версия для печати
Отраслевые ИТ-бюджеты по-разному делятся между ИТ-отделами и внешними поставщиками

Отраслевые ИТ-бюджеты по-разному делятся между ИТ-отделами и внешними поставщиками

Динамика отраслевых ИТ-бюджетов демонстрирует изменения в приоритетности различных видов ИТ-услуг. Одни отрасли — например, добывающая промышленность или торговля — характеризуются более высокой долей ИТ-бюджета, приходящейся на ИТ-аутсорсинг. Другие — например, химпром и телеком — одновременно наращивают финансирование услуг внешних ИТ-консультантов и деятельности внутренних ИТ-служб.

Конкуренция внешних и внутренних ИТ-затрат проявляется также в неравномерном финансировании этих статей по годам. Концепция ИТ-затрат может быть замещающей или дополняющей. В первом случае финансирование одной статьи происходит за счет другой, во втором — одновременно наращиваются расходы по обеим статьям. Очевидно, что жестких приверженцев той или другой стратегии не существует. Предприятия пытаются экспериментировать и менять свои приоритеты в разные периоды: в одни предпочтение отдается ИТ-аутсорсингу, в другие — укреплению внутренних ИТ-служб. Ситуация на предприятиях может также различаться в зависимости от того, какая из статей расходов в настоящий момент является доминирующей. Так, при хорошо развитой внутренней ИТ-службе, работа которой уже налажена, и соответствующие отделы стабильно функционируют, приоритеты внутрифирменной бюджетной политики могут быть направлены  в сторону аутсорсинга, к которому предприятие в лице собственных ИТ-специалистов уже подготовлено. И наоборот, полезным внешним эффектом работы на предприятии команды приглашенных ИТ-консультантов, может стать совершенствование ИТ-отделов — как с точки зрения оптимизации принципов работы, так и с точки зрения повышения компетенции внутренних ИТ-специалистов. Иногда само появление внутреннего ИТ-отдела становится результатом осуществлявшегося на предприятии крупномасштабного ИТ-проекта.

Динамика структуры ИТ-бюджетов предприятий различных отраслей

ПОКАЗАТЕЛЬ
ОТРАСЛЬ
Доля внешних ИТ-услуг и внутренних ИТ-затрат в общих ИТ-затратах по отраслям, % 12, 3
2003 2004 2005 2006
Добывающая промышленность 22,1 (+215,4%) 24,5 (-33,8%) 28,4 (+45,5%) 27,4 (+15,1%)
2,6 (+17,7%) 5,9 (+34,9%) 7,1 (+51,3%) 7,0 (+16,9%)
Обрабатывающая промышленность,
в том числе:
н/д 10,6 (н/д) 16,6 (+17,4%) 18,1 (+58,3%)
н/д 16,3 (н/д) 7,5 (-65,3%) 7,1 (+38,1%)
металлургия 13,7 (+134,0%) 11,2 (-3,7%) 16,6 (-15,1%) 19,6 (+25,9%)
17,9 (+814,3%) 3,9 (-74,1%) 13,1 (+89,6%) 10,6 (-13,5%)
тяжёлое машиностроение 4,2 (-31,5%) 12,3 (+81,7%) 9,6 (+20,1%) 16,3 (-16,6%)
2,5 (+14,8%) 2,2 (-45,3%) 3,8 (+163,7%) 5,2 (-32,1%)
транспортное машиностроение н/д 9,7 (н/д) 18,2 (+80,8%) 19,0 (+470,7%)
н/д 9,1 (н/д) 11,2 (+18,1%) 6,5 (+416,0%)
электронное машиностроение 30,6 (+626,9%) 11,3 (-78,5%) 11,9 (+39,1%) 6,3 (-12,1%)
5,8 (+44,4%) 7,0 (-30,4%) 6,0 (+13,5%) 4,9 (+35,9%)
химическая промышленность 10,4 (+6,4%) 15,1 (+83,6%) 21,1 (+88,8%) 23,0 (+57,4%)
5,7 (+14,8%) 7,0 (+53,3%) 5,5 (+7,3%) 6,9 (+79,1%)
пищевая промышленность 19,2 (+20,3%) 8,6 (+34,0%) 14,2 (-54,6%) 12,5 (+4,3%)
4,2 (-62,3%) 38,1 (+2632,2%) 4,8 (-96,6%) 8,4 (+109,3%)
Энергетика
(кроме атомной)
17,8 (+93,6%) 36,7 (+54,45) 18,2 (+109,0%) 22,7 (+44,4%)
4,0 (-38,4%) 16,5 (+206,8%) 5,8 (+48,4%) 13,8 (+174,8%)
Транспорт и связь,
в том числе:
13,1 (+44,6%) 11,6 (-0,7%) 14,6 (+109,6%) 13,6 (+23,5%)
5,7 (-42,6%) 6,0 (+18,2%) 6,2 (+73,0%) 11,3 (+16,0%)
транспорт 12,0 (+2,7%) 17,3 (+86,3%) 26,4 (+85,4%) 25,4 (+10,1%)
4,9 (-70,2%) 6,1 (+61,6%) 5,1 (+2,9%) 9,5 (+16,8%)
телекоммуникации и связь 13,6  (+75,8%) 8,1 (-38,6%) 10,0 (+141,7%) 8,1 (+36,8%)
6,1 (-10%) 6,0 (+1,2%) 6,6 (+116,9%) 10,4 (+15,3%)
Информационные технологии 4 н/д н/д н/д 22,3 (н/д)
н/д н/д н/д 21,0 (н/д)
торговля 5 11,7 (-15,7%) 15,2 (+43,4%) 20,7 (+61,4%) 15,8 (-3,5%)
4,7 (+89,7%) 4,3 (+3,1%) 5,4  (+48,1%) 4,4 (+1,7%)
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 12,2 (-28,4%) 18,1 (+47,6%) 33,1 (+215,6%) 17,9 (-7,0%)
5,4 (-14,1%) 13,2 (+143,8%) 3,2 (-58,6%) 3,1 (+68,9%)
Государственное управление 6 16,8 (+144,6%) 8,8 (-45,5%) 10,4 (+9,4%) 13,8 (+83,4%)
6,1 (+69,3%) 4,0 (-32,4%) 8,0 (+86,6%) 5,1 (-12,6%)

Примечания:
1 Верхняя цифра — доля затрат предприятий на ИТ-услуги внешних организаций (включая услуги по ИТ-обучению персонала), нижняя цифра — доля внутренних ИТ-затрат предприятий (затрат на развитие внутренних ИТ-служб). Общий объем ИТ-затрат считался с учётом телекоммуникационных услуг.
2 В скобках указан прирост за год в абсолютном выражении по соответствующей статье затрат.
3 Показатели за период 2003-2006 гг. рассчитаны на основе данных Росстата.
4 По коду ОКВЭД «Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий».
5 Оптовая и розничная торговля (кроме торговли автотрансп. средствами), постпродажное обслуживание и ремонт.
6 Включает деятельность по обеспечению военной безопасности и обязательное социальное обеспечение.

Добывающая промышленность в сфере ИТ-услуг напоминала «спящего гиганта». В 2006 году темпы в отрасли умеренные и ровные (+15% составил прирост затрат на внешние ИТ-услуги, +17% — прирост внутренних ИТ-затрат). Между тем, добывающая промышленность характеризуется одной из самых высоких долей ИТ-бюджета, приходящейся на ИТ-аутсорсинг (27,4% от общей структуры ИТ-затрат с учётом расходов на связь). Ситуация является отражением особой «любви» сырьевых монополий к «статусным» внедрениям от крупнейших в мире интеграторов. Тем не менее за год до этого, активность сырьевиков на рынке ИТ-услуг была значительной и развертывалась по всему фронту — в 2005 году прирост затрат на внешние ИТ-услуги и на финансирование ИТ-служб составил, соответственно, +45,5% и +51,3%.

В машиностроительной отрасли героем года, конечно, стало транспортное машиностроение, продемонстрировавшее колоссальный прирост финансирования как услуг по интеграции, так и внутренних ИТ-отделов (+470,7% и +416%, соответственно). С одной стороны, здесь сыграло роль общее преображение, а точнее сказать полное перерождение отечественного автопрома, что выразилось в гигантском взлете всех видов ИТ-затрат новых сборочных предприятий. Такой технологической активности в отечественном автопроме не наблюдалась, наверное, со времен прихода в СССР «ФИАТа». С другой стороны, ситуация с ИТ-заказами, безусловно, определялась процессами в авиационной промышленности — в связи с рождением и «выводом в свет» нового крупного путинского детища — Объединенной авиастроительной компании.

Героем «с обратным знаком» вновь стало тяжелое машиностроение, наиболее кризисная отрасль отечественной промышленности, заводы которой большей частью встали, а оставшиеся резко сократили выпуск и работают на трети производственных мощностей. Впрочем, в тяжмаше ИТ-активность отмечалась и в 2004, и в 2005 году. Сначала в 2004-м, за счет сокращения на 45,7% финансирования внутренних ИТ-служб, в отрасли были резко увеличены расходы на услуги внешних ИТ-консультантов (+81,7%). Затем, в 2005 году, вновь резко возросли внутренние ИТ-расходы (+163,7%). Но 2006 год  вернул всё на круги своя — по обеим статьям расходы упали, соответственно,  на -16,6% и –32,1%.

В химической промышленности рост затрат как на внешние ИТ-услуги, так и на развитие внутренних ИТ-служб отмечается уже в на протяжении 3-х последних лет. При этом годовые темпы прироста по различным статьям не падают ниже 50-90%. В результате по итогам 2006 года доля внешних ИТ-услуг в общей структуре затрат химпрома (включающей затраты на связь) составила более 23% — это один из самых высоких показателей. Наращивание расходов происходит по принципу взаимодополнения — рост расходов на услуги ИТ-консультантов сопровождается ростом бюджетов внутренних ИТ-отделов предприятий.

Процессы роста в химпроме обусловлены действием целого комплекса факторов. Во-первых, само по себе процессное производство предъявляет очень жесткие требования к организации управления. Во-вторых, требования к ИС для химического производства являются одновременно и жесткими, и довольно специфицированными, что заставляет ИТ-компании предлагать для химпрома оригинальные и сложные решения. В-третьих, стимулирует спрос предприятий химпрома на ИТ-услуги и ряд внешних факторов — таких, как перевод фармацевтических и смежных производств на мировые стандарты GMP, участие в целом ряде ключевых федеральных целевых программ по развитию космической, авиационной промышленности и спецметаллургии, увеличение мощностей химических предприятий в связи с дополнительным производством веществ и препаратов для нужд медицины, спрос на которые возрастает в рамках нацпроекта «Здоровье», изделий из полимерных материалов для строительства в связи с нацпроектом «Доступное жилье» и т.д.

В торговле на фоне бурного роста в 2004-2005 гг. спроса на внешние ИТ-услуги и расширение деятельности внутренних ИТ-служб в 2006 году отмечается очередной «провал» потребления. Ситуация типична для капиталоемких отраслей, к которым относится торговля и, в которых, как уже говорилось, высокие технологии «исключены» из непосредственного процесса создания прибыли, выведены из главного технологического цикла и являются лишь вспомогательным средством, повышающим удобство и эффективность управленческой деятельности. Поэтому потребление ИТ является «разовой» процедурой — это разовые затраты с последующим сокращением ИТ-бюджета до минимального уровня, необходимого для поддержания в рабочем состоянии внедренной ИС. Предприятия торговли также больше тяготеют к формированию ИТ-бюджета, ориентированного на внешние ИТ-услуги, а не на ИТ-отделы. В 2006 году доля средств, направленных на услуги ИТ-консультантов, в торговле составила 16%, а годом ранее была ещё выше — 21%.

В 2005-2006 гг. политика одновременного наращивания финансирования услуг внешних ИТ-консультантов и деятельности внутренних ИТ-служб проводилась в секторе телекоммуникаций. В 2005 году рост затрат на ИТ-услуги составил +142%, в 2006 году +36,8%. В примерно том же режиме телекоммуникационные операторы развивали свои внутренние ИТ-подразделения — прирост по годам составил +117% и +15%, соответственно. При этом телекоммуникации — одна из немногих отраслей  с относительно низкой долей ИТ-бюджета, отведенной на внешние ИТ-услуги (всего 8-10%), а по доле средств, направленных на развитие ИТ-служб попадает в группу отраслей, рассматривающих этот тип вложений как приоритетные — 10,4% от всех ИКТ-затрат отрасли (для сравнения, в энергетике — 13,8%, в ИТ-секторе — 21%, и напротив, в электронном машиностроении — 4,9%, в транспортном — 6,5%).

Для сектора здравоохранения в последние два года была свойственна поэтапная политика информатизации, при которой сначала осуществляется один тип инвестиций,  затем в следующий период — другой. Так, в 2005 году при троекратном увеличении затрат на внешние ИТ-услуги, сокращались (за год почти на 60%) расходы на содержание ИТ-служб. В 2006 году, наоборот, при приросте затрат на развитие внутренних ИТ-служб (+69%), снижались затраты на услуги ИТ-консультантов.

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS