версия для печати
Дмитрий Гулько:
intertech

Дмитрий Гулько:

Сегодня предлагаемые решения должны быть как можно ближе к реальному бизнесу

О ситуации на рынке ИТ-услуг в условиях кризиса, об основных проблемах, возникших в этом секторе, и о возможных способах их решения в интервью CNews рассказал Дмитрий Гулько, президент компании «Интертех».

CNews: Как изменился за последнее время спрос отечественных заказчиков на ИТ-услуги? Какие основные факторы определяли его уровень?

Дмитрий Гулько: Очевидно, что в докризисные времена ИТ-рынок, как и весь российский рынок, бурно рос. Количество ИТ-проектов с начала 2008 года и вплоть до осенних событий, по нашим последним данным, превысило аналогичный показатель за тот же период прошлого года примерно в три раза. Соответственно, и наша компания на этом этапе развивалась максимально активно. Причем, что характерно, если до кризиса заказчики тратили значительные средства на инновационные проекты, то сегодня практически все они заморожены. Скажем, наши заказчики – прежде всего крупные компании корпоративного сектора – около 30-40% своих ИТ-бюджетов расходовали именно на инновационные проекты. Это свидетельствует о том, что ожидания компаний, ожидания их акционеров были самыми оптимистичными. Однако экономический кризис все очень изменил. После сентября-октября большинство наших заказчиков начали переходить на новую структуру ИТ-бюджетов, в которых стали превалировать расходы в первую очередь на поддержку имеющихся информационных систем, текущих проектов, затраты же на инновационную часть были «урезаны».

Безусловно, ИТ-отрасль, так же как и вся экономика страны, будет двигаться дальше. Тем более что ИТ-отрасль не самодостаточна. Будучи сервисной составляющей рынка, она от него очень зависима, поэтому ИТ-компании, и мы в том числе, будут ориентироваться на весь российский рынок. Пока, к сожалению, ожидания вряд ли можно назвать оптимистичными. А, учитывая, что успех российского рынка во многом зависит от цен на нефть, которые за последние месяцы упали в разы и по сей день продолжают медленно, но верно снижаться, ожидания становятся еще менее оптимистичными. Более того, я предполагаю, что даже если стоимость нефти не претерпит существенной негативной коррективы и останется на нынешнем уровне, то ИТ-рынок сократится примерно в 2-2,5 раза по отношению к первому полугодию 2008 года. И для большого числа компаний со всей серьезностью встанет вопрос выживания.

В то же время любой кризис помимо отрицательных сторон имеет и некоторые положительные. В период кризиса рынок проходит через очень сложный, болезненный, но при этом остро необходимый этап оздоровления. В такие моменты становится понятно, кто есть кто на самом деле, и наиболее здоровые с экономической точки зрения компании (пусть и не самые крупные) получают шанс для мощного рывка. На практике это выльется в целую серию слияний и поглощений, когда самые сильные компании будут поглощать менее приспособленных к ведению бизнеса в кризисных условиях игроков, не располагающих достаточным потенциалом. С рынка уйдут компании, оказавшиеся на нем случайно и имеющие наименьшую компетенцию.

Hello, you either have JavaScript turned off or an old version of Macromedia's Flash Player. Get the latest flash player.

CNews: Какие ИТ-услуги выходят сейчас на первый план с точки зрения востребованности?

Дмитрий Гулько: В структуре ИТ-бюджетов, которые как раз сейчас верстают крупные заказчики, определяющие и формирующие наш рынок, будут превалировать, конечно же, расходы на поддержку ИТ-инфраструктур, на поддержку уже работающих ИТ-систем. Соответственно, будут сокращаться затраты на инновационные ИТ-проекты. В первую очередь, спрос на ИТ-услуги сохранится со стороны тех заказчиков, бизнес которых в целом или частично напрямую зависит от ИТ-инфраструктуры, ее отлаженной, эффективной работы. Прежде всего, речь идет о крупных торговых сетях, банках, страховых, телекоммуникационных компаниях и т.п. Без широкой ИТ-поддержки их бизнес просто не может существовать. Очень многое зависит и от инвестиционных ожиданий акционеров компаний-заказчиков. Если эти ожидания будут оставаться пессимистичными, если не будет потребности в повышении капитализации компании, то и спрос на такие ИТ-услуги, как серьезный управленческий консалтинг, связанный с реализаций новых масштабных ИТ-проектов, будет сокращаться.

Hello, you either have JavaScript turned off or an old version of Macromedia's Flash Player. Get the latest flash player.

CNews: Насколько изменится доля услуг консалтинга в ИТ-бюджетах в условиях новых экономических реалий, по вашим прогнозам?

Дмитрий Гулько: Думаю, вместе с уменьшением всего ИТ-рынка в 2 – 2,5 раза примерно на столько же в целом сократятся и ИТ-бюджеты заказчиков. Но на самом деле, говорить в среднем по рынку достаточно сложно, ведь тут все зависит от конкретной компании – в каждой из них ситуация складывается по-своему. С одной стороны, есть компании, чьи бюджеты на ИТ традиционно были очень велики. Настолько, что ИТ-департаменты просто не успевали их осваивать и, по данным последних двух лет, появлялись «излишки». Поэтому правомерно ожидать, что, двукратное «сжатие» рынка приведет к устранению в таких компаниях в первую очередь именно этих излишков. На большинстве реально работающих ИТ-проектов, отдача от которых осязаема, сложившееся экономическое положение, скорее всего, не скажется, либо скажется в самой незначительной степени.

С другой стороны, есть компании, всегда имевшие довольно скудные ИТ-бюджеты. И здесь сокращение финансирования ИТ будет ощущаться острее. Перед многими такими предприятиями встанет вопрос, какие ИТ-проекты закрыть (даже если от них напрямую зависит бизнес либо какое-то его направление), а какие оставить. Конечно, ситуация, связанная с выбором между несколькими проектами, будет определяться главным образом мнением руководства компании, лиц, принимающих ИТ-решения. Однако во многом итог этого выбора будет зависеть и от способности поставщиков ИТ-услуг обосновывать целесообразность тех проектов, которые они ведут.

Что касается собственно услуг по ИТ-консалтингу, то, полагаю, ИТ-компаниям сейчас следует задуматься о смещении акцентов в этом сегменте бизнеса. Скажем, если основной целью нашей компании при осуществлении консалтинговых работ до кризиса чаще всего было достижение максимальной эффективности бизнеса заказчика на долгосрочную перспективу, максимальной капитализации его компании, то сегодня акцент уже на иной составляющей. А именно – как сократить издержки, как минимизировать затраты, как при этом сделать более эффективными текущие процессы. То есть решения, предлагаемые консультантами в нынешних условиях, должны быть как можно ближе к реальному бизнесу.

Вообще же сегмент ИТ-консалтинга ждут непростые времена. Ведь в эпоху кризиса, когда перед заказчиком встает вопрос, куда направить сильно похудевший ИТ-бюджет, вполне логично, что в первую очередь он потратит его на латание текущих дыр, нежели задумается о старте новых проектов, которые как раз и предваряются консалтингом. Поэтому в ближайшее время, возможно, в течение ближайшего года, спрос на консалтинговые услуги в чистом виде почти наверняка будет падать. А значит, ИТ-компаниям следует потуже затягивать пояса и думать, прежде всего, о конкретных потребностях сегодняшнего дня.

Hello, you either have JavaScript turned off or an old version of Macromedia's Flash Player. Get the latest flash player.

CNews: Как изменил структуру рынка ИТ-услуг интерес заказчиков к SaaS и СОА? Каких перемен в связи с развитием этих направлений вы ожидаете в ближайшей перспективе?

Дмитрий Гулько: Первое полугодие 2008 года было отмечено всеобщей эйфорией. Заказчики располагали большими ИТ-бюджетами, они готовы были вкладывать серьезные деньги в масштабные инновационные проекты. Проекты, связанные с SaaS и СОА, относятся как раз к категории инновационных. Наша компания также предпринимала активные действия в этом направлении. Мы пытались запустить ряд подобных проектов, и некоторые из них вошли в фазу предварительного постановочного консалтинга, но именно в этот момент вмешался кризис, поэтому сегодня с дальнейшим развитием этих проектов придется подождать, ведь их реализация требует существенных инвестиций, на которые большинство компаний в настоящий момент не готовы. Хотя все равно мы будем пытаться двигаться в этом направлении, будем совместно с заказчиками и вендорами искать возможности для воплощения инновационных решений. Так, например, конструктивные партнерские отношения у нас сложились с компанией SAP. Относительно недавно она приобрела компанию Business Objects, с продуктом которой, относящимся к классу BI и позволяющим реализовывать стратегическое управление крупными холдингами, выходит на российский рынок (уже сейчас есть несколько прецедентов успешных внедрений). Совместно с SAP мы проводили несколько акций в ряде российских крупных корпораций и можем констатировать достаточно высокий интерес к решениям такого рода.

Какими темпами будут развиваться подобные наши проекты в дальнейшем, сейчас сказать сложно. В значительной степени это будет зависеть от того, сколь крупными окажутся ИТ-бюджеты заказчиков в следующем году, ибо внедрение решений столь высокого уровня предполагает выделение серьезных средств. Если измерять в долларах, то сегодня это порядка 10 млн дол. В общем-то, вполне нормальный бюджет для крупного проекта крупной корпорации. Однако по нынешним меркам эта сумма уже совсем не кажется «нормальной», причем даже для крупной компании. Правда, что будет завтра и с долларом и в целом с финансовой и экономической ситуацией в стране и мире, мы можем лишь прогнозировать, а потому будем надеяться на лучшее.

Но как бы ситуация ни сложилась в будущем, сегодня всем заинтересованным сторонам нужно проявлять гибкость. Взять тех же вендоров ПО. Сейчас они оказались в условиях кризиса, равно как и все остальные участники рынка, а потому вынуждены приспосабливаться к новым реалиям. Один из способов – предоставление дополнительных скидок как на сами лицензии, так и на дальнейшее обслуживание, что, впрочем, некоторые вендоры уже начали делать. Они понимают, что сейчас важнее всего не останавливаться и продолжать продавать (пусть даже и со значительным дисконтом), ведь только так можно удержать свои рыночные доли.

Hello, you either have JavaScript turned off or an old version of Macromedia's Flash Player. Get the latest flash player.

CNews: Способен ли экономический кризис оказать влияние на стоимость ИТ-услуг, а также на уровень зарплат ИТ-специалистов?

Дмитрий Гулько: С одной стороны, кризис несет нам, как и всей экономике, грандиозные проблемы. Многие компании уже сегодня оказались в очень сложном положении. Но, с другой стороны, кризис – это холодный душ, который способен всех отрезвить и в итоге оздоровить многие экономические процессы. В немалой степени сказанное касается и рынка ИТ-услуг, особенно консалтинговых, расценки на которые в последнее время были сильно перегреты.

Таким образом, можно со значительной долей уверенности прогнозировать, что расценки на ИТ-услуги упадут. Хотя, скорее всего, тут надо говорить не столько о падении, сколько о приведении цен к актуальным рыночным уровням, к некоему нормальному пониманию рентабельности.

Что касается уровня зарплат ИТ-специалистов, то и здесь наблюдается примерно та же картина. До кризиса уровень оплаты их труда был чрезмерно перегрет, недостаток профессионалов испытывали практически все ИТ-компании. Кризис же и тут все расставил на свои места: сегодня мы отчетливо видим, что с каждым днем на рынке труда появляется все больше и больше резюме «итэшников». И уже не работодатели конкурируют за работника, а, напротив, работники начинают бороться за рабочие места. Неизбежное следствие этого процесса – изначальное уменьшение финансовых ожиданий со стороны соискателей, а значит, и уменьшение зарплат. И мы это наблюдаем уже сейчас.

Правда, есть тут один весьма существенный нюанс: в первую очередь ИТ-компании сокращают менее квалифицированный, наименее опытный персонал. Те же специалисты, которые обладают высокими профессиональными навыками, вряд ли испытают какие-либо затруднения, они всегда найдут себе достойную работу с высокой зарплатой, которая едва ли уменьшится. Скорее, напротив, несмотря на кризис, будет только расти. Ведь в этом сегменте работодатели продолжают конкурировать между собой, ибо подобного рода высоких профессионалов совсем немного. А потому велика вероятность того, что кризис станет причиной разделения рынка труда в сегменте ИТ на две неравнозначные части – на топ-специалистов и всех остальных.

Hello, you either have JavaScript turned off or an old version of Macromedia's Flash Player. Get the latest flash player.

CNews: Развитию каких ИТ-услуг уделяла наибольшее внимание в течение последнего года ваша компания?

Дмитрий Гулько: Мы стараемся фокусироваться на инновационных направлениях, всячески развивая эту сторону нашей деятельности (хотя, конечно, кризис внес сюда существенные коррективы). Само собой, мы никогда не оставляли нашу традиционную нишу – тему нормативно-справочной информации (НСИ). Ведь именно «Интертех» в свое время инициировал, развернул и раскрутил ее на российском рынке, стал ее зачинателем и пионером. Этот наш успех сегодня признан уже повсеместно. Более того, системы НСИ уже фактически стали отдельным направлением, которое активно обсуждается в прессе, которому регулярно посвящаются целые обзоры. Многие ИТ-компании стараются проникнуть на этот рынок и захватить какую-то его часть. Однако «Интертеху» удается доминировать в этой нише почти полностью.

Наряду с совершенствованием своих решений в области НСИ мы развиваем и ряд новых направления. В частности, совместно с SAP мы планируем запустить проекты в сегменте BI на основе продуктов линейки Business Objects. Не забываем мы и про наши планы по реализации решений, основанных на сервис-ориентированной архитектуре и т.д. Однако при всем величии планов и широты направлений в общем портфеле «Интертеха» до сих пор превалирует наш традиционный продукт – НСИ.

Hello, you either have JavaScript turned off or an old version of Macromedia's Flash Player. Get the latest flash player.

CNews: Каковы ваши планы, связанные с развитием спектра предлагаемых ИТ-услуг? Какие коррективы они претерпели в связи с кризисом?

Дмитрий Гулько: «Интертех» – это рыночная компания, мы работаем в рыночных условиях и вместе с рынком переживаем все, что на нем происходит. Все конъюнктурные тренды незамедлительно сказываются и на нашей деятельности. Соответственно, наша задача – постараться предвидеть их и предпринять какие-то превентивные меры.

Что касается планов нашей компании, то, безусловно, они подвергнутся определенной коррективе. Некоторые изменения произойдут в организационной структуре. Упомянутая мной тенденция разделения рынка труда на топ-специалистов и остальных работников затронет и «Интертех».

С целью сберечь тот ценный кадровый потенциал, который сумели накопить за многие годы развития, мы и далее продолжим стимулировать наших сотрудников, обладающих высокой компетенцией и профессионализмом. Ведь когда закончится кризисный период, мы должны быть во всеоружии, чтобы сразу же набрать хороший темп. Оптимизировать и экономить мы, конечно же, будем, но только там, где это ни при каких обстоятельствах не сможет повредить глобальному потенциалу нашей компании и не повлечет за собой прямой ущерб.

Hello, you either have JavaScript turned off or an old version of Macromedia's Flash Player. Get the latest flash player.

CNews: За счет чего вы предполагаете «выживать» на рынке ИТ-услуг, и в частности консалтинга, в новых экономических условиях?

Дмитрий Гулько: Выбирая из двух стратегий – меньше тратить или больше зарабатывать – мы, конечно, отдаем предпочтение второй. В условиях многократно усиливающейся конкурентной борьбы мы будем стараться предлагать высококачественные услуги по максимально демократичным расценкам. Иными словами, качество наших услуг и уровень квалификации наших консультантов ничуть не уменьшатся (более того, мы направим все усилия на их повышение), а вот цены будем снижать. ИТ-рынок никуда не исчезнет, он может многократно «ужаться», но в любом случае он останется, и наша задача – сохранить ту его долю в абсолютных цифрах, которую мы имеем на сегодняшний день. Делать это мы будем в том числе и за счет поглощения долей других компаний, оказавшихся менее сильными и приспособленными. Разумеется, пока это лишь наше желание. Насколько оно совпадет с нашими возможностями, покажет только время. Так или иначе, мы настроены на самую активную борьбу за новые заказы, новые проекты.

Не исключаем мы и возможность участия в M&A-процессах в качестве покупателя. Конечно, на рынке есть немало ИТ-компаний, имеющих большие инвестиционные амбиции и активно ищущих возможности для поглощения других игроков. Будучи реалистами, мы отдаем себе отчет в том, что «Интертех» не самая крупная компания, но в число средних и даже крупных игроков рынка мы попадаем наверняка. В то же время следует отметить, стратегия развития нашей компании не подразумевает направление M&A как доминирующее, пока оно не превратилось в четко осознанную стратегическую линию. Хотя повторюсь – мы этого не исключаем.

Hello, you either have JavaScript turned off or an old version of Macromedia's Flash Player. Get the latest flash player.

CNews: Спасибо.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS