Информационные технологии в металлургии 2001

Концепция использования корпоративного портала для металлургического предприятия

Российские особенности

В российских компаниях информационные технологии до сих пор воспринимаются как нечто второстепенное. Пробить канал на таможне, срезать налоги, продавить сделку - это реальный бизнес, а компьютеры, сети и интернет относятся к чему-то второстепенному. В умах российских менеджеров информационные технологии стойко занимают промежуточное положение между офисной техникой и игровой приставкой. Однако есть все основания полагать, что в самое ближайшее время отношение к ним изменится.

Одним из основных факторов, заставляющих пересмотреть роль информационных технологий в деятельности предприятия, является рыночная ситуация. Период экстенсивного развития российской экономики подходит к завершению. Передел собственности в основном завершился и большинство предприятий, способных приносить реальную отдачу, обрело новых хозяев.

"Новый" российский рынок можно охарактеризовать, как рынок ограниченного спроса, поскольку спрос на большинство промышленных товаров и услуг находится на низком уровне. Это связано как с общим уровнем развития экономики России. В условиях ограниченного спроса перед предприятиями неизбежно встает вопрос выбора стратегии развития. На самом деле выбор небогат:

  1. Усиление позиций на внутреннем рынке, за счет активного маркетинга (сокращения издержек, клиентоориентированная политика).
  2. Организация сбыта продукции на внешних рынках (повышение качества продукции, снижение себестоимости).
  3. Комбинированная стратегия, предусматривающая усиление активности на внутреннем рынке, при одновременном выходе на внешние рынки.

Независимо от выбранной стратегии развития, компаниям придется решать, по сути однотипную задачу - разрабатывать эффективную стратегию маркетинга либо для ограниченного российского рынка, либо для западного рынка, который характеризуется высокой степенью конкуренции, а кроме того потребуется сокращать внутренние издержки. Решение этих задач неразрывно связано с повышением качества управления: бизнес должен быть прозрачен для менеджеров, в противном случае деятельность предприятия напоминает черный ящик, внутри которого идут непонятные процессы, а возможности управления сведены к минимуму. Достичь необходимого уровня прозрачности невозможно без использования информационных технологий. Рассмотрим, что в этой области доступно на рынке.

В подавляющем большинстве на рынке представлены приложения, автоматизирующие отдельные операции (выписывание накладных) или виды деятельности (бухгалтерский и складской учет). Также на рынке присутствует некоторое число зарубежных ERP-систем и их российских аналогов. Однако, внедрение этих систем для большинства российских предприятий остается недопустимой роскошью, по причине их значительной стоимости.

Как альтернатива "тяжелым" ERP-решениям, на западе набирает популярность новое направление развития информационных систем - корпоративные порталы. По данным исследования Corporate Portal Survey, проведенного Batler Group, порядка 70% компаний внедрили, либо планируют внедрение портала в течении ближайшего года (исследование проводилось в середине 2001 года). (см. диаграмму).

Что такое портал

На самом деле термин "портал" достаточно условен, изначальное значение этого слова "точка входа". Портал - это в какой-то степени идеология построения информационных систем, которая подразумевает интеграцию разнородных данных и приложений на базе интернет-технологий. Данный подход к построению ИТ применяется не только в области корпоративных порталов, но и при реализации других современных систем: CRM, Knowledge Management, Business Intelligence и т.д. Различие между этими системами носит скорее маркетинговый, нежели технологический характер.

В чем заключается выгода от внедрения портальной архитектуры в информационную систему предприятия?

Ликвидация технологического разрыва. Как уже упоминалось выше в основе портальной архитектуры лежит функция объединения. Подобно воде портал заполняет промежутки между различными информационными системами в масштабах предприятия, позволяя им обмениваться между собой данными.

Новые аналитические и экспертные возможности. Возможность манипулирования самыми разнородными данными позволяет получать недоступную ранее аналитику.

Больше функций за меньшие деньги. В какой-то степени портальная архитектура конкурирует с ERP-системами, поскольку за счет объединения различных данных и приложений, позволяет достичь приблизительно тех же возможностей, что и ERP. Но в отличие от них, разработка портала стоит значительно дешевле, и она не связана с перестройкой существующего бизнеса.

Один вместо многих. Простота работы с порталом. В отличие от специализированных программ, которые необходимо осваивать, портал позволяет просматривать любые данные и пользоваться любыми функциями на базе стандартной программы просмотра, в роли которой чаще всего выступает обыкновенный браузер.

Экономия на "железе" . Портальная модель позволяет отказаться от покупки дорогостоящих компьютеров последних моделей, поскольку клиентская часть (программа просмотра) не требовательна к системным ресурсам компьютера.

Быстрота разработки и внедрения. В отличие от ERP-систем, где сроки внедрения могут растягиваться на года, а стоимость - на миллионы долларов, реализация портала обходится значительно дешевле, независимо от того, воспользуетесь ли вы готовым продуктом, или будете вести самостоятельную разработку.

Целостность восприятия. Сведение информации воедино, дает возможность руководителям компании видеть не разрозненную мозаику, а все картину целиком. Это в свою очередь позволяет вовремя выявлять узкие места, и в конечном счете, повышает качество управления.

Поэтапное внедрение. Использование портальной архитектуры, позволяет организовать поэтапное вложение средств в развитие информационной системы. Сначала можно закрыть "узкие места", организовав обмен данными между наиболее важными приложениями.

Снижение стоимости поддержки. Поскольку на компьютере сотрудников установлена клиентская программа, то все работы по обновлению и поддержке портала ведутся на центральном компьютере.

Безусловно, идеальных систем не бывает, поэтому у порталов есть свои уязвимые стороны.

Отношение сотрудников. Сотрудники не готовы или не хотят использовать новые возможности, которые дает им портал. Вероятно, потребуется время и дополнительная мотивация, стимулирующая использование новых возможностей портала. На самом деле эта проблема возникает при внедрении любых информационных систем.

Интеграция портала с существующей информационной системой. В больших организациях, накопивших значительный объем разнородной техники и программных продуктов эта часть реализации портала может оказаться достаточно серьезной задачей. Для каждой такой системы необходимо писать собственный драйвер-переходник, который позволял бы "вытаскивать" нужные данные из системы. Впрочем, во многих программа предусмотрены стандартные точки входа, для получения подобной информации.

Внедрение

Реализация портала возможна в двух вариантах: посредством приобретения соответствующих программных продуктов или разработкой этих продуктов на заказ. Оба способа имеют право на существование (см. диаграмму) и доступны на российском рынке.

Однако основная работа по проектированию портала заключается не в программировании, а в построении правильной модели функционирования предприятия. Лишь после этого на разработанную модель накладывается соответствующая информационная инфраструктура.

Предварительная стадия разработки портала состоит из следующих этапов:

Определение целевой аудитории и задач портала. Необходимо четко представлять, кто будет пользоваться порталом, и что они будут делать. Во многих случаях рекомендуется реализовать портал первоначально в рамках одного или нескольких подразделений, поскольку реализация корпоративного портала в масштабах всей организации может занять несоизмеримо большее количество времени.

Определение потребностей целевой аудитории в информации и приложениях. Определяются инструменты (данные и приложения), которые необходимы целевой аудитории для эффективного решения задач.

Разработка структуры портала. Определение структуры разделов портала и политики доступа к ним.

Определение источников информации. Формирование набора информационных источников для каждого из разделов портала.

Разработка политики портала. Разработка правил структуризации входящей информации

Результатом предварительного этапа разработки корпоративного портала станет четкое представление о целях и задачах проекта, позволяющее написать грамотное техническое задание на разработку портала.

К сожалению, в настоящее время существует дефицит специалистов, способных грамотно разложить деятельность организации на бизнес-процессы, с целью определения "узких мест", нуждающихся в автоматизации. Причем не так уж много найдется таких специалистов и в самих компаниях.

Во многих случаях оптимальным вариантом для внедрения новых технологий, в том числе и корпоративных порталов, является использование сторонних высококвалифицированных специалистов (консультантов), представляющих интересы заказчика в выборе технологий и исполнителей.

Почему имеет смысл поручить внедрение порталов внешнему специалисту:

Внешний специалист "играет" на стороне заказчика. В отличие от менеджера по продажам компании-разработчика, он объективно оценивает преимущества и недостатки проекта или продукта. Менеджер же по продажам в первую очередь заинтересован в продвижении конкретного продукта, принадлежащего данной компании.

Снижение рисков. Опыт внешних специалистов дает возможность весьма значительно снизить риски неверного выбора. На практике в роли эксперта по всем вопросам, связанным с внедрением новых технологий внутри компании, зачастую выступают либо технический директор, либо ИТ-менеджер. Далеко не во всех случаях это гарантирует принятие разумного решения, т. к. один человек, сколь бы гениальным он не был, не в силах объять необъятное, то есть иметь хорошую подготовку во всех отраслях современных информационных технологий.

Экономия времени. Так как проект ведется силами консультантов, существующие сотрудники компании не отвлекаются от основной деятельности. В конечном счете, это выражается не только в сэкономленном времени, но и в деньгах.

IMECO
Основное направление деятельности компании - интеграционный менеджмент и консалтинг, в том числе - разработка корпоративных информационных систем.
Среди наших клиентов: ОМК, ЧМЗ, ЮКОС, ОМЗ и др.
http://www.imeco.ru
info@imeco.ru
(095) 247-2278

Марат Яруллин
генеральный директор IMECO

Алексей Зарубин
коммерческий директор IMECO

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS