Обозрение подготовлено При поддержке
CNewsAnalytics ASUS

Планшетные ПК не собираются сдаваться

Планшетные ПК не собираются сдаваться

Планшетные ПК медленно, но уверено начинают набирать популярность на мировом рынке мобильных систем. В немалой степени благодаря тому, что производители представляют все более простые и удобные в использовании модели. Несомненно, что дальнейшему росту их популярности в массах будет содействовать снижение цен на эти устройства.

По данным In-Stat/MDR, в 2003 году в мире было выпущено примерно 500 тыс. планшетных ПК на платформе Windows XP Tablet PC Edition — для сравнения, обычных ноутбуков за тот же период, по разным оценкам, было выпущено около 40 млн. Исследование, проведенное компанией, обнаруживает, что «таблетки» уже успели занять определенные ниши. Tablet PC востребованы на некоторых вертикальных рынках — в частности, в сфере здравоохранения, страхования или торговли недвижимостью. Правда прижиться во всех секторах корпоративного рынка им пока не удалось. Частные пользователи также пока не спешат менять свои домашние ПК на «планшетники».

Динамика продаж планшетных ПК в мире

Динамика продаж планшетных ПК в мире

Источник: In-Stat/MDR, 2004

Тем не менее, с ноября 2002 года, когда впервые были представлены мобильные системы на основе Tablet PC (на ноутбуке компании Acer), популярность планшетных ПК заметно возросла. Этому способствовало упрощение используемого ПО и усовершенствование технологии распознавания рукописного текста. Среди других факторов, стимулирующих рост спроса на Tablet PC, называют увеличение тактовой частоты процессоров, более дешевую память и возможность беспроводного выхода в интернет по протоколу Wi-Fi.

Стоимость планшетных ПК, занимавших в 2003 году всего лишь около 1% мирового рынка мобильных систем (данные IDC), колеблется сейчас в диапазоне от $1 тыс. до $2,3 тыс. Основные производители — Hewlett-Packard, Acer, IBM, Toshiba, NEC, Fujitsu и Gateway.

Аналитики прогнозируют, что продажи планшетных ПК, видимо, будут идти невысокими темпами — до тех пор, пока цены на них не начнут снижаться, и пока не появится усовершенствованное программное обеспечение. Правда, игроки рынка нерукописных ПК скептически отмечают, что даже снижение цен в сочетании с совершенствованием самих компьютеров и их программного обеспечения не сможет сразу изменить уже сложившееся несколько недоверчивое отношение пользователей к «планшетникам».

По оценкам In-Stat/MDR, снижение среднепродажной стоимости ПК на базе Tablet PC до планки $2000 или немного ниже, произойдет уже в текущем году. Характерно, что в России отдельные планшетные ПК уже сейчас стоят меньше $2000, что позволяет характеризовать отечественный рынок как идущий в авангарде сектора «таблеток».

Прогноз объема мировых поставок планшетных ПК (в млн. штук)

Прогноз объема мировых поставок планшетных ПК (в млн. штук)

Источник: In-Stat/MDR, 2004

Так или иначе, к 2007 году, прогнозируют IDC, Tablet PC смогут занять до 20% мирового рынка мобильных ПК. В России, по оценкам Acer, уже к концу этого года доля «планшетников» в общем объеме ПК может составить 10–15%. В своих прогнозах на 2004 год, In-Stat/MDR не ожидают, что продажи Tablet PC превысят 550 тыс. В свою очередь IDC предсказывают увеличение показателя до 1 млн. шт.

Перспективы 2004: развитие технологии

В идеале Tablet PC должен представлять собой полноценный ноутбук с возможностью рукописного ввода. На данный момент к этим устройствам есть ряд нареканий со стороны пользователей (или потенциальных покупателей) мобильных систем. Во-первых, претензии предъявляются к излишне большому весу и низкой продолжительности работы от батарей. Особенно это касается ноутбуков-трансформеров, внешне похожих на обыкновенный мобильный ПК, но оснащенных сенсорным вращающимся и складывающимся экраном.

Производители, заинтересованные в росте спроса на эти устройства, учитывают пожелания пользователей для дальнейшего развития технологии. В отдельных моделях показатель времени работы без подзарядки уже доведен до уровня обычных ноутбуков — около 4–5 часов. Постепенно снижается и вес «планшетников» — в некоторых моделях до 1,7 кг.

В свою очередь Microsoft совершенствует ПО для Tablet PC. Уже в этом году планируется начать поставки Windows XP Tablet PC Edition 2005 с усовершенствованными средствами распознавания рукописного ввода. В Microsoft Office 2003 также включен ряд функций, рассчитанных на работу с Tablet PC.

Стимулировать продажи Tablet PC, вероятно, поможет новый дизайн — на этот параметр особенно делают упор Acer и Gateway. По комментарию экспертов (Foster Group), при использовании материалов текущего поколения, оптимальным размером матрицы является 12 дюймов, так как большая матрица «утяжеляет» ноутбук, с ним неудобно работать в режиме рукописного ввода, особенно держа устройство на весу на одной руке. Тем не менее, в будущем при использовании более легких материалов матрица может увеличиться.

Очевидно, утверждают игроки рынка, что для существенного роста спроса на Tablet PC необходимо появление новых приложений для корпоративного сектора. Нехватка подобных решений в настоящий момент является, пожалуй, основным препятствием для распространения подобных устройств.

Tablet PC в EMEA

По данным Canalys, во 2-м квартале 2004 года объем рынка планшетных ПК в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток, Африка) вырос на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2003 года. Однако этот показатель снизился на 12% по сравнению с предыдущим кварталом.

Как подчеркивают специалисты, несмотря на рост объема поставок «планшетников» почти до 35 тыс. единиц, по количеству они все еще несравнимо проигрывают ноутбукам, поставки которых за тот же период составили 3,6 млн. устройств. Соотношение поставок ноутбуков и планшетников оценивается примерно как 100:1, и разрыв пока не сокращается. Тем не менее, темпы роста продаж в этих секторах уже почти сравнялись — продажи ноутбуков 2 квартале увеличились на 26% (при том, что в 1 квартале показатель составлял 40%).

Рост продаж мобильных и планшетных ПК в EMEA, 1 и 2 кв. 2004

Рост продаж мобильных и планшетных ПК в EMEA, 1 и 2 кв. 2004

Источник: Canalys, 2004

Сектор обычных планшетных ПК (с перьевым вводом) по итогам 2-го квартала сократился на 45% по сравнению с аналогичным периодом 2003 года. Однако лидирующему здесь вендору — компании FSC, рыночная доля которой составляет здесь более 50% — удалось достичь показателя роста в 11%. В сегменте планшетных ноутбуков-трансформеров (устройств со встроенной съемной или складной клавиатурой, которые можно использовать как обычные ноутбуки) наблюдался рост в размере 93%. Подобные устройства составили 80% от всего объема поставок «планшетников».

HP удалось занять первое место по объему поставок планшетных ПК в целом, хотя доля этого вендора немного сократилась по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года, а другие бренды — Acer, FSC и Toshiba — опередили НР по темпам роста.

В рамках опроса Canalys, продавцы «планшетников» отмечали, что для роста популярности подобных устройств необходимо больше разработанных для них приложений (в том числе, для распознавания рукописного ввода на многих распространенных в EMEA языках, а также для вертикальных рынков). Этот фактор указали как критически важный для увеличения продаж 30% респондентов. 40% опрошенных упомянули необходимость снижения цен на устройства. 12% респондентов вообще не верят в успех «планшетников» на рынке.

Рынок планшетных ПК региона EMEA, 2 квартал 2004

Производитель2 квартал 2004 года2 квартал 2003 годаРост
Объем поставокДоляОбъем поставокДоля
Весь рынок
1HP822024,5%755028%9%
2Acer788023,5%291010,8%171%
3FSC583017,4%346012,9%68%
4Toshiba577017,2%297011%94%
5Panasonic21906,5%---
 Другие368011%1003037,3%-63%
 Всего33570100%26920100%25%

Источник: Canalys, август 2004

Tablet PC в Юго-восточной Азии

В Юго-восточной Азии в 2003 году, по оценкам Gartner, было продано 49 тыс. планшетных ПК. Их доля на азиатском рынке мобильных систем, по данным MIC, составила, таким образом, всего 1,2%. Предпосылок для кардинального изменения ситуации пока не наблюдается: во 2 квартале текущего года поставки планшетных ПК в Азии сократились на 10%. В течение третьего квартала наблюдается снижение показателя на 21%.

Компания Acer, проявляющая наибольшую активность в продвижении этой продукции, в прошлом году продала всего 100 000 «таблеток» на региональном рынке. В обороте компании по Азии это составило 5%, вместо планируемых компанией 20%.

Причину низкого уровня спроса местные эксперты также видят в слишком высокой стоимости устройств. С другой стороны, утверждают MIC, цены не могут быть низкими, учитывая, что основные компоненты для производства этих устройств поставляют всего 2 вендора. В то же время поставщики регулярно снижают цены на ноутбуки — которые представляют собой все более привлекательную альтернативы для большинства потенциальных желающих приобрести себе «планшетник».

Точно также, как в Европе, негативным образом на продажах «планшетников» сказывается отсутствие достаточного количества приложений. Кроме того, для пользователей пока просто непривычен сам форм-фактор. Вендоры продолжают свои эксперименты в этой области, и в этом году на азиатском рынке появилось достаточно большое количество новых моделей. Эксперты утверждают, что это несколько оживило интерес покупателей, однако не настолько, чтобы прогнозировать бум продаж. Собственно, продавать эти устройства — задача непростая. Для домашних нужд это слишком дорогие системы, а для корпоративных — недостаточно функциональные.

Тем не менее, аналитики MIC ожидают заметный рост рынка в 2005 году, в случае снижения цен на эту продукцию, появления более эргономичных моделей и усовершенствования ПО. Прогнозируются, что наиболее востребованы эти системы будут в таких секторах, как строительство, страхование и здравоохранение.

Елена Литвина, Мария Попова

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS