратами.

Порой бывает не лишним регламентировать индивидуальную ответственность и «прямую» систему подчинения. Как правило, руководство компании-заказчика лишено возможности воздействовать на того или иного ИТ-специалиста, а все вопросы вынуждено решать через поставщика услуг. Практика показывает, что это существенно затрудняет работу.

Нередко компании не желают связываться со специалистами со стороны из-за опасений утечки информации. Соответствующий пункт в договоре избавит от ненужных тревог. Если аутсорсер по какой-либо причине разгласит данные заказчика, его ожидает не только утрата репутации, но и судебное разбирательство.

Андрей Егоров

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS