версия для печати
ИТ-аутсорсинг: крупнейшие сделки в России

ИТ-аутсорсинг: крупнейшие сделки в России

Открытой информации об аутсорсинговых ИТ-проектах в России пока очень мало, да и в той, что есть, заказчики предпочитают не оглашать всех деталей - особенно касающихся стоимости. Тем не менее, даже по скудным открытым данным можно составить представление о масштабе деятельности. В то время как на мировом рынке счет идет на сотни миллионов долларов и пятилетки, российские аутсорсинговые сделки пока заключаются преимущественно на год-два и не превышают по стоимости 5 млн долл.

До недавнего времени рынок ИТ-аутсорсинга в России стимулировало быстрое развитие ИТ-инфраструктур предприятий, наращивающих капитализацию и активно проводивших экспансию. Они могли позволить себе затраты на дорогостоящие услуги внешних ИТ-специалистов, чтобы вынести вовне непрофильные функции, сосредоточиться на ключевых бизнес-процессах. Многие ориентировались при этом на повышение прозрачности своей деятельности в целом, стремясь привлечь инвесторов.

Взрослея, отечественный рынок постепенно выучил, что ИТ-аутсорсинг - это не то чтобы дешево, но зато надежно, качественно и контролируемо. Если до 4 кв. 2008 года ориентировались на последние три параметра, то сегодня, в меняющихся экономических условиях, все больший интерес вызывает первый. Компании ищут способы сэкономить, задумываются, как оптимизировать затраты и повысить эффективность. С этими исканиями игроки связывают прогнозы роста интереса к ИТ-аутсорсингу и, соответственно, увеличения количества подобных проектов в России.

Пока информация о российском рынке ИТ-аутсорсинга плохо складывается в единую картину. Отрасль непрозрачна и пока все еще формируется. Нет единого понимания терминологии, расходятся представления о структуре сектора, и при этом крайне мало открытых сведений о реализуемых проектах. Подобная закрытость затрудняет попытки дать адекватную оценку объема, структуры и динамики рынка ИТ-аутсорсинга в России.

Крупнейшие по стоимости сделки ИТ-аутсорсинга в России 2007-2008 *

Заказчик Сервис-провайдер Год Контракт Стоимость Срок
1 Министерство финансов, Федеральное казначейство, Федеральная служба страхового надзора Союзинформ (Армада) 2008 Обслуживание ИТ-инфраструктуры 3,2 млн долл. 1 год
2 ФСК ЕЭС PM Expert (Армада) 2007 Внешнее управление программой проектов 2,2 млн долл. н/д
3 БАТ Россия Крок и Siemens Business Services 2006   Управление ИТ-инфраструктурой 2 млн долл 2 года
4 Ак Барс IBS Казань 2008 ИТ-процессы 1 млн долл. 3 года
5 ФСК ЕЭС АйТи 2008 Техническая поддержка лицензионного ПО Oracle 80 тыс. долл. 3 года
6 Управление вневедомственной охраны при ГУВД Московской области Компьюлинк 2006 Обслуживание ИТ-инфраструктуры 70 тыс. долл. 8 мес.
* - по данным из открытых источников

Источник: CNews Analytics, 2008

В некотором смысле к аутсорсингу российский рынок все еще не до конца готов. Во-первых, только недавно обозначился пул поставщиков сервисов, которые могут обозначить необходимый уровень квалификации, достаточный запас ресурсов и на выходе – высокое качество работы. Еще один важный аспект – стандартизация сервисов и вообще – выработка общих единых правил работ на этом рынке. Оценить экономический эффект и контролировать качество услуг проще, когда речь идет о типовых функциях. Во-вторых, заказчики, со своей стороны, тоже должны "дорасти" до аутсорсинга – научиться выбирать провайдеров услуг, адекватно формулировать задачи и корректно оценивать результаты.

Крупнейшие по стоимости сделки ИТ-аутсорсинга в мире 2007-2008 *

Заказчик Сервис-провайдер Год Контракт Стоимость (млн долл.) Срок
1 General Motors IBM, Cap Gemini 2006 Поддержка приложений и вычислительных задач в области разработки автомобилей, цепочки производства и снабжения, а также финансовых услуг GMAC 15000 5 лет
2 Royal Dutch Shell AT&T 2008 Обслуживание сетей и телекоммуникационных сервисов 1600 5 лет
3 Royal Dutch Shell T-Systems 2008 Обслуживание онлайн-сервисов, удаленных серверов, бизнес-процессов 1500 5 лет
4 AstraZeneca IBM 2007 Поддержка ИТ-инфраструктуры, управление ИТ-сервисами 1400  
Royal Dutch Shell EDS 2008 Техническое и сервисное обслуживание 1000 5 лет
6 General Motors HP 2007 ИТ-поддержка 700 5 лет
7 Unilever НР 2008 Управление ИТ-инфраструктурой 675 7 лет
8 Scotiabank IBM 2007 Управление ИТ-операциями, поддержка ЦОД, служба поддержки пользователей 480  
9 Fondiaria-Sai EDS 2007 Управление и поддержка ИТ-инфраструктуры 463 10 лет
10 Gruppo Monte Paschi Siena IBM 2007 ИТ-обслуживание 360 6 лет
* - по данным из открытых источников

Источник: CNews Analytics, 2008

Опыт мирового рынка показывает, что быстрее смогли приспособиться к ИТ-аутсорсингу и научились извлекать за счет него выгоды крупные компании. Во-первых, им проще было отдать внешнему поставщику непрофильные функции, уже достаточно хорошо отстроенные собственными ИТ-отделами. Последние в холдинговых структурах традиционно достаточно серьезны, профессиональны и не ужаты в средствах. Во-вторых, именно крупному бизнесу очевиднее эффект масштаба – и, соответственно, экономия за счет аутсорсинговых контрактов. Крупнейшие компании мира уже давно заключают масштабные – и по объемам работ, и по срокам – договоренности с сервис-провайдерами. С оглядкой на них вступает в эту игру средний бизнес, от которого сейчас ждут усиления активности – на фоне кризиса.

Крупнейшие сделки ИТ-аутсорсинга в России 2004-2008 *

Заказчик Сервис-провайдер Год Контракт Стоимость Срок
РОСНО DataFort 2004
2005
Комплексная ИТ-поддержка н/д 1 год, затем договор продлен
Русский Алюминий НР 2005 Управление основными приложениями, миграция данных на платформу HP, операционная и сервисная поддержка н/д 5 лет
Интеркомп DataFort 2005 Аутсорсинг корпоративной почтовой системы н/д н/д
РАО ЕЭС Борлас 2005 Поддержка OFA (Финансы) Oracle E-Business Suite н/д н/д
Уралкалий IT Expert 2006 Концепция по совершенствованию деятельности управления ИТ, обеспечение соответствия стандартам ITIL н/д н/д
БАТ Россия Крок и Siemens Business Services 2006
2008
Управление ИТ-инфраструктурой (11 сервисов: администрирование серверов, поддержка рабочих мест, бизнес-приложений, услуг мобильной связи и обеспечение ИТ-безопасности), Service Desk 16 сервисов (работа call-центра,  управление рабочими местами пользователей, организация первых линий поддержки систем SAP и V3), администрирование серверов, обеспечение ИБ) Более 27 млн руб./год 2 года
Управление вневедомственной охраны при ГУВД Московской области Компьюлинк 2006 Обслуживание ИТ-инфраструктуры (ремонт и сервисное обслуживание компьютеров и оргтехники) около 1,9 млн руб. 8 мес.
Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) Корпорация ЮНИ 2006 Техническое обслуживание и эксплуатация элементов локальной вычислительной сети ЕИАС н/д 1 год
Банк Сосьете Женераль Восток (BSGV) АйТи 2006
2008
Системное администрирование и круглосуточная поддержка в московском офисе;
Обеспечение бесперебойной работы серверного и компьютерного оборудования в Нижнем Новгороде и Краснодаре
Обслуживание вычислительной и оргтехники (Екатеринбург,  затем - Самара и Тольятти)
н/д 2 года
1 год
Уралкалий Борлас 2006 Аутсорсинг корпоративной ИТ-системы н/д н/д
Южная телекоммуникационная компания Микротест 2007 Поддержка телекоммуникационной инфраструктуры (диагностика, аварийное обновление и модернизация ПО, замена или ремонт вышедшего из строя оборудования, консультационные услуги) н/д 1 год
(затем контракт продлен еще на год)
Объединенная металлургическая компания IBM 2007
2008
Эксплуатация и техническое обслуживание ИТ-инфраструктуры SAP н/д н/д
ФСК ЕЭС PM Expert (Армада) 2007 Внешнее управление программой проектов в рамках создания автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии единой национальной электрической сети 57 млн руб н/д
Novartis AG DataFort 2007 Аренда оборудования, поддержка, управление и развитие аппаратной инфраструктуры SAP ERP н/д 3 года
Торговый дом ГУМ Лаборатория Касперского 2007 Обеспечение безопасности почтового трафика н/д н/д
Русский Алюминий Менеджмент Pba Consult 2007 Поддержка и развитие СЭД на базе Documentum 5.1 н/д н/д
Страховой Дом ВСК (Военно-страховая компания)  Ланит 2007 Техническая поддержка и ремонт вычислительной техники н/д 1 год
Северсталь-авто КомпьюЛинк 2007 Управление корпоративной мультисервисной сетью, администрирование инфраструктуры Microsoft (Active Directory, Microsoft Exchange Server 2003), Service Desk н/д 3 года
Сибирская Сервисная Компания АйТи 2007 Аутсорсинг техподдержки московского офиса н/д н/д
МТС ТехноСерв 2008 Техническая поддержка оборудования Sun Microsystems, Hitachi Data Systems и Brocade в 9 регионах н/д 1 год
ФСК ЕЭС АйТи 2008 Техническая поддержка лицензионного программного обеспечения Oracle более 21 млн руб. 3 года
Ункомтех АйТи 2008 Техническая поддержка ИТ-инфраструктуры в 16 филиалах н/д н/д
Министерство финансов, Федеральное казначейство, Федеральная служба страхового надзора Союзинформ (Армада) 2008 Обслуживание ИТ-инфраструктуры и ПО 80,7 млн рублей 1 год
Еврокоммерц DataFort 2008 Техническое обслуживание и управление рабочими станциями и периферийным оборудованием 54 из 57 региональных центров н/д н/д
Российская корпорация нанотехнологий DataFort 2008 Поддержка интернет-портала (администрирование и размещение программного комплекса на своих мощностях) н/д н/д
Ак Барс IBS Казань 2008 ИТ-процессы 25 млн руб. 3 года
Лента IBM 2008 Поддержка ИТ-инфраструктуры (восстановление и ремонт) н/д н/д
* - по данным из открытых источников

  Источник: CNews Analytics, 2008

Российские компании относительно недавно "познакомились" с ИТ-аутсорсингом, сохраняя бдительность и осторожность – т.е. избегая долгосрочных контрактов. Информации об их стоимости в открытых источниках до недавнего времени вообще почти не появлялось. Как, впрочем, не очень много фигурировало и собственно данных о подобных проектах. Обрывочность публичных сведений об аутсорсинговых сделках в России сама по себе характеризует начальный уровень развития этого сектора. Однако и по имеющейся информации можно судить, что в целом он повторяет общемировой тренд – первопроходцами здесь также стали крупнейшие отечественные компании, в которых исторически были сформированы мощные ИТ-подразделения и выделялись значительные суммы на информатизацию. Точно так же сегодня игроки рынка ждут, что в новой экономической ситуации "оживится" средний бизнес, который с целью снижения расходов чуть ли не все свои ИТ-задачи вынесет вовне. Правда, помешать этому может важный нюанс - пока что ожидаемого снижения цен на услуги аутсорсеров в России не наблюдается. А по косвенным данным можно предположить, наоборот, некоторый их рост в течение 2009 года.

Мария Попова / CNews Analytics

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS