crt-service.ru

Обзор подготовлен

версия для печати
Что делать с накопленным арсеналом приложений?

Что делать с накопленным арсеналом приложений?

Со временем в портфеле каждой крупной компании образовывается исторический пласт систем, многие из которых давно устарели. Какие-то решения представляют собой первые рукописные программки. Зачастую в корпоративном "зоопарке" ПО за ними сложно уследить. Однако все вместе они потребляют немало ресурсов, которые можно было бы использовать с большим толком.

Проблема, с которой всем CIO предстоит столкнуться в ближайшем будущем – сокращение и реструктуризация накопленных данных. Многие системы не справляются с избыточными данными уже сейчас, и для их "спасения" приходится срочно искать новые дополнительные ресурсы.

Параллельно с этой проблемой существует и другая, также тесно связанная с ресурсами – проблема приложений. За долгое время работы у любого бизнеса накапливается ряд систем, каждая из которых потребляет значительную долю ресурсов. Как определить, от каких предложений стоит отказаться, какие отдать на аутсорсинг, а какие сохранить?

Чистка рядов

Признаком того, что эта проблема скоро встанет перед многими компаниями, может служить то, что о ней уже задумались технологические гиганты. В том числе, недавно сокращение своих публичных приложений провела компания Google. Под нож попали такие сервисы как Google Wave, Google Knol, закладки Google, возможность просмотра подробной статистики поиска. Причина проста – Google большая компания, но даже она не может позволить себе содержать приложения, у которых нет достаточного количества пользователей. Все эти сервисы терялись на фоне более популярных систем гиганта, поэтому было принято решение не расходовать на них ресурсы. Также в этом году было объявлено о прекращении работы социальных приложений Google Buzz и Google Friend Connect – они уступили место новому масштабному проекту Google+.

Пример Google хоть и не напрямую соотносится с внутренними делами бизнеса, тем не менее позволяет определить основные причины отказа от приложений – их непопулярность и избыточность. При оптимизации бизнес-приложений, которыми пользуется компания, обратить внимание в первую очередь стоит на то, какие приложения исчерпали себя. Функции одних перестали быть востребованы в принципе, функции других дублировались в других, более эффективных решениях.

"На мой взгляд, избыточность приложений может появляться в структурах, которые постоянно меняются и которым нужно быстрое решение для конкретной задачи, – уверен Андрей Саулин, директор департамента автоматизации бизнес-процессов NRG Group. – Задачи эти со временем эволюционируют или деградируют, а ПО остается. Поэтому нужно постоянно отслеживать эти задачи и либо готовить под них более структурированное ПО либо отказываться от них".

Причиной избыточности приложений может стать и то, что они были созданы по желанию крупных фигур внутри самой компании, но не приносят пользу бизнесу в целом. "Часто бывает, что внедрение приложения в погоне за модой или из других побуждений "продавлено" кем-то из авторитетных людей (бизнеса или ИТ, неважно), но не участвует в бизнес-процессах. Тогда оно становится "камнем", тянущем компанию вниз", – считает заместитель руководителя департамента ИТ компании "Треолан" Андрей Максимов.

В России с этой проблемой уже столкнулись лидеры рынка, например компания "Росгосстрах". "Мы решили начать инвентаризацию портфеля бизнес-приложений, – рассказала CNews Мария Вожегова, вице-президент по ИТ и операциям компании "Росгосстрах". – В первую очередь были выведены из эксплуатации малофункциональные и неиспользуемые системы, сейчас мы постепенно консолидируем действующие функциональные блоки, обновляем устаревшие модули". Год назад один из экспертов рынка, сталкивавшийся с ИТ-инфраструктурой "Сбербанка", столкнулся с тем, что ИТ-департамент не может дать точный и полный перечень всех используемых решений. "А вот там стоят серверы, на которых что-то работает, но никто не знает, что именно", – сказали сотрудники банка эксперту. Проекты по инвентаризации привлекают все больший интерес рынка.

Как избавиться от излишков

Помимо тесного диалога с бизнесом, для проверки эффективности работы тех или иных приложений можно воспользоваться различными методами. Например, технологическим. Для этого нужно прибегнуть к помощи одного из программных решений, позволяющих протестировать бизнес-приложения, определить пик их нагрузки или, наоборот, время простоя, а также проблемы, которые способны повлиять на надежность, производительность и масштабируемость приложений. Подобные решения позволяют симулировать нагрузку на приложения от десятков тысяч пользователей и выявлять любые технические неисправности в работе приложений, причем начиная с уровня их кодирования. Из подобных решений эксперты рекомендуют Borland SilkPerformer, HP Load Runner и Impetus, для проверки web-приложений.

Если же вопрос ставится не к технической стороне работы приложения, а к его роли в общей архитектуре компании, то стоит рассмотреть возможность обращения к независимому консультанту. "Если использование приложения не приносит прибыли компании, не поддерживает его основные бизнес-процессы, то такое приложение является кандидатом либо на улучшение (редизайн), либо на прекращение использования, – отмечает Андрей Максимов. – Если приложение является стандартным в своей области, например WMS, то пригласить консультантов имеет смысл. Если это специфичная вещь, то лучше принимать решение внутри компании".

В ходе эволюции любого бизнеса потребность в одних приложениях усиливается, в других – ослабевает. Используются те решения, которые удобны в текущий момент. "Таким образом, между востребованностью и частотой использования можно в некоторой степени поставить знак равенства", – отмечает Василий Юдачев, независимый консультант по бизнес-процессам и информационным технологиям.

Одна из ключевых задач ИТ – постоянно прислушиваться к потребностям бизнеса и предлагать арсенал востребованных решений, не забывая об инвентаризации мощностей и систем. Такой подход позволяет значительно упростить процесс оптимизации приложений. "Для того чтобы создать правильный набор инструментов ведения бизнеса, следует подходить к вопросу системно: формировать ландшафт бизнес-приложений, представляя все потребности компании в целом, и находиться в диалоге с бизнесом", – резюмирует Василий Юдачев.

Оптимизацией бизнес-прило жений в России уже занимаются консалтинговые компании. Они помогают определить, в развитие каких приложений вкладывать деньги, а от каких стоит сразу отказаться, какие оправдывают свою стоимость, а какие нет. "Со времени функционал растет – либо по размеру, либо по мощности, либо в компании появляется новый функционал. Здесь и начинается оценка, а могут ли текущие приложения помочь с растущим или новым функционалом, — рассказывает Алексей Дроздов, старший аналитик "Техносерв Консалтинг". — Ведь известно, что большинство приложений из одной ниши решают одни и те же задачи, только в разных масштабах (как Microsoft CRM и Siebel CRM). Стоимость развития текущего приложения под новый функционал оценивается и затем  сопоставляется со стоимостью внедрения новых приложений".

Он также отметил, что в "РФ бизнес складывается и развивается в исторической последовательности, весь реализуемый функционал необходим, он просто не перестает быть актуальным".  При таком подходе вопрос встает скорее в плоскости мощностей и возможности взаимодействия с другими приложениями, чем "ненужности" какого-либо приложения.

Евгений Смирнов

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS