Совместный проект
CNews.ru MetalCom Журнал "Металлоснабжение и сбыт"

   Содержание
История автоматизации металлургии
Рынок информатизации металлургии
ERP-системы
Телекоммуникационные корпоративные сети
Интернет-технологии и CRM-системы
Обзор ИТ-систем предприятий

Металлургическая отрасль является одним из лидеров российского экономического роста последних двух лет. За этот относительно короткий промежуток времени отечественным металлургам везло как на мировом, так и на внутреннем рынке. Рентабельность бизнеса в отрасли за этот период была поистине феерической. Многие из компаний предпочли вложить часть заработанных средств в развитие своей информационной инфраструктуры. Кто-то собирается сделать это в ближайшее время. Модернизация информационной системы сопутствует изменению всей системы управления и поэтому является процессом бесконечным. Этим нужно заниматься постоянно. В рамках предлагаемого читателю обзора рассматриваются вопросы выбора системы, сложности, которые могут стать препятствием на пути внедрения. Представлены описания решений ведущих поставщиков ERP-систем, описывается общая ситуация на рынке CRM и интернет-решений и предложений в сфере телекоммуникаций. Особое внимание было уделено описанию реальных проектов, реализованных на крупнейших предприятиях российской металлургии.

История автоматизации металлургии

Первые серверы для металлургов везли в коробках из-под апельсинов

Увлекательная история начального этапа информатизации российской металлургии описана в статье Владимира Мямлина, непосредственного участника полудетективных внедрений информационных систем тех лет. Применение инновационных решений в отрасли наткнулось не только на ограничения американских властей в вопросе экспорта в СССР компьютерных технологий, но и на борьбу с собственной бюрократией >> здесь

Рынок информатизации металлургии России

По оценкам экспертов, этап развития рынка интегрированных систем управления предприятием (Enterprise Application Suite, EAS - определение компании IDC) в России можно характеризовать как начальный, но набирающий обороты. Среди стран Центральной и Восточной Европы по объему проданных лицензий Россия пока занимает достаточно скромное место между Чехией и Грецией.

В 2000 году российский рынок интегрированных систем управления предприятием вырос на 15% с 40,9 до 47,2 млн. долл. Изменение структуры рынка в 2000 году говорит о том, что от информатизации функций учета компании стали постепенно переходить к внедрению информационных систем в сфере закупок и дистрибуции.

Возросла доля систем, имеющих расширенные функции. Данные факты свидетельствуют об определенном взрослении рынка. "Это очень важная тенденция, - считает аналитик IDC Russia Тимур Фарукшин. - Она указывает на то, что все больше заказчиков внедряют по-настоящему интегрированные решения, а не только базовые функции".

Основной объем продаж EAS-систем на российском рынке обеспечивают иностранные поставщики, однако, их совокупная доля за год снизилась с 76,6% до 74,1% в 2000 г. "В немалой степени этому способствовали инвестиции российских поставщиков EAS-систем в расширение функциональности своих продуктов, в частности в возможности управления производством", - полагает г-н Фарукшин.

"Можно отметить еще один важный фактор - консалтинг и другие услуги составляют все более значимую часть в доходах поставщиков EAS в России. Это признак "взросления" рынка", - добавил Тимур Фарукшин. По прогнозам IDC, в последующие пять лет среднегодовой темп роста в сложных процентах (CAGR) российского рынка EAS-систем составит 23,7%, а к 2005 г. его объем достигнет $136,4 млн. долл.

Лидирующее положение на рынке в 2000 году сохранила компания SAP. Второе место по объему продаж принадлежит компании "Галактика". На долю этих двух поставщиков приходится более половины объема рынка EAS-систем в России.

Между тем, по словам Александра Погодаева председателя совета директоров компании "Бизнес-Консоль", рыночные доли на рынке России в денежном выражении не дают исчерпывающей картины о реальном положении дел в отрасли: "Если взглянуть на оценки рыночных долей по числу пользователей внедренных систем, то картинка совсем другая. Доля на рынке отечественных поставщиков по этому показателю гораздо более значительна. Ведь если стоимость одного рабочего места системы от западного поставщика в несколько раз больше, чем стоимость рабочего места российской системы, то при одинаковых долях рынка в денежном выражении их доли на рынке по числу пользователей отличаются в несколько раз", - настаивает специалист.

Что же касается информатизации металлургии, то как сообщил CNews.ru Тимур Фарукшин, этот процесс набирает обороты, но ничего выдающегося в отрасли в этом плане сегодня не происходит. Так, доля металлургических предприятий России в потреблении лицензий на право использования EAS-решений мизерна и в 2000 году составила всего 0,5% от общего объема продаж систем.

С аналитиком IDC согласен и Урал Латыпов (Скала СНГ): "Ведущие предприятия металлургии внедряют или уже внедрили ERP-системы. При этом в большинстве случаев внедрение коснулось финансов и логистики, а управление производством пока стоит в перспективе. Остальные предприятия, в большинстве своем, осознают необходимость внедрения комплексных систем автоматизации управления, но принять решение о внедрении им мешают определенные внутренние проблемы, в основном связанные с финансовой стороной дела (инвестиции достаточно серьезные по размерам) и организационной неподготовленностью".

С утверждением об относительном затишье информатизации в металлургии России в текущем году не согласен Евгений Бахин, директор по маркетингу компании АСКОН: "По нашим оценкам, темпы информатизации в металлургической отрасли весьма высоки. Вероятно, они превосходят темпы в большинстве других отраслей". По словам Александра Погодаева (Бизнес-Консоль), темпы информатизации металлургической отрасли выше средних по промышленности, что стало возможным благодаря высокому экспортному потенциалу отрасли, который обеспечивает надежный источник финансирования.

В любом случае, большинство специалистов соглашаются с тем, что в отрасли просматривается усложнение решаемых предприятиями задач в IT-сфере. "Основная тенденция - постепенный переход от точечной автоматизации различных технологических и управленческо-финансовых участков работы предприятий к комплексной автоматизации всех процессов, - говорит Кирилл Есипенко, директор департамента системной интеграции "К-Системс". - От закупки компьютеров для использования в решении простых офисных задач предприятия перешли к созданию распределенных информационных структур. Меняется и сложность задач, решаемых с помощью информационных технологий".

"Внедрять готовую систему или разрабатывать свою?" - это, пожалуй, один из важнейших вопросов, который приходится решать многим предприятиям, принявшим решение о необходимости повышения уровня информационного обеспечения своего бизнеса. Некоторые берутся за разработку самостоятельно. Свое мнение о плюсах и минусах подобного подхода CNews.ru высказал Тимур Фарукшин:

"Как правило, разработка собственной системы не оправдывает себя и тому есть несколько причин:

  1. в большинстве случаев разработка и внедрение собственной системы требует больших временных затрат;
  2. стоимость такой системы выше, чем готовой;
  3. надежность собственной системы не проверена на других предприятиях;
  4. обновление или добавление новых функций требует новых значительных инвестиций в разработку.

Фактически, единственным плюсом собственных систем является то, что они требуют относительно меньших усилий по внедрению на конкретном предприятии, так как их применение определяется еще при разработке" - считает эксперт.

Почти те же минусы "самодельных систем" перечисляет и Урал Латыпов: "Создание программного обеспечения управления предприятием связано со многими проблемами - грамотная постановка задачи, наличие специалистов, времени (процесс может занять значительно больше времени, нежели внедрение западной ERP-системы) и т.д.

Даже если удастся справиться в этими задачами, выгода иногда получается лишь в краткосрочной перспективе. Технологии меняются очень быстро и разработанная система, достаточно современная и эффективная сегодня, через год или два практически наверняка устареет и станет тормозом для компании. То есть представляется логичным переложить развитие системы на плечи специализированного разработчика".

Со скепсисом к разработке информационных систем самими предприятиями относится и Евгений Бахин (АСКОН): "Проблемы с системами собственной разработки возникают не тогда, когда они только что запрограммированы (пусть и с превышением плановых сроков), а в тот момент, когда требуется их модернизация, масштабирование, увеличение производительности".

Впрочем, внедряя готовое решение, компания также сталкивается с рядом сложностей: "Информационная система может быть внедрена на предприятии только при активном участии в этом процессе руководства, - говорит Кирилл Есипенко (К-Системс). - Причем, это участие должно быть достаточно квалифицированным. На сегодняшний день среди руководства металлургических предприятий бытует мнение, что все, что связано с информатизацией, является исключительно вотчиной отделов автоматизации или IT. Это в корне неверно. Процесс внедрения информационной системы подразумевает грамотное описание бизнес-процессов, происходящих на предприятии. Бизнес-процессов, уже сложившихся и желаемых. Провести эту работу без участия топ-менеджеров невозможно.

К тому же, результаты, получаемые от внедрения информационной системы, нужны самим же руководителям разных уровней. Соответственно и задачи должны ставиться именно управленцами разных уровней предприятия".

Говоря об основных проблемах внедрения комплексных информационных систем на металлургических предприятиях Евгений Бахин (АСКОН) называет недостаточную проработанность многих проектов, что приводит к замедлению сроков внедрения. Серьезной проблемой, по мнению специалиста, является нехватка сильных IT-кадров на предприятиях отрасли.

На недостаток квалифицированных кадров в отрасли указывает и Александр Погодаев (Бизнес-Консоль): "Серьезной проблемой является нехватка не только IT-кадров, но и грамотных управленцев, экономистов, бизнес-аналитиков: какой смысл платить за дорогой инструмент, если им некому пользоваться?".

В вопросе перспектив развития информатизации управления на металлургических предприятиях России, специалисты указывают на четкую зависимость размера IT-бюджетов компаний от уровня сбыта собственной продукции. По словам Евгения Бахина, начиная с 4-го квартала текущего года можно ожидать некоторого снижения темпов информатизации в связи с ухудшением мировой конъюнктуры на рынке продукции российских металлургических предприятий. Сможет ли рост внутреннего рынка возместить потери от сокращения экспорта покажет время. От того, какая из этих двух противоположных тенденций возьмет вверх во многом зависят и темпы внедрения комплексных информационных систем на предприятиях.

Информационные технологии в металлургической отрасли

В статье Данила Дехканова, исполнительного директора компании "Металком.ру", на конкретных примерах рассматривается ситуация, сложившаяся в сфере информатизации металлургии России. Приводятся любопытные результаты недавнего конкурса-исследования "Лучшая IT-служба российской металлоторговли" >> здесь

Системы планирования ресурсов предприятия (ERP)

Первые попытки внедрения комплексных информационных систем на предприятиях металлургии начались в середине 90-х. В то далекое время на отечественном рынке наблюдался определенный дефицит готовых решений и многим компаниям пришлось удовлетворять свои потребности в информатизации самостоятельно. Сегодня в типовых решениях на российском рынке недостатка нет. Отечественные компании и мировые лидеры в разработке программных решений класса ERP готовы реализовать проекты любой сложности. В данной главе представлены разработчики систем, уже имеющие опыт внедрений на металлургических предприятиях России.

Enterprise Resource Planning (ERP) - система управления ресурсами предприятия. Представляет собой интегрированную компьютерную систему, охватывающую все области деятельности предприятия: планирование (прогнозирование), управление продажами, планирование производства, управление структурой изделий (при дискретном производстве), управление запасами, планирование потребности в материалах (MRP), планирование производственных мощностей (CRP), управление производством, управление закупками, управление финансами/бухгалтерией, финансовый анализ.

Решения компании SAP в странах СНГ и Балтии

По данным IDC компания SAP AG занимает ведущее место на российском рынке EAS-систем по итогам 2000г. История фирмы в странах СНГ и Балтии уходит своими корнями в 1990 год. Именно тогда SAP приступила к разработке российской версии системы R/2. В 1992 году открылось представительство в Москве, где начали свою работу первые 12 консультантов по системе SAP из России, прошедшие комплексный цикл подготовки в Германии. В 1993 году произошел переход к системе R/3, а в 1999 г. компания выпустила на рынок комплексное решение mySAP.com . Данные продукты позволили компании прочно укрепиться на рынке стран Содружества и Балтии. За прошедшие 10 лет открылись представительства SAP в Москве, Санкт-Петербурге, Алматы и Киеве и численность их персонала на данный момент превысила 260 человек.

Общий годовой оборот SAP AG на территории стран СНГ и в Балтии в 2000 финансовом году составил 37,190 млн. евро. Годовой оборот вырос на 112% по сравнению с оборотом предыдущего 1999 года. Сегодня общее число инсталляций информационных систем SAP в СНГ и Балтии - более 200, причем более 130 из них - продуктивные.

Среди клиентов компании, представляющих металлургическую отрасль такие известные предприятия как Азовсталь, Белорусский металлургический завод, Донецкий металлургический комбинат, АО "Днепроспецсталь", Нижнетагильский металлургический комбинат, Оскольский электрометаллургический комбинат, Карагандинский металлургический комбинат "Испат-Кармет", Челябинский металлургический комбинат, комбинат "Магнезит ". Общее количество продуктивных пользователей систем SAP в металлургической промышленности России более 2300 человек.

Подробнее с возможностями решений SAP для предприятий металлургии можно ознакомиться здесь.

Первая версия корпоративных бизнес-приложений для создания ERP-систем появилась на рынке в 1989 году под торговой маркой Oracle Applications. В следующем году первыми клиентами Oracle Applications стали около 90 компаний в Западной Европе и США. В мае 2000 года появилась версия Oracle E-Business Suite R11i. Главной ее отличительной особенностью стала полная интеграция традиционного ERP-ядра системы с решениями CRM и e-commerce, ориентация на поддержку бизнесс-процессов организации, функционирующей в век интернета и электронного бизнеса. Новая версия системы получила название E-Business Suite Applications.

Последняя версия Oracle E-Business Suite R11i поддерживает 29 языков, и на сегодняшний день клиентами корпоративных приложений Oracle являются более 8500 организаций и компаний в 79 странах мира, а пользователями версии R11i являются более 550 компаний и организаций во всем мире.

Локализованные версии прикладных программ для управления финансами, производством, сбытом, управления персоналом, обслуживания заказчиков успешно внедрены на таких российских предприятиях как Магнитогорский металлургический комбинат, Чусовской металлургический завод. Завершен пилотный проект по внедрению основных модулей системы на Западно-Сибирском металлургическом комбинате. Идет внедрение системы на Молдавском металлургическом заводе.

Подробнее с возможностями решений Oracle для предприятий металлургии можно ознакомиться здесь.

Компания "Бизнес-Консоль" - разработчик программных средств автоматизации бизнеса производственных предприятий. Компания развивает и внедряет программные комплексы семейства "Фигаро". С 1992 года деятельность компании была сконцентрирована на создании и развитии этого единственного продукта - комплексной интегрированной системы управления бизнесом.

С самого начала "Фигаро" создавалась как интегрированная система. Ориентация на предприятия, имеющие в своем составе производственные мощности, также была принята с первых дней разработки. Система внедряется и используется на производственных предприятиях России с 1995 года. При внедрении и сопровождении своих программных решений компания оказывает заказчику сопутствующие услуги по консалтингу, системной интеграции и подготовке персонала.

Система "Фигаро" внедрена на таких крупных металлургических предприятиях России как Кандалакшский алюминиевый завод, Каменск-Уральский металлургический завод, Михайловский завод по обработке цветных металлов.

С подробным описанием внедрения системы "Фигаро" на Кандалакшском алюминиевом заводе можно ознакомиться здесь

Компания Robertson & Blums Corporation обладает эксклюзивным правом на продвижение и обслуживание в России, СНГ и странах Балтии современного ERP-решения на базе системы J.D. Edwards OneWorld. J.D. Edwards OneWorld. является продуктом американской компании J.D. Edwards & Co, входящей в тройку лидирующих поставщиков ERP-систем в мире. Система локализована под российское законодательство и переведена на русский язык. В настоящее время решения J.D. Edwards используются и внедряются на более чем 12 предприятиях в России, СНГ и странах Балтии, среди которых такие компании, как Казцинк, Торговый Дом ГУМ, Ханты-Мансийск Ойл Корпорейшн, Торговый Дом Лаверна, Группа Компаний Рамзай и др.

Решения J.D. Edwards используются на крупнейших предприятиях по производству и продаже металла - Reynolds Metals, Crown Cork & Seal, Watts Industries, Regal, Harsco Corporation, Hayes Lemmerz, Schnitzer Steel, Pacific Steel и рядом других.

Подробнее с возможностями решений, предлагаемых Robertson & Blums Corporation предприятиям металлургии, можно ознакомиться здесь.

Корпоративные системы для горно-металлургического комплекса

В материале, подготовленном специалистами компании "Цефей" рассказывается об истории внедрений комплексной системы управления "Эталон" на предприятиях российской металлургии: "Североникель", "Печенганикель" и "Уралэлектромедь".

Компанию "Цефей" с горно-металлургической отраслью связывают особые отношения. Дело в том, что бизнес предприятия, позволяющий сейчас работать в самых разных отраслях промышленности, от нефтегазовой до аэрокосмической, начался в 1994 году с получения заказа на разработку КСУ для комбината "Североникель". Тогда "Цефей" выиграл один из первых открытых российских тендеров на создание системы управления крупного промышленного предприятия.

И сам конкурс, и требования, выдвинутые заказчиком, были, по тем временам, большой редкостью. Впервые предприятие искало не поставщика отдельных модулей и АРМов, а потребовало представить комплексное решение по автоматизации управления. Во многом удовлетворить это требование помогло то, что программный продукт "Эталон" в силу своей архитектуры, поддерживает именно единое информационное и функциональное пространство.

Продолжение статьи читайте здесь

Комплексная информатизация металлургического предприятия: оправданные инвестиции

Об опыте выполнения проектов информатизации на предприятиях различных отраслей промышленности и об использовании этого опыта при выполнении проектов в области металлургии рассказывают Сергей Токмаков, генеральный директор холдинговой компании Sterling Group, и Евгений Селиванов, руководитель проектов информатизации, выполняемых Sterling Group на металлургических предприятиях.

Корр.: Уважаемые господа, как вы оцениваете эффективность современных информационных технологий на предприятиях металлургического сектора?

Сергей ТокмаковСергей Токмаков: Как бы ни были развиты и совершенны информационные технологии (ИТ), которые сейчас внедряются на различных предприятиях, в том числе металлургического сектора, они не являются основным производством. ИТ - это инвестиции в технологии, которые позволяют получать объективные данные о состоянии бизнеса, принимать правильные управленческие решения, а в будущем - обеспечат получение предприятием прибыли. На мой взгляд, информатизация промышленного предприятия должна быть комплексной, и охватывать, прежде всего, те виды хозяйственной деятельности, которые вносят наибольший вклад в себестоимость выпускаемой предприятием продукции.

Корр.: В чем заключаются главные проблемы при внедрении интегрированных информационных систем?

С. Т. : Я не думаю, что следует уделять пристальное внимание формулировке возможных проблем, их может быть много, часто они свойственны конкретным предприятиям и проектам. Давайте говорить о том, что нужно для успешного внедрения. Таких самых важных факторов несколько:

  1. полная поддержка проекта руководством, то есть быстрое принятие необходимых решений, организация конструктивного взаимодействия команды внедрения и функциональных подразделений;
  2. четко определенные и неизменяемые временные и другие параметры проекта;
  3. создание проектной группы с участием ключевых пользователей и лиц, принимающих решения;
  4. использование ресурсов необходимого уровня (опытные руководители групп, хорошо обученная команда);
  5. "дозированный" реинжиниринг, то есть попытка по мере возможности избегать существенной перестройки организации. Внедрение ERP-системы все равно приведет к определенной структурной перестройке предприятия, однако она будет не революционной, а эволюционной, то есть будет идти в соответствии с логикой внедрения ERP-системы.

Полный текст интервью с Сергеем Токмаковым и Евгением Селивановым читайте здесь

Телекоммуникационные корпоративные сети

Телекоммуникационная сеть предприятия является своеобразной кровеносной и одновременно нервной системой бизнеса. Нагромождение кабелей, накапливающихся в течение нескольких десятилетий, не может служить надежной инфраструктурой для оперативной и безопасной передачи все возрастающего объема данных. О своем видении проистекающих отсюда опасностей и о способах их решения рассказывают специалисты компании "Инлайн Текнолоджис".

Концепция создания мультисервисной телекоммуникационной сети крупного металлургического предприятия

В настоящее время все более расширяются требования крупных промышленных предприятий к телекоммуникационной инфраструктуре, на которую в современных условиях возлагаются задачи оперативного управления производственным процессом, обеспечения различных видов связи с филиалами и периферийными офисами, поддержки и доступа к локальным вычислительным сетям и автоматическим телефонным станциям отдельных подразделений и служб, сбора и обработки больших объемов поступающих данных и т.д.

Следует признать, что современная структура телекоммуникационных систем многих крупных металлургических предприятий далека от совершенства, не отвечает возлагаемым на неё эксплуатационно-техническим требованиям и имеет крайне низкие показатели эффективности. Достаточно вспомнить, какое количество всевозможных кабелей проложено в масштабе предприятия для организации различных каналов передачи информации. Это и телефонные линии для внутренней связи и подключения к внешнему миру, в том числе к интернету, радио- и телевизионные кабели, отдельные проводки для охранных и противопожарных систем и многие другие, необходимые для обеспечения связных потребностей металлургического производства.

Очевидно, что вся эта мощь соединительных линий в подавляющем большинстве случаев используется крайне нерационально. Основную часть времени линии связи могут простаивать, а когда потребуется передать значительный объем данных пропускная способность той или иной линии может оказаться недостаточной, что может привести к потере важной информации, а в крайнем случае - к затрате дополнительного времени на её передачу. Более того, физические линии связи для различных типов связи, как правило, создавались и до сих пор используются независимо друг от друга. Если потребуется какое-либо новое соединение, то необходимо использовать новую линию с соответствующими емкостными характеристиками. А если имеющиеся линии не отвечают техническим требованиям, то придется снова проводить дорогостоящую прокладку кабеля. Еще хуже складывается ситуация для тех предприятий, которые вынуждены арендовать соединительные линии у операторов связи. Стоимость аренды, особенно междугородних и международных каналов, заставляет серьезно задуматься об эффективности использования имеющихся соединений.

Продолжение статьи, содержащей описание технологии АТМ (Asynchronous Transfer Mode - асинхронный режим передачи) здесь


    Продолжение Обзора:
  • Интернет-технологии и CRM-системы
  • Обзор ИТ-систем российских предприятий металлургии
         читайте ЗДЕСЬ

  • Версия для печати

    Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS