crt-service.ru

Обзор подготовлен

версия для печати
Дефицит ИТ-специалистов вынуждает компании объединять усилия

Дефицит ИТ-специалистов вынуждает компании объединять усилия

Российский ИКТ-рынок развивается чрезвычайно активно, однако, по мнению экспертов, этому развитию может серьезно помешать дефицит квалифицированных кадров – проблема, с которой сталкиваются большинство российских компаний.

По данным кадровых агентств, ИТ-специалисты входят в пятерку профессий, наиболее востребованных рынком. Как посчитали сотрудники кадрового центра "Юнити", в 2011 году спрос на них только увеличился. Они отмечают, что рынок труда специалистов в сфере информационных технологий постепенно возвращается к своим докризисным значениям, и работодатели вновь готовы вступать в конкурентные войны за квалифицированных сотрудников. Компании перекупают друг у друга профессионалов, что способствует росту заработной платы и компенсационных пакетов.

"Согласно данным нашего последнего исследования тенденций найма персонала, ИТ-специалисты входят в топ-5 наиболее востребованных профессионалов. В течение всего года мы наблюдали устойчивый спрос на них со стороны компаний различных отраслей. Особенно можно выделить розничные сети, фармацевтические компании, банковский сектор и сектор электронной коммерции”, – делится мнением Максим Царский, консультант департамента ИТ и Telecom рекрутмента компании Antal Russia.

Ситуация, сложившаяся на рынке труда, позволяет ИТ-специалистам диктовать свои условия работодателям. "Несмотря на то, что рынок ИТ-специалистов нельзя однозначно назвать "кандидатским", некоторый перевес в сторону претендентов все же ощущается. Соискатели с хорошим резюме и профессиональными навыками зачастую имеют несколько предложений о работе и могут диктовать свои условия потенциальным работодателям", – констатирует Максим Царский.

Когда количество не соответствует качеству

По подсчетам кадровых агентств, спрос в ИТ-индустрии на квалифицированный персонал стабильно высок, предпосылок для его снижения в ближайшем будущем не предвидится. "В следующем году мы ожидаем продолжения "бума" интернет-коммерции, в цене будут опытные менеджеры интернет-проектов, – говорит Максим Царский. – К наиболее востребованным вакансиям относятся разработчики (особенно специализирующихся на мобильных платформах), менеджеры проектов, Java-программисты, PHP-программисты, консультанты по внедрению SAP и хранилищ данных, специалисты по поддержке Diasoft, ИТ-менеджеры и CIO".

"Существует определенный спрос на профессиональных бизнес-аналитиков. Также в цене действительно хорошие управленцы в сфере ИТ. Высококвалифицированных менеджеров мы, как правило, ищем достаточно продолжительное время", – продолжает список наиболее дефицитных ИТ-специалистов Елена Бутковская, консультант департамента IT и Telecom хедхантинговой компании Cornerstone. Также кадровые агентства жалуются на острую нехватку на рынке претендентов, имеющих сертификацию инженерного уровня по системным решениям Microsoft, Oracle, IBM, HP. "Спрос на специалистов ИТ-индустрии возрастает с каждым годом, - говорит Татьяна Козлова, директор по персоналу Optima consulting. - Конечно же, "узкие" специалисты, как "консультант FI-AA" или "консультант FI-FM" всегда востребованы, но я бы первое место отдала "бизнес-архитекторам" – тем, кто видит проблему клиента "сверху" и может предложить варианты ее решения".

ИТ-специалисты по-прежнему стоят дорого. Согласно данным компании Antal Russia, ежемесячный оклад ИТ-менеджера в зависимости от опыта работы составляет 120-220 тыс. рублей. Что касается позиции CIO, то здесь кандидаты могут получить доход минимум в 180 тыс. рублей в месяц. Самый низкий уровень заработной платы у специалистов по технической поддержке пользователей – от 50 до 150 тыс. рублей.

Средний уровень зарплат ИТ-специалистов

Должность Ежемесячная базовая зарплата до уплаты налогов, тыс. руб.
минимум максимум
ИТ-директор, CIO 180 350
ИТ-менеджер 120 220
Менеджер проекта 120 300
Менеджер проекта (телекоммуникации) 70 150
ИТ-архитектор 100 280
Бизнес/системный аналитик 70 170
Разработчик/аналитик 70 150
Программист 80 180
Консультант ERP, CRM 80 200
Инженер по предпродажной подготовке 70 160
Специалист по информационной безопасности 90 130
Сервисный инженер 80 130
Системный администратор/администратор базы данных 70 150
Специалист по технической поддержке пользователей 50 110
Сетевой инженер 70 160

Источник: Antal Russia, 2011

Впрочем, на высокое вознаграждение могут рассчитывать лишь претенденты, обладающие значительным опытом работы и навыками по специальности, которых найти очень непросто. "Чаще всего уровень подготовки кандидатов на вакансию не адекватен уровню запрашиваемой ими заработной платы, – рассказывает Николай Боровский, генеральный директор компании North Logistic. – Например, поиск сотрудника, который бы разбирался в нескольких ключевых системах, сегодня практически непосильная задача. Хотя еще 5-6 лет назад на рынке можно было найти специалиста с сертификатами по технологиям нескольких производителей одновременно".

По словам рекрутеров, основная проблема заключается в том, что на рынке много соискателей, но мало профессионалов. "Для большей наглядности, рассмотрим конкретный пример из практики, – предлагает Елена Бутковская. - Если в компании открыта позиция ИТ-директора, в первые сутки она собирает около 260 откликов. При этом меньше четверти резюме действительно оказываются релевантными. Некоторые соискатели трезво оценивают свой уровень и присылают резюме с пометкой о том, что не подходят под данную вакансию, и просят иметь в виду свою кандидатуру на будущее, но большая часть откликов приходит от людей, не подходящих ни по знаниям, ни по опыту. На позицию системного администратора в первый день присылают резюме не менее 80-100 претендентов. На должность бизнес-аналитика обычно приходит не больше 12-15 откликов в месяц и, случается, ни один кандидат не соответствует критериям работодателя".

Нехватка профессиональных сотрудников – проблема, присущая не только предприятиям реального бизнеса, но и многочисленным игрокам рынка ИТ. "Медленные темпы роста ИТ-аутсорсинга в России во многом объясняются некоторым разочарованием потребителей в качестве услуг", – делится Илья Тарасевич, ИТ-директор компании "Аквилон".

По статистике, сегодня потребность в ИТ-специалистах с высоким уровнем знаний и опытом работы в различных областях испытывают до 50% провайдеров и аутсорсеров. "Квалифицированные специалисты с адекватными зарплатными ожиданиями – это сейчас самый редкий вид, особенно на рынке ИТ-консалтинга", – говорит Екатерина Павлова, исполнительный директор центра "Персоналити" компании "АйТи".

Портрет идеала

По мере развития информационных систем и приложений для бизнеса требования со стороны работодателей к ИТ-специалистам постоянно ужесточаются. "Пожелания работодателей к сотрудникам ИТ-служб зависят от уровня позиции, компании, задач, которые необходимо будет решать. Единственное стандартное требование – законченное высшее техническое образование. Также очень ценится второе высшее экономическое или финансовое образование. Некоторые компании предъявляют жесткие требования к статусу ВУЗа, рассматривая кандидатов, закончивших только МИФИ, МФТИ, МГУ, – перечисляет Елена Бутковская. – Но основное внимание уделяется наработанному опыту, знаниям и конкретным навыкам".

По мнению Николая Боровского, найти сотрудника, отвечающего всем этим критериям, – только половина заботы. Его еще нужно удержать в компании, и вознаграждение тут далеко не самый главный фактор. На первый план выходят такие критерии, как масштабность и сложность задач.

В поисках панацеи

Единства мнений в вопросе о том, как решать проблемы с нехваткой квалифицированных кадров, не существует. "Все более востребованы предприятиями реального сектора специалисты, которые бы могли внедрять системы управленческого и бухгалтерского учета, документооборота, – делится своими мыслями Николай Боровский. – Соответственно, работодатели вынуждены придумать системы материального и нематериального стимулирования, чтобы удержать ценных сотрудников, либо прибегать к услугам аутсорсеров".

Впрочем, большинство российских топ-менеджеров к качеству услуг, предоставленных на условиях аутсорсинга, относятся с недоверием. "Многие провайдеры подходят к вопросу качества очень формально, зачастую на работу по проекту привлекаются студенты или сотрудники с очень низкой квалификацией, – говорит Илья Тарасевич, ИТ-директор компании "Аквилон". – Конечно, некоторые компании при заключении договора включают обязательный пункт о профессиональном уровне и количестве сотрудников, задействованных в проекте. Как правило, это ведет к существенному удорожанию его стоимости, а потому доступно лишь крупным холдингам и банкам". "Медвежью услугу рынку ИТ-аутсорсинга оказывают заказчики, которые по традиции, положенной поставочными проектами, утаптывают поставщика услугдо минимальной цены, - парирует коммерческий директор Optima Services Александр Белов –При этом четкие критерии качества обслуживания SLA зачастую ими не ставятся. В результате формируется субрынок из непрофессиональных игроков, дискредитирующий идею аутсорсинга как таковую".

Ради интересных и дорогостоящих проектов ИТ-аутсорсеры готовы заключать договоры субподряда даже со своими конкурентами. "Наиболее распространенные практики ? это включение специалистов компаний-партнеров в состав своей команды, – делится профессиональными секретами Екатерина Павлова. – Другой вариант ? непосредственно со специалистами, которым может быть потенциально интересно участие в проекте, договариваться о том, чтобы они предоставили свои резюме и сертификаты. В данном случае подразумевается некий вариант соглашения о намерениях с физическими лицами".

Виктория Холина

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS