Информационные технологии в металлургии 2001

Нижнетагильский металлургический комбинат

"Чтобы управлять предприятием сегодня, нужно точно знать, что происходит внутри предприятия и что происходит вне предприятия. Без современных информационных технологий этого не достичь".

Генеральный директор ОАО НТМК
Сергей Константинович Носов

Нижнетагильский металлургический комбинат - один из крупнейших металлургических комплексов России. На комбинате производят металл, пользующийся спросом в России и в различных регионах мира. Около половины металлопроката экспортируется в Европу, Азию, Америку, Африку. Комбинат - один из основных поставщиков проката для железнодорожного транспорта, производит объемнозакаленные износостойкие рельсы, колеса, бандажи и все основные профили для вагоностроения.

НТМК - крупнейший производитель широкополочных балок и колонных профилей для строительства, фланцевых профилей, конструкционного сортового проката, помольных шаров, трубной заготовки. Комбинат специализируется на переработке ванадийсодержащих титаномагнетитовых руд с извлечением ванадия в товарные продукты. В больших объемах выпускается сталь, микролегированная ванадием и азотом. Металлопрокат комбината используется для работы в условиях низких температур, достигающих -60 градусов, имеет сертификаты международных организаций.

C 1990 года осуществляет коренное обновление техники и технологий на основе лучших достижений отечественной и мировой металлургии. К работе привлекаются всемирно известные фирмы Австрии, Германии, Италии, Японии и других стран. С 2000 года на комбинате ведется строительство комплекса толстолистового стана 5000 и трубосварочного цеха по производству толстолистового проката и газопроводных труб большого диаметра.

1. Предпосылки

Стремительное вхождение российских предприятий в рыночную экономику потребовало от руководства НТМК принятия неотложных мер для стабилизации и улучшения экономического состояния предприятия. Были приняты стратегические решения о мобилизации ресурсов предприятия на реконструкцию устаревших производственных мощностей, внедрение новых металлургических технологий, а также на реконструкцию системы управления предприятием с использованием современных информационных технологий.

НТМК - один из лидеров в металлургической отрасли по использованию вычислительной техники в управлении производством. Работы в этом направлении начались на комбинате еще в середине 50-х годов. В 1962г. на комбинате была установлена одна из первых в СССР и первая в металлургии ЭВМ "Урал-2". С тех пор автоматизированные системы управления технологическими процессами и производством непрерывно развивались, и в начале 90-х годов НТМК располагал развитой компьютерной сетью, крупными автоматизированными системами собственной разработки и коллективом высококвалифицированных программистов и инженеров-электронщиков.

Все эти годы системы автоматизации разрабатывались, как правило, специалистами НТМК. В начале 90-х годов пришло осознание того, что собственными силами трудно добиться качественного и быстрого внедрения информационных технологий в управленческие процессы. Было принято решение о закупке современной интегрированной системы управления, пригодной для металлургического комбината, а усилия собственных специалистов направить на внедрение и функциональное развитие системы.

2. Выбор системы управления

Специалистами комбината были изучены возможности применения на металлургическом предприятии масштаба НТМК прикладного программного обеспечения (ПО) ряда известных фирм. Выбор системы SAP R/3 был определен следующим комплексом характеристик:

  • полной фукциональностью, обеспечивающей все процессы управления предприятием;
  • полной интеграцией функциональных модулей;
  • активной ориентацией ПО на современные технологии управления;
  • высоким уровнем поддержки клиентов со стороны SAP;
  • эффективной работой системы на металлургических предприятиях Европы.

3. Внедрение системы

Первая инсталляция системы R/3 версии 2.2Е. была выполнена в сентябре 1995г. для металлургического производства, являющемся основной балансовой единицей НТМК. Внедрение осуществлялось специалистами НТМК и SAP Consult C.I.S

Приказом генерального директора комбината были созданы четыре группы внедрения в соответствии с основными направлениям первого этапа работ: финансовая бухгалтерия, материально-техническое обеспечение, учет затрат на производство и программно-техническая поддержка. Уже в апреле 1996г. был сдан в эксплуатацию модуль FI (финансовая бухгалтерия), однако полноценная работа системы началась в октябре 1996г. после завершения сложной и трудоемкой работы по подготовке к эксплуатации модуля ММ (управление материалами) и модуля СО (учет затрат на производство).

В конце 1998г. были созданы рабочие группы и начата работа по подготовке к внедрению модулей РМ (техническое обслуживание и ремонты), HR (управление персоналом) и модуля АМ (основные средства). В 1999г. вышеперечисленные модули были введены в эксплуатацию.

В декабре 1999г. генеральным директором комбината принято решение о форсированном внедрении основных модулей системы R/3 в остальных балансовых единицах (хозяйствах) НТМК.

Параллельно с внедрением и развитием функциональных модулей проводилась работа по развитию сети пользователей системы R/3 и инсталляция новых версий системы.

В настоящее время система R/3 на НТМК это:

  • 540 пользователей системы в 83 цехах и управлениях комбината ;
  • 80 тыс. первичных документов в месяц;
  • 516 мест возникновения затрат;
  • 4100 счетов бухгалтерского учета;
  • 20 тыс. объектов учета переменных затрат (заказов СО);
  • 1705 видов затрат;
  • 60 тыс. номенклатурных номеров материалов;
  • 344 цеховых и центральных складов;
  • 30 тыс. единиц учета оборудования в эксплуатации, 120 тыс. МБП и 20 тыс. сменного оборудования;
  • 35 тыс. основных записей персонала.

Система R/3 является центральным звеном интегрированной системы управления комбината, аккумулирующей данные о производственной и хозяйственной деятельности из nоn-SAP систем - АСУ ТП, цеховых АСУ, АСУ производством и поставками продукции, и других систем, действующих на НТМК.

4. Эффективность

Первые результаты от работы системы R/3 были получены уже на первом этапе внедрения. Повысилась квалификация бухгалтеров, решены многие методологические вопросы бухгалтерского учета, которым ранее не придавалось значения, проведена полная инвентаризация плана счетов. Возросли оперативность, контролируемость, прозрачность и информационная ценность бухгалтерского учета.

Создана интегрированная система отчетности, позволяющая анализировать крупную базу дебиторов и кредиторов (до 17 тысяч юридических лиц). Отчеты содержат информацию о дебиторско-кредитных задолженностях в различных ракурсах по каждому клиенту с отражением в различных валютах, величин курсовых разниц; расшифровки по датам возникновения задолженностей в разрезе бизнес-сфер. Движение основных средств, МБП и сменного оборудования, начисление износа и амортизации, проведенные в модуле АМ, автоматически отражаются в модулях FI, ММ, СО.

Созданная в системе R/3 модель предприятия относительно мест возникновения затрат (МВЗ), заказов контроллинга, первичных и вторичных видов затрат, видов работ и статистических показателей служит мощным инструментом управления производственно-хозяйственной деятельностью. Разделение предприятия на МВЗ, планирование бюджета для каждого МВЗ и жесткий контроль за его исполнением средствами системы R/3 позволило уже в 1997г. сократить условно-постоянные производственные затраты на МВЗ по сравнению с 1996г. более, чем на 10%.

Техника нормирования и учета переменных затрат по видам продукции и полуфабрикатов с использованьем объектов контроллинга позволила ежесуточно учитывать расходы на производство полуфабрикатов и продукции, отклонения фактических расходов материалов и энергоресурсов от плановых норм, калькулировать ограниченную себестоимость в части переменных затрат, определять экономию или убыток по каждому использованному на производство полуфабрикату или материалу, а также по произведенной продукции в целом.

Ежесуточно калькулируемая фактическая ограниченная себестоимость вместе с плановой нормой постоянных затрат позволяет с высокой точностью прогнозировать полную себестоимость каждого вида продукции в течение месяца, контролировать рентабельность и прибыль от реализации отгруженной продукции, проводить правильную ценовую политику. За счет учета запасов запчастей и материалов на всех складах (включая цеховые кладовые) и возможности перераспределения их между цехами значительного сократилась закупка "лишних" запчастей и материалов. Запасы материалов на складах в течение уже первого года эксплуатации системы сократились в среднем на 15%.

Вместе с внедрением системы R/3 была пересмотрена технология материально-технического обеспечения производства. Создано управление централизованного снабжения. Разделены функции снабжения и распределения материалов (диспонирования). Диспонент контролирует запасы на складах, принимает заявки на материалы из цеха, принимает у снабженца товар, контролирует его цену и качество. Снабженец заключает договоры, закупает материалы, обеспечивает их доставку на центральные склады. Противоречие между диспонентом и снабженцем, являющееся следствием разных сфер их ответственности, служит серьезным препятствием для закупки лишних, дорогих и некачественных материалов. Всю работу диспоненты и снабженцы осуществляют в системе R/3.

Реализованная в системе R/3 техника учета затрат на техническое обслуживание и ремонты оборудования (заказы ТОРО) позволила получить информацию о фактически понесенных затратах, их доле в себестоимости продукции и оправдано планировать ремонтный фонд.

В системе R/3 создана и ведется полная база данных о персонале НТМК, об его организационной структуре и штатном расписании. Осуществление организационного менеджмента, управление оплатой труда и временными данными позволило перейти на качественно более высокий уровень управления персоналом.

Эффективность от внедрения системы R/3 вышеперечисленным не ограничивается. В систему R/3 заложены технологии, позволяющие реализовать все эффективные методы европейской философии управления. Для нас важно то, что мы сейчас обладаем современным инструментом управления предприятием и будем обладать им всегда.

5. Перспективы

Функциональность системы R/3 на НТМК непрерывно развивается. Развитие осуществляется как путем более полного использования функциональных возможностей действующей версии системы R/3, так и путем перехода на новые версии системы.

6. Программно-аппаратные средства:

Система R/3 версии 3.0F в составе модулей:

  • FI, АМ, СО, ММ, РP, НR, ВС
  • Операционная система АIX, СУБД ORACLE.
  • Серверная группа продуктивной системы :
  • Сервер базы данных: RISC 6000/H70;
  • Серверы приложений: три IBM RISC 6000 (С20,С20, J30), SUN E450.
  • Компьютерная сеть:
  • Оптоволокно, выделенные и коммутируемые телефонные линии, модемы, маршрутизаторы Cisco, цифровая АТС Definity.
  • Количество пользователей - 540.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS