crt-service.ru

Обзор подготовлен

версия для печати
ИТ-аутсорсинг в России: менталитет меняется, но медленно

ИТ-аутсорсинг в России: менталитет меняется, но медленно

Объем российского рынка ИТ-аутсорсинга к концу 2011 года достигнет $1,3 млрд, а темпы роста увеличатся до 25-27% по сравнению с 21% в 2010 году. Такие результаты показало исследование Ассоциации стратегического аутсорсинга (АСТРА). ИТ-компании на себе почувствовали увеличивающийся спрос на аутсорсинг ИТ-функций.

Предприятия по-разному решают для себя вопрос - собственная ИТ-служба или аутсорсинг? "Наша компания опытным путем определила золотую середину привлечения аутсорсинга. Еще на самом старте, не имея собственной ИТ-службы, мы поручили разработку базовых элементов системы внешним подрядчикам, – рассказывает генеральный директор компании Shopping Live Илья Кирик. – Тогда казалось, что за небольшую переплату мы в кратчайшие сроки получим качественный продукт. Однако уже через месяц стало очевидно, что выигрыш по времени рискует обернуться в проигрыш по всем остальным позициям: подрядчик не смог погрузиться в детали бизнеса и многие моменты были отработаны поверхностно. В итоге нам пришлось оперативно вмешиваться в процесс и сконцентрировать основную работу внутри компании. В дальнейшем этот урок многому нас научил".

"Для нашего бизнеса принципиально наличие мощной ИТ-службы: многие задачи, которые приходится решать в ходе нашей деятельности, уникальны и не имеют готовых решений, – комментирует Дмитрий Уханов, вице-президент по ИТ группы компаний QIWI, – Мы считаем, что собственное ИТ-подразделение как нельзя лучше отвечает нашим интересам. Мы активно инвестируем в его развитие. Но в некоторых случаях, для некритичных по важности и срокам проектов, разовых задач, мы прибегаем к услугам аутсорсинговых компаний, каждый раз очень скрупулезно выбирая партнеров".

Факторы, побуждающие к использованию ИТ-аутсорсинга

Источник: АСТРА, 2011

Дмитрий Горшков, директор департамента информационных технологий "Росгосстрах банка", также ряд функций передает на аутсорсинг: "За счет привлечения внешних подрядчиков можно решать ряд ИТ-задач быстро и эффективно, причем как по краткосрочным, так и по долгосрочным проектам. У нас организована собственная служба информационных технологий, но есть и функции, исполняемые сторонними компаниями. В основном они связаны с сервисным обслуживанием оборудования (поддержка серверного и сетового оборудования, IP-телефонии, систем видеонаблюдения, комплекса программного обеспечения)".

А, например, "ДжиИ Мани Банк", напротив, практически ничего не отдает на аутсорсинг. Татьяна Архарова, директор департамента информационных технологий банка, заявляет, что для объема и специфики их бизнеса, это не добавляет ценности. "На 90% у нас собственная служба ИТ. Лишь иногда мы используем аутстафинг для тестирования в рамках внедряемых проектов", – говорит она.

Структура российского рынка ИТ-аутсорсинга в 2011 году по видам услуг

Источник: АСТРА, 2011

Кто чаще пользуется аутсорсингом?

Эксперты Orange Business Services отмечают, что около 30% от общего числа контрактов на ИТ-аутсорсинг приходится на нефтегазовые компании и финансовые предприятия. Тем не менее, очевидные преимущества аутсорсинга оценили компании из всех отраслей. Среди заказчиков подобных услуг есть и телекоммуникационные компании, и государственные структуры, транспорт и энергетика.

Представители "1С:Бухучет и Торговля" (БИТ) считают, что чаще всего ИТ-аутсорсингом пользуются торговые и производственные компании, однако согласны с тем, что выделить определенную сферу достаточно сложно, так как аутсорсинг (полный или частичный) подходит любому предприятию.

По опыту компании Contour Components, это крупные международные корпорации, оперирующие в России, а также госструктуры. Например, на аутсорсинг переданы такие большие проекты, как ГАС "Управление", ГИС "Энергоэффективность".

Структура российского рынка ИТ-аутсорсинга в 2011 году по отраслям

Источник: АСТРА, 2011

Какие функции выгоднее отдавать?

Среди наиболее востребованных услуг на этом рынке – поддержка ИТ-инфраструктуры (около 20%) и услуги дата-центров (около 18%), отмечают в компании Orange Business Services. На облачные сервисы (IaaS, SaaS), о которых сейчас очень много говорят, приходится пока только около 10%, однако здесь достаточно большой потенциал роста.

Эксперты Contour Components добавляют к этому перевод систем компаний в ЦОДы, то есть аутсорсинг оборудования. Дополнительно передается системная среда – операционные системы, СУБД. И уже после – приложения.

Илья Кирик считает, что ИТ-аутсорсинг может быть полезен для выполнения обслуживающих функций, не связанных напрямую с ключевыми и ежедневными бизнес-процессами компании: "В нашем случае мы полностью отдали на аутсорсинг все, что связано с ИТ-сопровождением бухгалтерии". Специалисты "1С:Бухучет и Торговля" (БИТ) резюмируют, что для малого бизнеса чаще всего это полная передача информационной системы на обслуживание. Для среднего – частичная передача. Для крупного – только определенные сервисы.

Структура российского рынка ИТ-аутсорсинга в 2011 году по типу поставщиков

Источник: АСТРА, 2011

Плюсы и минусы

Дмитрий Горшков считает, что аутсорсинг выгоден возможностью снижения кадровых рисков. Из минусов – высокая стоимость и зачастую недостаточное качество оказываемых услуг.  "Хочу также отметить важную особенность банковского ИТ-аутсорсинга: наши подразделения безопасности практически всегда занимают жесткую позицию относительно передачи какой-либо информации или средств обработки данных третьим лицам, пусть даже и партнерам, поставщикам услуги, - комментирует он. - Еще одной особенностью ИТ-аутсорсинга в банках является высокая зависимость операционной деятельности банка от функционирования ИТ-системы. Даже незначительные незапланированные перерывы в работе, например, сбой систем операционного дня, процессинга, могут стать причиной серьезного репутационного и финансового ущерба".

"Аутсорсинг разработки ПО полезен для быстрого привлечения большого объема ресурсов на реализацию срочных и крупных проектов или, наоборот, некритичных задач, не требующих глобального сопровождения в последующем, – заявляет Дмитрий Уханов. – Аутсорсинг построения и обслуживания инфраструктуры позволяет сэкономить на капитальных затратах и содержании команды персонала, сопровождающего и обслуживающего ИТ-структуру".

Татьяна Архарова считает, что основная польза аутсорсинга – это возможность повысить эффективность ИТ-функции за счет эластичности в управлении ресурсами и использования освобождающихся организационных, финансовых и человеческих ресурсов для развития новых направлений или концентрации усилий на уже существующих. С этим согласны в компании Contour Components: плюсы – в минимизация затрат на кадры, софт, компьютеры, офисные площади, фокусирование на основном бизнесе. Это похоже на отказ от собственных электростанций, которые были раньше у заводов. Например, одному из клиентов компании, если бы он владел собственной BI-системой, пришлось бы нести расходы на основной, резервный, тестовый серверы, администраторов для круглосуточной работы, аналитиков, программистов, тестировщиков, десятки квадратных метров, кондиционирование.

Среди минусов аутсорсинга специалисты "1С:Бухучет и Торговля" (БИТ) отмечают опасность утечки коммерческой информации или даже полную потерю контроля над информационной системой, необходимость вложения в собственную ИТ-систему в начале сотрудничества и зависимость от аутсорсера.

Препятствия для развития ИТ-аутсорсинга

Источник: АСТРА, 2011

Как взаимодействовать эффективно

По мнению Ильи Кирика, с помощью четко сформулированных задач и целей можно добиваться необходимого результата от поставщиков услуги. Единственное, что является обязательным требованием для аутсорсинга – это наличие контролирующего сотрудника. Представители Contour Components отмечают, что одна из главных проблем при сотрудничестве – информационная безопасность, вторая – бесперебойная работа, третья – скорость реагирования на пожелания. Что касается информационной безопасности, то современные технологии таковы, что главным нарушителем становится сотрудник компании, который в любом случае имеет доступ к данным. Бесперебойную работу можно точно описать в контракте. Скорость реагирования тоже. Об этом же говорят и в "1С:Бухучет и Торговля" (БИТ): в договоре нужно все четко прописывать, в том числе ответственность для аутсорсера и клиента, соглашение о неразглашении конфиденциальной информации сотрудниками аутсорсера.

Эксперты Orange Business Services считают, что рынку ИТ-аутсорсинга мешает прежде всего укоренившийся менталитет держать все ИТ внутри компании. В первую очередь это относится к среднему и крупному бизнесу. Кроме того, есть риски, связанные с несовершенным законодательством, в частности законом №152-ФЗ о защите персональных данных. К сожалению, пока непонятно, как будет контролироваться его соблюдение, к примеру какой будет практика применения штрафов.

Наталья Суслова

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS