crt-service.ru

Обзор подготовлен

версия для печати
ИТ-интеграторы в облаках: прежним решениям нужны новые возможности

ИТ-интеграторы в облаках: прежним решениям нужны новые возможности

Интеграторы обращают все более пристальное внимание на рынок облачных технологий. Многие пытаются стать провайдерами публичных сервисов, тем более что могут привлечь давних клиентов, наработав вотум доверия по классическому направлению. Однако новый бизнес требует иных модели и продуктовой линейки.

Системный интегратор может быть представлен в "облачном бизнесе" в двух ипостасях. Он может создавать частные облака для крупных заказчиков или привлекать клиентов к потреблению готовых сервисов, созданных на базе собственной инфраструктуры или одного из коммерческих ЦОДов. Зачастую интегратор проходит обе стадии. Сначала создается "облако" на заказ, а потом, на базе разработки, рождается коммерческое решение. Промежуточный вариант – гибридные облака, пока не получил в России особенно широкого распространения.

В первом случае внедрение по своей сути является продолжением проекта виртуализации инфраструктуры. Ведь частное облако отличается от виртуализированных серверов главным образом масштабами явления, а также наличием специальных программных инструментов и систем, позволяющих контролировать работу всех компонентов инфраструктуры, а также легко внедрять новые приложения и сервисы внутри корпоративной сети. Однако частные облака предназначены главным образом для крупных корпораций, а наиболее интересным с точки зрения динамики развития рынка является средний и малый бизнес. Поэтому ставку на публичные сервисы делают все ведущие интеграторы. Другое дело, как они развивают новое рыночное ИТ-направление.

Инициативы гигантов

Новые технологии, как правило, активно продвигаются одной или несколькими крупными международными компаниями, которые готовы инвестировать значительные средства в развитие соответствующей экосистемы, включающей в себя платформы, приложения, разработки и готовые решения. Так, в 2011 году компания Microsoft анонсировала создание в Брюсселе Центра облачных технологий и интероперабельности (CIC), который будет заниматься развитием облачных сервисов в Европе. В глобальном масштабе Microsoft выделяет $9,5 млрд на разработки и исследования, 90% из которых идут именно на развитие облачных технологий. В новом центре уже организована выставка 50 лучших облачных решений для различных секторов экономики, что, безусловно, позитивно влияет на развитие рынка.

Другая инициатива Microsoft – предоставление бесплатных облачных сервисов для учебных учреждений. Здесь важную роль играют две услуги – Live@edu и Microsoft Office 365. В рамках первой учащимся и преподавателям предоставляется бесплатный доступ к средствам для совместной работы и коммуникаций. Вторая программа обеспечивает возможность бесплатной работы с компонентами популярного офисного пакета, при условии использования продуктов в режиме онлайн через официальные ресурсы Microsoft.

Иначе к данному вопросу подошла компания IBM, создавшая готовые предложения для различных категорий заказчиков – простые и прозрачные. По словам Валерия Корниенко, руководителя по стратегическому развитию сервисного бизнеса IBM в России и СНГ, уникальным предложением на рынке является сервис IBM SmartCloud Enterprise, который предоставляет доступ к облачной среде, ориентированной на различные динамические ИТ-нагрузки. Решение включает в себя: девять конфигураций виртуальных серверов с ОС Microsoft Windows Server и Linux, выбор уже преднастроенных образов ВМ, наличие постоянной СХД, опции безопасного доступа, поддержку пользователей, а также возможность выбора одного из 6 ЦОДов (в США, Канаде, Германии, Японии и Сингапуре).

В России проводниками облачных технологий также становятся лидеры рынка ИТ-услуг, но с учетом особенностей локального рынка.

Психологический барьер

Переход на облачные технологии в России связан с опасениями ответственных лиц за сохранность конфиденциальной информации и доступность сервисов для пользователей, когда они находятся "где-то там". И этому есть много причин. Российский рынок облачных технологий только развивается, имеются не только позитивные, но также и негативные примеры. Многим компаниям не удалось достичь обозначенных задач за счет применения облачных вычислений. Поэтому рынок крайне насторожено относится к применению облачных технологий для поддержки хоть сколь-нибудь значимых ИТ-процессов.

"Большинство российских заказчиков по-прежнему хотят владеть тем, за что платят, и преодолеть этот стереотип непросто. Успешные примеры из западной практики – слабый довод. К тому же в России укоренился принцип "работает – не трогай" и есть привычка к экстенсивному развитию. Поэтому мало убедить клиентов в выгодности облачной модели, надо совершить переворот в осознании заказчиками роли ИТ для бизнеса", – говорит Алексей Давиденко, руководитель направления облачных вычисления департамента сервиса и аутсорсинга компании "Астерос". Однако для этого нужны положительные примеры из практики, которым неоткуда взяться. Круг замкнулся. "Даже компании финансового сектора, которые обычно первыми внедряют у себя новинки ИТ, до сих пор предпочитают хостинг облакам", – сетует Алексей Давиденко.

Как показывает практика, преодолеть этот барьер проще всего, если у заказчика уже есть позитивный опыт сотрудничества с той или иной компанией, начавшей предлагать облачные сервисы. В роли такого поставщика обычно выступают системные интеграторы, каждый из которых в той или иной мере расширяет свой портфель предложений, дополняя его сервисами SaaS, PaaS, IaaS.

"Сложность создает именно новизна темы. Каждый заказчик понимает ее по-своему. При этом тема уже успела обрасти множеством мифов. Поэтому на начальных стадиях работы важной задачей является формирование у заказчика четкого понимания основ облачных сервисов: мы развеиваем мифы и делимся актуальной информацией в этой области, – отмечает Ольга Зайченко, ведущий эксперт по направлению Cloud Services компании "Инфосистемы Джет ". – Чем лучше заказчик будет разбираться в предлагаемой архитектуре и возможностях, тем эффективнее нам удастся решить его задачу".

Западные игроки, представленные в России, также считают основным препятствием для распространения облачных сервисов настороженность клиентов. Например, компания Symantec видит на рынке уже достаточно много технологий, позволяющих как перейти в публичное облако без потерь, так и создать частное облако на базе уже имеющейся инфраструктуры. "Но заказчики до сих пор сомневаются в надежности и безопасности современных решений", – говорит Олег Просветов, системный инженер Symantec.

Конкретные рекомендации

Пока интеграторы только нащупывают возможности, продуктовая линейка SaaS находится в стадии активного формирования. "Способствовать решению вопроса должны информационные системы, изначально рассчитанные на работу в облаках и даже программные продукты, которые будут помогать заказчику создавать частное облако уже на этапе установки. Поставщики решений и операционных систем должны объединить свои усилия для достижения результата", – уверен Олег Просветов. У компании NVision Group свой рецепт. "Будущее за синергией SaaS и конкретных технологических облачных решений, так называемых частных облаков. Поэтому мы пошли по пути создания продукта NCloud, который имеет технологическую, экономическую и сервисную составляющие. Из этих вариаций заказчик может получить ровно то решение, которое ему необходимо в данный конкретный момент, и ровно в том объеме, в котором оно ему необходимо", – рассказывает директор по развитию сервиса и профессиональных услуг компании NVision Group Максим Папин.

Кроме того, нельзя забывать про преодоление психологического барьера. В этом случае поставщикам приходится быть крайне изобретательными. Например, при запросах на обновление техники интеграторы предлагают в качестве альтернативы рассмотреть облачные сервисы, прилагая экономическое обоснование. Компания "Астерос" все чаще предлагает заказчикам коммуникацию в качестве сервиса, включая телефонию и обслуживание электронной почты. Специалисты " Инфосистемы Джет" стремятся совместно с заказчикам создавать стратегию развития ИТ совместно со стратегией развития бизнеса и с учетом новых технологических возможностей. А пока все участники процесса – как заказчики, так и интеграторы, с нетерпением ждут появления критической массы успешных проектов, реализованных в России.

Андрей Шуклин

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS