Обозрение подготовлено При поддержке
CNewsAnalytics ASUS

Ноутбуки в России: грани потребления

Ноутбуки в России: грани потребления

Предпочтения российского потребителя в высокотехнологичной продукции являются предметом частого анализа и противоречивых выводов. Для составления полноценной картины потребительского спроса на ноутбуки в России CNews сравнивает результаты собственных опросов и статистические данные, полученные в ряде сторонних исследований.

Предпочтения аудитории CNews

По данным проводимого за последний месяц опроса на сайте CNews.ru, наиболее востребованным у аудитории ноутбучным брендом оказался IBM. 24% респондентов ответили, что используют или планируют приобрести ноутбук этого производителя. На втором месте по популярности — ноутбуки Toshiba, с 14% голосов, на третьем — HP с 12%. Как видно из диаграммы, в качестве вариантов ответа аудитории был предложен далеко не полный перечень участников этого рынка, поэтому выводы о популярности того или иного бренда можно делать только относительно тех, фигурировали в рамках опроса.

Какой ноутбук вы используете / собираетесь вскоре приобрести?

Какой ноутбук вы используете / собираетесь вскоре приобрести?

Источник: CNews, 2004

При том, что наиболее продаваемыми платформами на российском рынке, по оценкам IDC и ITResearch, считаются мобильные системы на Pentium 4 и Pentium M, аудитория CNews.ru склоняется в пользу AMD Athlon 64. 30% респондетов из 1033 принявших участие в опросе, ответили, что выбрали бы ноутбук на базе этой платформы.

Как известно, долгое время существовал стереотип, что процессоры AMD в силу своих технических особенностей являются наименее подходящими для ноутбуков. Тем не менее, за последний год спрос на продукцию AMD в России начинает возрастать — как в сегменте настольных, так и мобильных ПК. Российские поставщики ноутбуков также уделяют теперь больше внимания этой платформе. Традиционно играющий в этой нише MaxSelect отмечает, что доля производимых компанией мобильных ПК на AMD выросла до 55%.

По данным опроса CNews лидирует AMD Athlon64, доля которого составляет около 30%. На второе место (23%) пользователи поставили ноутбуки на базе Pentium M (Centrino) и на третье (14%) — снова AMD. Интерес к новому поколению процессоров Intel — Pentium Dothan — пока минимален, всего 1%

Ноутбук на базе какого процессора вы выберете?

Ноутбук на базе какого процессора вы выберете?

Источник: CNews, 2004

По утверждению экспертов, даже на отечественном рынке цена постепенно перестает быть ключевым фактором при выборе ноутбука. Тем не менее, результаты опроса CNews.ru обнаруживают, что для 19% из почти двух тысяч респондентов этот фактор по-прежнему остается определяющим. Правда, нужно отметить, что в прошлом году на его долю пришелся 31% голосов.

Какими факторами вы руководствуетесь при выборе ноутбука?

Какими факторами вы руководствуетесь при выборе ноутбука?

Источник: CNews, 2004

На втором по значимости месте респонденты указали фактор производительности. Такую же значимость (18%) имеет бренд приобретаемой мобильной системы, хотя в 2003 году этот фактор представлял интерес только для 14% участников опроса. В то же время, такая характеристика, как поддержка wi-fi пока актуальна только для 4%, что неудивительно, ввиду все еще малой распространенности в России «хот-спотов».

ITResearch: успехи Centrino в России

По оценкам ITResearch, всего в течение 2003 г. в России было продано чуть менее 48 тыс. ноутбуков на базе процессора Pentium M, что соответствует примерно 15% всего рынка ноутбуков. Наиболее сильные позиции процессор Pentium M завоевал в престижном классе «Tонкие и легкие» ноутбуки. Достаточно популярен этот процессор стал также в сегменте мини-ноутбуков.

Первый ноутбук данного класса представила в марте 2003 г. компания RoverComputers. Далее модельные ряды и других вендоров стали интенсивно пополняться подобными устройствами, и к середине года уже практически все ведущие компании имели в своей линейке ноутбуки на базе этой платформы.

На конец года количество моделей на Pentium M от различных вендоров уже превышало 60% всего товарного предложения. Правда, цифры реальных продаж более скромные, что говорит о том, что потребитель пока в полной мере не оценил многообразие и достоинства представленных на рынке новинок.

В группу вендоров, добившихся наиболее высоких показателей продаж ноутбуков данного класса, по оценкам ITResearch, входят Asustek, HP, IBM, iRU, RoverComputers, Samsung (перечислены в алфавитном порядке). В борьбе за звание «Бестселлер продаж среди ноутбуков на базе процессора Pentium M» примерно равные результаты показали флагманские модели мобильных ПК компаний Asustek и Samsung. Цена на ноутбуки данного класса в России за год упала почти на $250, при этом самые дорогие ноутбуки оказались у компании Toshiba, а самые недорогие — у iRU.

Потребительские предпочтения в рознице

По данным апрельского исследования потребительских предпочтений в выборе ноутбуков торговой сети «Белый ветер», самым востребованным брендом пока остается iRU. На его долю приходится 26% от общего числа продаж. На втором месте — Toshiba (18%), на третьем — Roverbook (16%). Розница отмечает увеличение интереса к ноутбукам Dell (11%) и Samsung (8%), что обусловлено снижением цен на ряд моделей и увеличением маркетинговой активности производителей. На долю Sony и Acer пришлось по 6% покупок. Продажи HP/Compaq составили 4%, Asustek — 3%, а Fujitsu Siemens — 2% от общего числа проданных в апреле ноутбуков.

За тот же период был зафиксирован рекордный рост покупательского интереса к портативным компьютерам на базе Pentium M (Centrino). Их продажи в апреле выросли более чем на 10% и составили 41,18% от общего числа. За явным лидером последовали ноутбуки на основе Pentium 4 (24,7%) и Celeron (22,65%). Продажи портативных компьютеров на базе других процессоров были незначительными: Transmeta (6,02%), AMD (4,33%) VIA (1,76%).

Выбор покупателей торговой сети «Белый ветер» в апреле — это ноутбук с экраном 14 дюймов. На долю этого варианта продукции пришлось 62,03% продаж. Был зафиксирован значительный всплеск интереса к миниатюрным моделям с дисплеем 13 дюймов и менее — их выбрали 14,33% покупателей. На долю ноутбуков с матрицей в 15 дюймов пришлось всего 10,97% покупок. Модели с размерами экрана более 15 дюймов составили 8,08% от общего числа продаж, а с 17 — всего 2%.

Ноутбуки в диапазоне от $1000 до $1500 в апреле ушли далеко вперед от других, более и менее дорогих конкурентов. Их продажи составили 51,36%. На втором месте с результатом 18,91% модели стоимостью от $1500 до $2000. На третьем (17,49%) — бюджетные модели по цене до $1000. На самые дорогие ноутбуки (более $2000) пришлось 12,23% от общего числа продаж.

Спрос на ноутбуки в интернете

Департамент маркетинговых исследований Research.TechArt совместно с проектом NBPriсe.Ru провел исследование интереса пользователей портала к брендам основных производителей ноутбуков, а также исследование интереса к ноутбукам разных ценовых категорий за период с 2003 года по настоящий момент.

В рамках проводимого исследования было решено проанализировать популярность торговых марок по трем группам: бренды (Apple, Compaq, Dell, Fujitsu, Fujitsu-Siemens, HP, IBM, Sony, Toshiba), модели от мировых производителей (Acer, Asus, Gateway, Hyundai, LG, Mitac, NEC, Panasonic, Samsung, Sharp) и модели от российских производителей (Bliss, IRu, MaxSelect, Roverbook).

Изменения интереса пользователей к маркам ноутбуков за 2003–2004 год.

Изменения интереса пользователей к маркам ноутбуков за 2003-2004 год.

Источник: Research.TechArt, 2004

На данный момент очевидным лидером, удерживающим внимание пользователей портала, является Toshiba. Лишь в июле 2003 года Sony смогла оттеснить ноутбуки этой марки на второе место по популярности. Помимо Sony, уверенным интересом посетителей портала пользуется Compaq. Наименее популярными являются ноутбуки Apple. Интерес к остальным брендам не слишком различается, даже спады и возрастания популярности у них наблюдаются в одни и те же периоды. Исключением является Dell: спрос на портативные компьютеры этой марки по сравнению с началом года заметно вырос.

Изменение интереса пользователей к маркам ноутбуков за 2003–2004 год. Бренды.

Изменение интереса пользователей к маркам ноутбуков за 2003-2004 год. Бренды.

Источник: Research.TechArt, 2004

Если рассматривать изменения популярности моделей мировых производителей мобильных компьютеров, то здесь заметно превосходство двух марок: Asus и Acer, причем первый является явным лидером. Популярность прочих брендов второго порядка приблизительно равная. Стоит отметить лишь Samsung и LG, интерес к которым значительно растет за счет маркетинговой политики компаний.

Изменение интереса пользователей к маркам ноутбуков за 2003–2004 год.

Изменение интереса пользователей к маркам ноутбуков за 2003-2004 год.

Источник: Research.TechArt, 2004

Среди российских торговых марок ноутбуков наибольшей популярностью продолжают пользоваться модели от Roverbook и iRU. Значительные колебания спроса на ноутбуки Roverbook в январе и марте 2004 года также являются результатом нескольких удачных маркетинговых акций.

Изменение интереса пользователей к маркам ноутбуков за 2003–2004 год. Российские марки.

Изменение интереса пользователей к маркам ноутбуков за 2003-2004 год. Российские марки.

Источник: Research.TechArt, 2004

Исследуя интерес пользователей портала к ноутбукам разных ценовых категорий за период с января 2003г. по настоящий момент, было решено выделить 5 ценовых групп стоимости ноутбуков: до $1000, $1000-$1500, $1500-$2000, $2000-$2500, свыше $2500. Учитывалось количество просмотров уникальными посетителями информации о ноутбуках на www.nbprice.ru, попадающих в перечисленные ценовые категории по месяцам.

Изменения интереса пользователей по ценовым группам за 2003–2004 год

Изменения интереса пользователей по ценовым группам за 2003-2004 год

Источник: Research.TechArt, 2004

При анализе графиков видно, что ноутбуки средней ценовой категории пользуются более стабильным интересом. 30% посетителей портала просматривают информацию о портативных компьютерах именно этой ценовой категории. Некоторое снижение спроса в июле-августе 2003 года связано с резким повышением интереса к дешевым ноутбукам, но даже здесь наблюдается минимальное, по сравнению с мобильными компьютерами прочих ценовых категорий, снижение просмотров — всего до 16% . В настоящий момент также заметно некоторое снижение интереса к ноутбукам средней ценовой категории, но не такое ощутимое, как в прошлом году.

Можно отметить, что в начале 2003 года дешевые модели ноутбуков были менее популярными, вследствие их небольшого присутствия на рынке в то время — информацию о них просматривали менее 10% посетителей www.nbprice.ru. В июле 2003 года ситуация кардинально изменилась. Интерес к портативным компьютерам дешевле $1000 резко возрос. Многие продавцы и производители лэптопов склонны связывать эти изменения с активизацией студенческого спроса, а также с общей тенденцией увеличения предложения в этом диапазоне.

Интерес к дорогим моделям ноутбуков меняется незначительно. Стоит отметить лишь существенное увеличение спроса на дорогие ноутбуки в июне прошлого года. По данным большинства крупных продавцов ноутбуков даже продажи ноутбуков из ценовой группы дороже $2500 возросли, в среднем, на 5% .

CNews

Алексей Спеваков: В будущем «имя» для ноутбука будет уже не столь важно

Алексей СпеваковБудучи известным дистрибьютором телекоммуникационного и сетевого оборудования, компания RRC не так давно решила заняться продвижением в России и в Восточной Европе новых для себя продуктов — ноутбуков. О том, насколько комфортно чувствует себя компания в новом качестве, о преимуществах и проблемах продвижения ноутбуков различных вендоров в интервью CNews.ru рассказывает менеджер по развитию бизнеса компании RRC Алексей Спеваков.

CNews.ru Ноутбуки — новое направление в бизнесе вашей компании. Можно ли уже подвести первые итоги? Ноутбуки каких производителей вы предлагаете дилерам?

Алексей Спеваков: Предварительные итоги, безусловно, есть, но говорить о них пока рано, так как проект только стартовал. Однако мы планируем, что к концу текущего года доля ноутбуков в бизнесе RRC составит 3–5%, и в дальнейшем будет расти. Сегодня у RRC есть соглашения с несколькими поставщиками ноутбуков. Достигнута договоренность о расширении подписанного дистрибьюторского соглашения с компанией IBM по серверам и системам хранения данных на направление PSG, куда входят и ноутбуки. Ведется работа по ноутбукам ASUS. В настоящее время мы занимаемся дистрибуцией наладонных компьютеров этого производителя. На наш взгляд, у этой компании, которая сравнительно недавно выпускает ноутбуки под собственной торговой маркой, очень интересная линейка для конечных пользователей, широкий модельный ряд и стильный дизайн.

Мы сотрудничаем и с российскими производителями ноутбуков. Здесь можно выделить Rover Computers. Концепция этой компании ориентирована на создание классической двухуровневой модели канала сбыта, что не может не привлекать «правильного» дистрибьютора, коим мы и являемся.

CNews.ru: Планируете ли вы в ближайшее время расширять свое сотрудничество с другими поставщиками ноутбуков?

Алексей Спеваков: Думаем, что в дальнейшем будем работать по ноутбукам с четырьмя-пятью поставщиками. Для нас выбор поставщика — продуманный шаг. Мы — фокусный дистрибьютор, вкладывающий деньги в развитие различных продуктовых направлений не только в России, но в Восточной Европе. Курс на фокусную дистрибуцию позволяет нам концентрироваться на продвижении конкретного продукта в определенные секторы рынка. Дилеры понимают это, и, работая с нами, знают, что могут рассчитывать на грамотную консультацию экспертов и выбор оборудования для решения конкретных задач. Кроме того, мы можем порекомендовать им оптимальный путь продвижения тех или иных моделей.

Очень интересна для нас продукция IBM. По нашему мнению, в России мало кто целенаправленно занимается продвижением ноутбуков IBM, хотя они и представлены в портфелях российских дистрибьюторов. Ноутбуки этого производителя незаслуженно занимают недостаточный сегмент рынка в России, в то время как их доля в мире весьма значительна. Нам это кажется несправедливым.

То, что сейчас происходит с «переоцененными» брендами — Dell и НР, не приносит радости ни самим вендорам, ни их российским дистрибьюторам. Зачастую канал сбыта недостаточно структурирован. Из-за этого происходят перекосы склада и распродажи товара. Например, ноутбуки Dell можно было купить за $799 . Очень странная цена для ноутбука класса "А". Такие акции, на наш взгляд, не способствуют развитию канала продаж.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS