Информационные технологии в металлургии 2001

SAP - 28 лет в мире решений для бизнеса

10 миллионов пользователей. 36 000 инсталляций.

1 000 партнеров. 22 отраслевых решения.

SAP AG занимает третье место в мире среди крупнейших независимых софтверных компаний. SAP учреждена в 1972 году пятью инженерами-системщиками. Число сотрудников компании превышает в настоящее время 25 000 человек, которые работают в более чем 50 странах мира. Свыше 15 000 клиентов в более чем 120 странах мира применяют у себя решения SAP, число инсталляций которого превысило 36 000, а число пользователей - 10 миллионов. В числе клиентов находится более половины из 500 самых крупных в мире компаний. Среди фирм, использующих программное обеспечение SAP для повышения своей конкурентоспособности и эффективности, можно упомянуть такие известные во всем мире предприятия металлургической отрасли как USIFOR (Франция), ARBED (Люксембург ), ACERALIA (Испания), Salzgitter (Германия), NIBKO (США), Thessen Krupp (Германия), British Steel (Великобритания), Corus GR (Великобритания), Japan Metals& ChemicalCo. (Япония ) и многие другие. Всего в мире среди металлургических компаний сделано более 1600 инсталляций решений SAP.

SAP в странах СНГ и Балтии

История фирмы SAP AG в странах СНГ и Балтии уходит своими корнями в 1990 год. Именно тогда SAP приступила к разработке российской версии системы R/2. В 1992 году открылось представительство в Москве, где начали свою работу первые 12 консультантов по системе SAP из России, прошедшие комплексный цикл подготовки в Германии. За эти годы эволюции подвергся не только наш продукт - переход к системе R/3 в 1993 г. и выход на рынок комплексного решения mySAP.com в 1999 г., прочно укрепилиcь и позиции фирмы на рынке стран Содружества и Балтии. Об этом свидетельствует не только тот факт, что за прошедшие 10 лет открылись представительства SAP в Москве, Санкт-Петербурге, Алматы и Киеве и численность их персонала на данный момент превысила 260 человек. Программное обеспечение SAP сертифицировано Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации, а служба сервиса и поддержки получила от компании CETEKOM GmbH подтверждение требованиям стандарта ISO 9002: 1994.

Общий годовой оборот SAP AG на территории стран СНГ и в Балтии в 2000 финансовом году составил 37,190 млн. евро. Годовой оборот вырос на 112% по сравнению с оборотом предыдущего 1999 года. Сегодня общее число инсталляций ПО SAP в СНГ и Балтии более 200, причем более 130 из них - продуктивные.

Яркое доказательство успеха SAP на рынке России и СНГ - постоянно увеличивающееся число продуктивных внедрений у клиентов, среди которых много компаний металлургической отрасли. Можно назвать такие известные предприятия как Азовсталь, Белорусский металлургический завод, Донецкий металлургический комбинат, АО "Днепроспецсталь", Нижнетагильский металлургический комбинат, Оскольский электрометаллургический комбинат, Карагандинский металлургический комбинат "Испат-Кармет", Челябинский металлургический комбинат, комбинат "Магнезит ". Общее количество продуктивных пользователей систем SAP в металлургической промышленности более 2300 человек.

Многие факторы делают привлекательными решения SAP для предприятий отрасли, в том числе такие, как 10-летний опыт работы на российском рынке, наличие локализованного решения, учитывающего особенности местного законодательства. Важным аспектом успеха на рынке является присутствие многократно апробированной в России методологии ускоренного внедрения AcceleratedSAP, а также наличие отраслевого решения для металлургической промышленности mySAP Mill Product. Можно подчеркнуть наличие более 150 сертифицированных специалистов по внедрению систем SAP в России.

Впервые компания SAP AG представила платформу для электронного бизнеса mySAP.com в ходе европейской конференции SAPPHIRE в мае 1999 года. Данное решение, включающее в себя электронные рынки, порталы на основе функциональных ролей пользователя, бизнес-приложения и услуги хостинга приложений, позволяет клиентам быстро развертывать у себя среду для ведения электронного бизнеса. Эта технология позволяет компаниям всех размеров и любых отраслей вовлечь всех сотрудников, клиентов и партнеров в интернет-экономику и получить от этого ощутимые преимущества. Российские предприятия проявляют реальный интерес к mySAP.com . Так наряду с традиционными контрактами на поставки системы R/3, в прошедшем году были заключены первые договоры на поставку платформы для ведения бизнеса в интернете - mySAP.com. Доля договоров, заключенных на поставку решений mySAP, составила 24% от общего количества договоров SAP CIS в 2000г.

В mySAР.com входит решение Supply Chain Management, которое позволяет управлять всем циклом в металлургии. Основой данного решения является продукт класса APS (Advanced Planning and Scheduling) APO. Наиболее актуальной функциональностью является возможность планировать производство с учетом ограничений и использования различных оптимизаторов, специально разработанных для данной отрасли. АРО позволяет создавать производственную программу, моделировать возможные варианты и в дальнейшем на основании информации, которая может поступать из системы R/3 (причем и из других систем класса ERP тоже) изменять производственный план с учетом изменившихся условий. Отраслевое решение mySAP Mill Product полностью интегрировано с SCM и является одним из лучших решений для предприятий металлургической отрасли в мире.

Предприятия металлургии характеризуются непрерывными технологическими процессами на крупных установках. Для того, чтобы заказы клиентов были выполнены в соответствующем объеме и с надлежащим качеством, необходимы интегрированные системы планирования и управления с актуальными и ориентированными на ситуацию данными о запасе заказов и материалов из всех сфер производства. Их использование направлено на то, чтобы:

  • сделать интегрированные производственные процессы более прозрачными;
  • повысить производительность и эффективность затрат, а также оптимизировать внедрение средств производства;
  • гарантировать соблюдение нормативов по качеству;
  • сделать возможными постоянные сравнения план/факт в отношении качества, использования материала, времени и затрат.

В качестве примера возьмем украинское предприятие ОАО "Днепроспецсталь". В конце 90-х годов руководство предприятия ощутило острую необходимость в поиске новых подходов к управлению производством, реализации продукции, работе с партнерами. На предприятии уже существовало большое количество разнородных, недостаточно интегрированных между собой систем. Перенос данных из одной системы в другую требовал значительных временных затрат и не гарантировал сохранность и точность передачи информации. Существовали определенные проблемы в работе систем, обеспечивающих деятельность бухгалтерии. Получение интегрированных отчетов было длительным процессом. Возникали трудности с контролем и выставлением условий по дебиторской задолженности. Как следствие - руководство не всегда могло получить оперативную информацию, необходимую для эффективного управления предприятием. Процесс обработки информации на предприятии требовал усовершенствования.

Первоочередной задачей было обеспечение оперативности:

  • контроля производственных запасов;
  • получение данных о состоянии сбыта;
  • получение информации об уровне дебиторско-кредиторской задолженности;

Решением этих проблем стало использование информационных технологий для построения новой системы управления предприятием. В центре внимания при выборе информационной системы стоял вопрос концепции управления бизнесом.

В сентябре 1999 г. Председателем правления завода был подписан приказ "О совершенствовании системы управления предприятием", где речь шла о внедрении системы планирования и управления ресурсами предприятия R/3 компании SAP. Стратегической целью при внедрении системы SAP было приобретение мощного инструмента в области анализа данных для обоснования управленческих решений.

Цель - сделать деятельность металлургических предприятий более гибкой и эффективной

Возможность обрабатывать логистические процессы, процессы планирования и производства в интеграции с финансами и контроллингом - одно из преимуществ решений SAP. Учитываются особенности отрасли, которые касаются заготовки изделий и условий производства. Когда речь идет о продуктах, то большей частью имеются ввиду такие варианты продуктов, которые планируются и выпускаются в рамках многоступенчатого единичного изготовления, ориентированного на заказ клиента.

Решение сопровождает всю логистическую цепочку, начиная от определения изделий и конфигурации, предварительного планирования и обработки заказа и заканчивая планированием производственных мощностей и производством. Оно охватывает калькуляцию и управление запасами, интегрирует управление качеством и через фактурирование соединяет учет, отчетность и контроллинг.

Например, при внедрении R\3 на НТМК (Нижнетагильский металлургический комбинат) первые результаты от работы системы были получены уже на первом этапе внедрения. Повысилась квалификация бухгалтеров, были решены многие методологические вопросы бухгалтерского учета, которым ранее не придавалось значения, стало возможным проведение полной инвентаризации плана счетов. Возросли оперативность, контролируемость, прозрачность и информационная ценность бухгалтерского учета.

Также была создана интегрированная система отчетности, позволяющая анализировать крупную базу дебиторов и кредиторов (до 17 тысяч юридических лиц). Отчеты содержат информацию о дебиторско-кредитных задолженностях в различных ракурсах по каждому клиенту с отражением в различных валютах, величин курсовых разниц, расшифровки по датам возникновения задолженностей в разрезе бизнес-сфер.

Созданная в системе R/3 модель предприятия относительно мест возникновения затрат (МВЗ), заказов контроллинга, первичных и вторичных видов затрат, видов работ и статистических показателей служит мощным инструментом управления производственно-хозяйственной деятельностью.

Определение продукта с помощью конфигурации вариантов

Многообразие вариантов и признаков продуктов рассматривается в металлургии как характеристика, имеющая большое значение для обработки информации. Эти признаки задаются через заказ клиента и должны передаваться на несколько этапов производства.

Предварительное планирование

В рамках предварительного планирования независимо от заказов клиентов определяются плановые показатели сбыта для групп продуктов по размерам, характеристикам качества и другим показателям. Они составляют основу для программы прокатки, которая в системе R/3 создается из информации о наличии свободных человеческих ресурсов, рабочих местах и производственных мощностей. Непрерывная поддержка программы прокатки осуществляется с помощью собственных систем клиентов, которые через интерфейсы связаны с системой R/3.

Плановые показатели сбыта равным образом служат в качестве основы анализа по отдельным клиентам, регионов сбыта или продавцам.

Обработка заказов клиентов

Обработка заказов клиентов занимает в производстве вариантов центральное место для планирования исходных материалов и производственных мощностей, а также для производства. При поступлении заказа вводятся специфические признаки заказанного продукта, а также все данные, релевантные для срока поставки и обработки данного документа. В этой связи существенное значение имеют инструкции по проведению контроля качества и предписания по поставке, принятые у клиента. Для того чтобы упростить процесс ввода этого объема данных, который, как правило, будет значительным, в системе R/3 можно записать в таблицы вариантов инструкции по проведению контроля качества и предписания по поставке, например, для каждого пользователя. При вводе номера клиента система переносит соответствующую информацию непосредственно в заказ клиента. Таким образом, регистрация заказа в системе ограничивается дополнением или изменением вручную индивидуальных признаков. На основе признаков система также определяет продажные цены.

Для дополнительного изменения спецификаций заказа предлагается функцию, с помощью которой все измененные данные, поступившие после регистрации заказа в системе или после запуска производства, сначала будут введены в память отдельно, без перезаписи первоначальных данных. С помощью многоуровневого статусного отчета диспонент сначала сможет получить представление о динамике планирования и производства и, в зависимости от этого, разрешить или отклонить изменения данных в заказе клиента.

Планирование выпуска изделий и исходных материалов

В цепочке процессов позиции заказов клиентов автоматически попадают в планирование потребностей в материалах, где планируются все этапы производства и инициируется заготовка или внутреннее производство. Система R/3 планирует потребности в материалах по количеству и по времени с помощью плановых заказов, затрагивающих все этапы производства. Плановый заказ содержит предполагаемый объем поступившего материала, срок начала и срок завершения, а также исходные материалы. Процесс заготовки в системе R/3 с помощью используемых в потоке операций функций обработки управляет всеми фазами планирования потребности в материалах, заготовки и поступления сырья и материалов. Приложения поддерживают закупку от аттестации поставщика, обработки предложений и заказов на поставку вплоть до выставления счета и благодаря четкому управлению запасами в количественном и стоимостном отношении снижают затраты на закупку и складские затраты. В интегрированной информационной системе тотчас же отражаются заказы на поставку, поступления материалов и счета поставщиков. Подробные аналитические отчёты о ценах, группах материалов или материалах облегчают процессы принятия решений.

Комплектация партий сталеплавильных цехов

Для дальнейшей передачи потребностей сталелитейному цеху разработан заказ на плавку. При этом для группы материалов в качестве критерия группировки определяется общий признак (например, признак марки стали). Этот новый общий код группы материалов образует главную позицию в заказе на плавку. Материалы, которые относятся к этой группе и потребность в которых существует, копируются в заказ на плавку. Имеется возможность индивидуального объединения потребностей в разных материалах на основе признаков так, чтобы можно было комбинировать отдельные заказы в один производственный заказ.

Планирование производственных мощностей

С помощью модуля планирования производственных мощностей системы R/3 в любое время можно планировать ресурсы, необходимые для обработки заказов, и управлять ими. Таким образом к моменту регистрации заказа в он-лайн можно выполнить проверку доступности мощностей. Для этого плановик переходит непосредственно к графическому или табличному календарным графикам, где можно выбрать плановые и производственные заказы к агрегированным объектам. Моделирование позволяет изменять сроки, количества и присвоенные ресурсы, чтобы согласовать пожелание клиента с доступными ресурсами и обеспечить оптимальное использование оборудования. При планировании производственных заказов присваиваются также конечные мощности: при планировании производственных мощностей ресурса система автоматически определяет свободный срок для планирования операции.

Производственный заказ

Следующий этап в цепочке процессов приводит к производственному циклу. До начала производства выбираются плановые заказы и преобразуются в производственные заказы. Они содержат всю необходимую информацию по конфигурации продукта, по срокам, количествам, по технологической карте и исходным материалам. Так как в цветной металлургии производство часто многоступенчатое, в системе R/3 заказы для разных ступеней могут объединяться в одном сетевом графике заказа. Каждая ступень описана в производственном заказе и связана с вышестоящей. Эта структура позволяет выполнять сквозное планирование и календарное планирование всех ступеней. Отдельные заказы или операции могут подробно подтверждаться фактическим временем или по достижении предварительно запланированного нормативного времени. Автоматизация ввода подтверждений возможна с помощью сертифицированных систем сбора производственных данных (СПД), которые связываются с R/3 посредством стандартных интерфейсов.

Учет затрат

С вводом заказа или созданием предложения связаны предварительные калькуляции, которые выполняются в системе R/3 на основе данных заказа, ведомостей материалов и технологической карты на заказанный или запрошенный продукт. Для предварительной калькуляции заказа клиента в системе R/3 имеются функции, с помощью которых могут точно вычисляться затраты на производство для вариантов продукта с использованием разных стратегий оценки, а также могут сравниваться плановые затраты с предполагаемой выручкой. Данные калькуляции вводятся в память и сравниваются с затратами в фазе реализации. Таким образом может быть наглядно представлена полученная выручка от оборота, а также плановые и фактические затраты. Выручка из заказов клиентов и фактические затраты вливаются в учет результатов и отчеты, которые дают подробную информацию на основе данных по клиентам и материалам, а также по признакам продукта, таким как качество стали, размеры и другим спецификациям и служат основой для принятия решений в планировании.

В общем говоря, учет затрат в системе R/3 обеспечивает непрерывность и актуальность управления, актуализацию и расчет затрат и выручки. Он содержит целостную систему согласованных друг с другом инструментов планирования и контроля для координации содержания и выполнения внутри-производственных процессов. Затраты и выручка могут планироваться по всем различным функциональным областям и прослеживаться с приближением во времени. Отклонения плановых затрат от фактических можно проследить в любое время. Единая система отчетов дает информацию, позволяющую принимать решения при планировании и выполнении процессов, по видам затрат и местам возникновения затрат. R/3-учет затрат поддерживает все наиболее употребительные методики расчета затрат, начиная с учета полных затрат и заканчивая учетом затрат по процессам.

Управление качеством

R/3 сопровождает все процессы интегрированным контролем качества для задач планирования качества, проверки качества и управления качеством. Она управляет документами и записями по качеству, защищает от поставок плохого качества, служит поддержкой при проверке материалов, управляет обработкой проблемных ситуаций и оптимизирует затраты на контроль благодаря динамичным выборочным пробам. Для произведенных продуктов, а также для частей количества производственного заказа автоматически может быть создана контрольная партия, т.е. заказ на контроль качества, объединяющий обработку проверок, регистрацию результатов контроля и формулировку решений об использовании. Из каждой производственной партии могут быть выбраны как отдельные, так и несколько контрольных партий. Контрольные признаки проводятся дальше из заказа клиента через процесс контроля производственного заказа в контрольную партию. После регистрации результатов контроля значения признака можно вызвать в любое время.

Управление запасами

В системе R/3 запасы материалов характеризуются по видам запасов как "доступные запасы", "запасы на контроле качества", "зарезервированные запасы" и многие другие. Наряду с этим запасы могут вестись со ссылкой на заказ клиента, при этом поддерживается также перенос проводки - присвоение или отмена присвоения запасов - между заказами клиентов. Важной разработкой SAP является разработка, содержащая ввод количеств в разных единицах измерения не только в управлении запасами, но и в сбыте, в планировании и в производстве.

Отслеживание материалов

Ведение запасов на уровне партий позволяет управлять частичными запасами материала. Выбор партий облегчается гибкостью выбора исходных материалов по признакам партий. Отслеживание партий позволяет получить подробную информацию по использованию материалов на каждой ступени. Специально разрабатываются функции, с помощью которых можно вводить в память данные плавки в партии к марке стали и иметь благодаря этому доступ к данным анализа всех продуктов, полученных в результате плавки.

Отгрузка и фактурирование

Логистическая цепочка процессов замыкается на поставке изделий клиенту и фактурировании. Приложения обрабатывают как прямые поставки и поставки через промежуточные склады, так и консигнационные поставки. Важной частью поставки является запись накладных и сертификатов, которая может создаваться в системе R/3 вариативно по заданным значениям клиента и которая содержит признаки продукта и производства. С помощью фактурирования в заключение рассчитываются позиции заказов клиентов и транспортные расходы, и в виде дебиторских проводок проводятся дальше в учет и отчетность.

Финансы

В рамках решения для финансов копируются релевантные для проводки операции, обеспечивается полная документация. Одновременно решение для финансов является актуальной основой для широких задач планирования, контроля и планирования потребностей в материалах. Приложения отвечают требованиям предприятий разного уровня и обладают всеми предпосылками для использования в международном плане. Основой всех операций проводки являются данные отдельных документов, которые централизованно вводятся, проверяются и затем синхронно актуализируются в рамках интегрированной обработки хозяйственной операции. Финансы в рамках решений SAP одновременно покрывают бухгалтерский учет основных средств. В связи с интегрируемым контроллингом инвестиций в бухгалтерский учет основных средств непосредственно могут быть вовлечены также планирование и контроль инвестиционных мероприятий. Подобным же образом предоставляется возможность тесной связи административно-технической обработки мероприятий ТОРО с управлением, планированием и контролем основных средств.

Перспективы развития некоторых проектов SAP в металлургии

Для рассмотрения перспектив внедрения систем SAP на территории СНГ, возьмем несколько примеров. На Донецком металлургическом заводе внедрения R\3 началось в 1995 году. Добившись с помощью R\3 хороших результатов, донецкие металлурги не собираются останавливаться на достигнутом: в будущем планируется внедрение модулей PM (техническое обслуживание и ремонт оборудования), HR (управление персоналом), PS (управление проектами). На Нижнетагильском металлургическом комбинате (НТМК) функциональность системы R/3 также непрерывно развивается. Развитие осуществляется как путем более полного использования функциональных возможностей действующей версии системы R/3, так и путем перехода на новые версии системы. Использование системы R/3 на Днепроспецсталь предполагает непрерывное развитие уже внедренной функциональности, кроме того, запланирован переход на новые версии системы. В 2002 году планируется:

  • переход на версию 4.6;
  • внедрение модуля PP (планирование производства);
  • переход к внедрению модуля QM (контроль качества);

В ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат" в продуктивном режиме используются следующие функциональности: FI (финансы), CO (управление затратами), MM (управление материальными потоками), SD (сбыт),ТОРО (техобслуживание и ремонт оборудования). Начались работы по внедрению компонентов платформы mySAP.com - SAP BW (хранилище бизнес - информации) и SAP SEM (стратегическое управление компанией).

Таким образом, сегодня, компания SAP предлагает на российском рынке передовое решение, соединяющее возможности ERP-систем и преимущества бизнеса в интернете. В компании SAP трудятся высококвалифицированные опытные сотрудники, имеющих уникальный опыт успешного ведения проектов SAP на рынке стран СНГ и Балтии в том числе и на предприятиях металлургической отрасли.

Подробное описание возможностей системы SAP R/3 в интеграции бизнес-процессов металлургических предприятий здесь

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS