Рычаги реформы: коммунальный биллинг и ИТ

На «реанимацию» российского ЖКХ требуется $140 млрд, из которых $50-60 млрд необходимо потратить на модернизацию отрасли и внедрение новых технологий. Проводимая реформа ЖКХ предлагает передать коммунальную сферу частным компаниям, оставив за государством лишь функции тарифного регулирования.

К сфере ЖКХ в России традиционно относятся управление жилым фондом; производство, передача и продажа потребителю тепловой  и электроэнергии; водоснабжение; утилизация бытовых отходов и прочие услуги, связанные с работой систем жизнеобеспечения граждан.

По экспертным оценкам, прибыльность отечественного ЖКХ составляет минус 2%. Российское ЖКХ неэффективно как с управленческой, так и с инженерной точек зрения. Существующие МУПы и ГУПы не заинтересованы в развитии инноваций —  для них экономия ресурсов в этом году оборачивается снижением финансирования в следующем. В результате степень износа объектов коммунального хозяйства по отдельным муниципальным образованиям достигает 70-80%, а темпы нарастания износа 1-2% в год. Специалисты считают, что российскому ЖКХ требуется $140 млрд, из которых $50-60 млрд необходимо потратить на модернизацию отрасли и внедрение новых технологий.1

Изменить ситуацию призвана проводимая в настоящее время реформа, которая предполагает реструктуризацию сложившейся системы, повышение эффективности и качества предлагаемых услуг. Для этого государство должно оставить за собой функции тарифного регулирования на набор стандартных услуг, а все остальные процессы передать в ведение частных компаний. Наилучшие возможности создания эффективного бизнеса в данной сфере существуют в области эксплуатации и управления жилым фондом, а также в сфере учета потребления и информационного обеспечения, биллинга, решения долговых проблем, всевозможных технических и технологических сервисов.

Управление жилым фондом

В соответствии с новым Жилищным кодексом до 1 января 2007 года собственники жилья должны выбрать один из 3-х способов управления домом. Первый способ —  собственник напрямую заключает договора с поставщиками услуг. Второй —  жильцы создают товарищество собственников жилья (ТСЖ). Третий —  жильцы заключают договор с управляющей компанией, которая берет на себя все заботы по эксплуатации дома.

По данным маркетинговой группы Step-by-step, емкость рынка услуг в ЖКХ Москвы составляет 33 млрд руб, и этот сегмент является наиболее проблемным, поскольку износ столичного жилья эконом-класса составляет приблизительно 80%. В настоящее время  государственные структуры обслуживают около 90% рынка жилья, и лишь 10% отдано на откуп объединениям собственников и частному бизнесу —  в основном это новостройки и элитное жилье.

По данным компании «Управление по эксплуатации и ремонту»2,  средняя цена услуг для дома бизнес-класса составляет $1,5-2,5 за квадратный метр в месяц. Увеличение цены зависит от требований к перечню и качеству предоставляемых сервисов —  для элитного жилья она составляет $3-4,5 за квадратный метр. Самое дешевое в эксплуатации жилье эконом-класса —  стоимость услуг составляет $0,5-0,8 за квадратный метр.

Рентабельность управления жильем высокого класса составляет 15-20% от суммы платежей. В более сложной ситуации находятся компании, работающие на рынке жилья эконом-класса. При управлении большими площадями новостроек в одном районе рентабельность может достигать 20%, а эксплуатация старого жилья становится рентабельна, начиная с 40 тыс.кв.м. с нормой прибыли 6-8% от оборота.

Управление коммунальным хозяйством

Присутствие частного бизнеса в коммунальном хозяйстве более значительно, чем в жилищном комплексе. Негосударственные организации обеспечивают 30% услуг в  области теплоснабжения; 37% услуг в области городского электроснабжения; 17% услуг в водоснабжении. При этом они управляют государственной и муниципальной собственностью на условиях аренды или концессии.

Рентабельность бизнеса в области управления коммунальным хозяйством составляет 3-5% от объема услуг.3 Увеличение прибыли возможно за счет снижения издержек, что открывает широкие возможности для внедрения инноваций. Например, одной из главных проблем российского ЖКХ является низкая степень коррозийной устойчивости трубопроводной сети. Потери тепла в некоторых случаях достигают 50%. Использование труб из полимерных материалов и их прокладка бестраншейным путем позволяет в 5-6 раз снизить затраты на монтаж трубопровода и в 3 раза увеличить срок его службы.

Снизить издержки в водоснабжении и канализации можно и за счет установки регуляторов частоты вращения, которые включают насосы «на полную» только утром и вечером, а в остальное время заставляют их работать в энергосберегающем режиме.

«Платежеспособный спрос можно разделить на два очень разных сегмента. Один из них формируется в результате целенаправленной активности государства. К примеру в рамках провозглашенных национальных проектов или других программ на какое-то время становится модной определенная тема. Минус в том, что инициативы сверху, как правило, носят характер непродолжительных PR-кампаний, — считает Андрей Борейко, заместитель директора по развитию бизнеса компании »Заказные ИнформСистемы»

Второй сегмент формируется наличием конкретных прикладных задач, потребностями отрасли и в результате законодательных изменений. Это и автоматизация управляющих организаций, автоматизация производственных процессов и сбытовых служб поставщиков, геоинформационные системы и оцифровка коммунальных сетей, земельные кадастры. Далеко не везде поддержаны автоматизацией такие насущные задачи государственных служб, как, например, регистрация прав на недвижимость. При этом, безусловно, актуальными остаются проблемы интеграции различных приложений в масштабах региона или города».

Информационные технологии и рентабельность ЖКХ

ИТ позволяют решить одну из острейших проблем российского ЖКХ —  проблему неплатежей. По данным заместителя мэра Москвы по городскому хозяйству Петра Аксенова4, до перехода на единые расчетные центры (ЕИРЦ), «Мосгаз» собирал 70%, «Мосгортепло» и «Мосэнерго» — максимум 75-80% положенных средств. Деньги оседали в ДЭЗах. ЕИРЦ позволили довести собираемость платежей до 100%.

В настоящее время активно развивается рынок биллинговых систем, которые консолидируют информацию по платежам физических лиц (наличными, по пластиковым картам, в банкоматах, через Интернет, с мобильных телефонов).

Биллинговые системы позволяют автоматизировать прием и обработку наличных платежей от населения, создать сеть пунктов приема наличных (кассы) и безналичных платежей (банкоматы, инфокиоски, интернет, мобильные телефоны), работающих он-лайн с центральным сервером, предоставить гражданам информацию о задолженностях за различные услуги через пункты приема платежей и интернет.

Схема работы системы приема платежей

Схема работы  системы приема платежей

Источник: система «Город»5

Одновременно автоматизируется работа подразделений ДЗ, УЖХ, ЖЭУ, ОПВС, отделов социальной защиты и т.п. Информационные технологии позволяют обеспечить доступ к нормативно-справочной информации (тарифы, услуги, виды льгот, районы, улицы, балансодержатели, поставщики услуг и т.п.); вести реестр услуг, тарифов по услугам, поставщиков услуг; организовать  учет жилищного фонда по балансодержателям и техническому обслуживанию, физических лиц, их льгот,  лицевых счетов и сведений о проживающих (доход, регистрация, льготы), автоматизировать расчет и начисление задолженностей по жилищно-коммунальным услугам с учетом изменения данных по лицевым счетам, расчет и начисление субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, учет начислений, возвратов, поступлений, льгот, субсидий как по лицевым счетам, так и по поставщикам услуг и др.

Схема работы центра начислений

Схема работы  центра начислений

Источник: система «Город»5

Повышение рентабельности бизнеса в жилищно-коммунальной сфере возможно за счет внедрения всевозможных инноваций —  и высокотехнологичных, и просто отвечающих требованиям здравого смысла. Например, установка запорной арматуры для локализации аварии в конкретно взятом стояке без отключения всего района позволяет сэкономить 3-4 дня работы в авральном режиме. А воздушный клапан стоимостью 270 руб решает проблему образования воздушных пробок в системе отопления, тем самым освобождая нескольких слесарей, бегающих вверх-вниз в начале и в конце отопительного сезона и спускающих воду до тех пор, пока она не пойдет без пузырей.

По имеющимся данным, расчеты по нормативу, без приборов приводят к тому, что приписки доходят до 40%.6 В частности, потери тепла при транспортировке в жилые дома составляют около 30%. Установка домовых счетчиков позволяет оплачивать фактически израсходованное тепло, а не отпущенное поставщиком.  Таким образом, внедрение систем учета позволяет объективно оценить потребление, а затем на основании этих данных сократить нерациональное расходование ресурсов в жилищной сфере или оптимизировать производство услуг (если речь идет о сфере коммунального хозяйства).

Установка счетчиков с электронной передачей данных на диспетчерскую делает возможным использование мультиставочных тарифов. Самый простой из них —  двухкомпонентный. Он позволяет несколько сгладить существующие два пика потребления коммунальных ресурсов —  утренний и вечерний —  и за счет этого получить сокращение требуемых мощностей. Еще более перспективным представляется мультиставочный тариф, позволяющий компании проводить гибкую тарифную политику.

Наталья Рудычева / CNews


1 Данные генерального директора ЗАО «КЭС-мультиэнергетика» Сергея Чикурова, «Вестник инноваций», март-апрель 2006

2 «Вестник инноваций», март-апрель 2006

3 Данные председателя правления ОАО «РКС» Михаила Слободина, «Вестник инноваций», март-апрель 2006

4 «Вестник инноваций», март-апрель 2006

5 Система «Город»

6 Данные генерального директора Института экономики жилищно-коммунального хозяйства Игоря Бычковского, «Вестник инноваций», март-апрель 2006

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS