версия для печати
Мировой рынок ИТ-услуг сократит разрыв между лидерами и отстающими

Мировой рынок ИТ-услуг сократит разрыв между лидерами и отстающими

Сложившаяся ко второму полугодию 2008 г. ситуация на мировом рынке ИТ-услуг демонстрировала гигантский разрыв между лидером сервис-потребления – Северной Америкой – и другими регионами. Теперь, в изменяющихся экономических условиях, ожидается, что все отстающие «подтянутся» - в частности, за счет увеличения потребления аутсорсинговых услуг в сфере ИТ.

Мировой рынок ИТ-услуг составил в 2007 г. около 750 млрд долл., по оценкам Gartner. Предполагалось, что за 2008 г. он вырастет на 9,5% - примерно до 820 млрд долл. К 2012 ожидалось увеличение его объема до 1 трлн долл. Разворачивающийся финансовый кризис, определенно, скажется на запланированных показателях, однако пока аналитики не спешат вносить  коррективы в свои прогнозы. Динамика первых 9 месяцев 2008 г. была достаточно хорошей, чтобы результаты года более-менее совпали с прогнозируемыми. Что будет далее – предсказать в текущей ситуации крайне сложно. Хотя замедление рынка явно просматривается, для оценки его масштабов пока слишком мало информации. Многое упирается и в то, насколько затяжной окажется общеэкономическая рецессия.

Сложившаяся ко второму полугодию 2008 г. ситуация на мировом рынке ИТ-услуг демонстрировала гигантский разрыв между лидером сервис-потребления – Северной Америкой – и другими регионами. В 2007 г. объем североамериканского рынка ИТ-услуг составил 311 млрд долл. (данные Gartner), из которых 293 млрд долл приходилось на США. Этот зрелый рынок демонстрирует, закономерно, самые низкие темпы роста – 6,7%. На регион Западной Европы пришлось 249 млрд долл., показатель роста – 9,9%. Лидеры здесь Великобритания (82 млрд долл.) и Германия (43 млрд долл.).

Наибольшую динамику показывают развивающиеся рынки Латинской Америки (14,5%) и Юго-восточной Азии (13,2%). Объем латиноамериканского сектора ИТ-услуг составил в 2007 г. 227 млрд долл., а азиатского, где лидирует Китай – 48 млрд долл. Для сравнения, рынок ИТ-услуг одной лишь Японии за тот же период превысил 87 млрд долл. Вклад же России в мировой объем продаж ИТ-услуг по-прежнему составляет менее 1%. 

Мировой рынок ИТ-услуг 2007

Источник: СNews Analytics по данным Gartner, IDC, Forrester, 2008

Поворотный 2008-ой

По итогам 2008 г. аналитики (в частности, Gartner) ожидали от мирового рынка ИТ-услуг роста на 9,5% - до 819 млрд долл. Из них предположительно 256 млрд долл. пошли на интеграционные проекты. На проекты по управлению ИТ пришлось 220 млрд долл. Европейский рынок ИТ-услуг вырос за тот же период, по предварительным данным, на 5,3% - до 211 млрд евро.

Впрочем, окончательные результаты 2008 г. подводят, не торопясь и с опаской. Уже начало второго полугодие стало резким контрастом по сравнению с бодрым стартом января-февраля, отмечали в Gartner. Скромные успехи компаний настораживали – многие отмечали, что часть планируемых аутсорсинговых контрактов замораживается или откладывается на неопределенный срок.

ИТ-аутсорсинг в целом оставался наиболее динамичным сектором рынка ИТ-услуг и продемонстрировал в 2008 г., по предварительным оценкам, рост 42%. Сектор интеграции и разработки стабильно рос примерно на 10% в год и составил по предварительным итогам 2008 г. 327 млрд долл., считают в Gartner

Структура мирового рынка ИТ-услуг в 2007-2009 гг., млрд долл.

  2007 г . 2008 г .* 2009 г .*
ИТ-консалтинг 64,7 71 75,5
Интеграционные проекты 232,5 256 272,4
Управление ИТ 201,2 220,7 234,4
Управление процессами 110,7 121,4 132,3
Техподдержка 89,7 94,7 97,3
Обслуживание ПО 49,3 55,4 60,6
Общий объем рынка ИТ-услуг 748 819,1 872,5
     *прогноз

Источник: Gartner, 2007

Отрасль меняет облик

Рынок ИТ-услуг начал меняться еще до кризиса. По мере своего развития и роста он фактически уперся в необходимость изменений. В какой-то момент стало очевидно, что условия игры усложняются, и им нужно соответствовать. В итоге, если раньше в секторе доминировали две основные группы сервис-провайдеров – консультанты и системные интеграторы, то постепенно начала складываться новая формация - так называемых партнеров по бизнес-инновациям и трансформациям (Business Innovation and Transformation Partners, BIPT). Эта категория игроков считается провайдерами «полного цикла», т.е. предоставляющими полный набор профессиональных ИТ-сервисов.

Интерес к такого рода комплексным «поставкам» ИТ-услуг от одного партнера был обусловлен всеобщим фокусом на инновациях, высокотехнологичном потенциале развития. Инновационность принято было определять как важный фактор развития и процветания бизнеса. Кроме того, высоко конкурентная среда требовала мгновенной подстройки под быстро меняющиеся условия. От единого ИТ-партнера требовалось следить за этими изменениями и адекватно поддерживать движение компанию в нужную сторону, создавать добавленную стоимость ее бизнесу.

Рост региональных рынков ИТ-услуг, 2007/2006

Источник: СNews Analytics по данным Gartner, IDC, Forrester, 2008

Обозначившийся крен предпочтений заказчика – чем меньше ИТ-партнеров, тем лучше – со своей стороны, усилил конкуренцию на глобальном рынке ИТ-услуг. Противостояли друг другу ИТ-консультанты и сервис-провайдеры, национальные и региональные игроки. Очевидный результат подобной маркетинговой войны – консолидация. В ее центре ожидаемо оказались так называемые «наращиватели стоимости» - т.е. компании, которые уже привлекли критическую массу заказчиков, нарастили географическое и сервисное портфолио – как по направлениям ИТ-консалтинга, системной интеграции, так и стратегического, управленческого консалтинга.

Аналитики Lunendonk (немецкой компании, специализирующейся на аналитике и консалтинге в сфере ИТ) отмечает, что есть два принципиальных отличия BITP от других типов провайдеров. Во-первых, BITP генерирует более 60% своего оборота от консалтинга и других сервисов. Во-вторых, из этого сервисного оборота, как минимум, 10% должны формироваться выручкой от одного из следующих направлений: ИТ-консалтинг, внедрение и системная интеграция, а также управление ИТ-системами.

От BITP заказчики ждут комплексных решений, а также экспертизы в области интеграции систем, развитых консалтинговых компетенций, экспертиза в области внедрения систем и технологических ноу-хау. Соответственно, ИТ-поставщик выбирается исходя из 5 критериев: отраслевая экспертиза, экономическая стабильность, управленческие компетенции, инновационный потенциал и технические компетенции. Чтобы соответствовать этим требованиям, ИТ-провайдерам, вероятно, придется придерживаться стратегии консолидации и впредь – ввиду чего со временем количество игроков на рынке ИТ-услуг может заметно сократиться, предполагают в Lunendonk. На этом фоне доминирующие позиции компаний BITP будут, соответственно, только усиливаться.

Мария Попова / CNews Analytics

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS