Бизнес больше вкладывает в образование

Нарастающий кадровый голод заставил крупный бизнес всерьез задуматься о проблемах отечественного образования. Переориентация учебных заведений на целевой механизм подготовки специалистов, квалификация и навыки которых будут соответствовать требованиям времени, требует серьезных финансовых вливаний. На смену именным фондам крупных предпринимателей приходят национальные университеты, интегрирующие средства  государства и бизнеса в целях развития российской системы образования.

Кадровый голод  2006

Сегодня рынок труда испытывает значительный кадровый дефицит, который продолжает усиливаться. Не хватает как квалифицированных рабочих, так и специалистов. Несмотря на то, что за последние годы численность обучающихся в ВУЗах станы возросла в несколько раз, явный дисбаланс между спросом на кадры и предложением специалистов, выходящих из стен высших и специальных учебных заведений, позволяет говорить о кадровом голоде как о серьезной проблеме, угрожающей экономике страны в целом. И дело здесь не только и не столько в недостаточном финансировании учебных учреждений.

Нехватка средств —  не главная причина дефицита образованных и квалифицированных кадров, все зависит от того, каким образом эти средства будут потрачены. Существующая организация системы образования является во многом обособленной и изолированной от экономики системой и не соответствует запросам рынка труда. Без существенной модернизации учебных программ, направленной на соответствие современным стандартам ведения бизнеса, вложенные средства, какими бы они ни были, могут быть потрачены впустую. В этих условиях очень важным является тесное взаимодействие предпринимателей с образовательными учреждениями и переориентация учебных заведений на целевой механизм подготовки специалистов, квалификация и навыки которых будут адекватны задачам бизнеса.

На мартовской встрече с российскими предпринимателями президент Владимир Путин призвал бизнесменов к активному участию в жизни образовательных учреждений, вплоть до преподавательской деятельности, и в формировании профессиональных стандартов. «Их могут полноценно сформулировать только сами участники рынка и затем предложить их соответствующим ведомствам, учебным заведениям для подготовки специалистов, отвечающих потребностям рынка», —  отметил президент. Глава государства также призвал предпринимателей проявить активность в процессе развития кредитования образования и участвовать в обеспечении учебных заведений современной материальной базой.

Бизнес и образование —  история вопроса>

Нельзя сказать, что до настоящего времени бизнесмены не принимали участия в решении проблем российских учебных заведений. С 2001 по 2003 год большую активность в процессе инвестирования в систему образования проявляла компания ЮКОС. В рамках этой инициативы была создана «Федерация интернет-образования», профинансированы поставки вычислительной техники в 43 учебных центра. Но такие проекты носили скорее эпизодический, чем массовый характер.

Известна деятельность некоммерческих благотворительных фондов, финансируемых крупными предпринимателями: фонда «Династия» Дмитрия Зимина и фонда Владимира Потанина. Усилия фонда «Династия» сосредоточены в области разработки и реализации программ, направленных на интеллектуальное развитие нации, способствующих поддержке и популяризации российской фундаментальной науки. Фонд реализует ряд стипендиальных программ для студентов, аспирантов и молодых ученых, занимается выделением специальных грантов преподавателям физики и математики, осуществляет общественные и культурные проекты. Общий бюджет фонда «Династия» в 2004 году составил $2.5 млн, на эти деньги было профинансировано 183 гранта. В бюджете на 2005 год было предусмотрено финансирование 456 грантов на общую сумму $3.6 млн1.

Вручение почетных дипломов победителям2

Вручение почетных дипломов победителям

Источник: благотворительный фонд &Laquo;Династия»

Фонд Владимира Потанина также предусматривает различные стипендиальные программы для студентов, курсантов военных ВУЗов, ВУЗов МВД и школьников-победителей международных олимпиад, а также предоставление грантов молодым ученым, преподавателям и организациям. В 2004-2005 году фонд выделил на реализацию образовательных программ и проектов поддержки культуры $8 млн. Из этих денег $4.7 млн было потрачено на проведение конкурсных программ, а $3.3 млн — на выплаты целевых грантов организациям. Всего за этот период фондом было выплачено 2225 стипендий и грантов на конкурсной основе и 7 целевых грантов организациям3.

Конкурсный отбор и награждение курсантов вузов МВД4

Конкурсный отбор и награждение курсантов вузов МВД

Источник: благотворительный фонд В.Потанина

Национальные университеты — будущее российского образования

Сегодня национальным проектом «Образование» предусматривается создание так называемых национальных университетов —  больших образовательных  структур, которые должны будут объединять действующие ВУЗы страны. Предполагается, что национальные университеты станут базой для внедрения новых образовательных программ и создания исследовательских центров, оборудованных новейшей техникой и программным обеспечением для реализации инновационных программ. Это должно способствовать притоку высококвалифицированных молодых специалистов и педагогов, которые смогут заниматься интересной работой на достойных условиях. Выпускники нацуниверситетов будут востребованы как на отечественном, так и на мировом рынке труда.

Национальные университеты предполагают укрупнение существующих и сокращение избыточных структурных подразделений ВУЗов и развитие деятельности на базе так называемых автономных учреждений, которые являются формой ведения коммерческой деятельности учебного заведения, предусматривающей соучредительство и активное привлечение внебюджетных средств, вкладываемых предпринимателями. Предполагается, что в течение нескольких лет после начала работы ВУЗы нового формата получат статус государственных корпораций.

«Вопрос о предоставлении национальным университетам статуса государственных корпораций предполагает принятие законов, регламентирующих статус национального университета и государственной корпорации в сфере образования, — комментирует ситуацию юрист компании Байтен Буркхардт Анна Афанасьева. — Предполагается, что национальный университет, получивший статус государственной корпорации, сможет осуществлять хозяйственную и коммерческую деятельность, в частности: сдавать в аренду помещения ВУЗов, создавать научно-технические производства, заключать хозяйственные договора. Прибылью от указанной выше деятельности предполагается управлять через попечительские советы национального университета».

Проект федерального закона «Об автономных учреждениях» был принят в Госдуме в июне нынешнего года, однако, многие общественно-политических организации, такие как Союз директоров ВУЗов России, Российский союз ректоров, Профсоюз работников образования и науки, Профсоюз работников культуры, профильный Комитет Совета Федерации и комитеты Госдумы по культуре и по собственности, высказались против законопроекта. Председатель комитета по собственности Виктор Плескачевский выразил мнение, что при массовом создании автономных учреждений на базе государственных или муниципальных учреждений вследствие  сокращения финансирования из бюджета и замены бесплатных услуг платными произойдет расслоение автономных учреждений согласно их финансово-хозяйственному положению, а это приведет к упадку некрупных региональных учреждений при отсутствии бюджетного финансирования. Председатель Комитета по культуре Иосиф Кобзон считает, что законопроект «Об автономных учреждениях» нуж­дается в существенной концептуальной доработке перед первым чтением. Российские ученые также не согласны с принятием законопроекта, что выразилось в акциях протеста против него.

Несмотря на это, первые проекты по созданию национальных университетов уже реализуются в Южном и Сибирском федеральных округах —  в Ростове-на-Дону и Красноярске. Красноярский нацуниверситет должен объединить Красноярский государственный университет, Красноярский государственный университет цветных металлов и золота, Красноярский государственный технический университет и Красноярскую государственную архитектурно-строительную академию, и открыть свои двери 1 сентября 2007 года для 40 тыс студентов. На создание и развитие нацуниверситета в Сибири планируется выделить из федерального бюджета 3 млрд рублей в течение 2006-2007 годов и еще 5,5 млрд рублей — в 2008-2009 годах.

Второй, Ростовский нацуниверситет по планам должен заработать в 2008 году. Предположительно  он объединит ростовские государственный, педагогический и технический университеты, Академию архитектуры и искусства, таганрогские педагогический и радиотехнический университеты, Северо-Кавказский научный центр и Южный центр Академии наук. Однако следует признать, что ученые и преподаватели пока не разделяют оптимизма правительства и министерств. В концепции нацуниверситетов до сих пор много неясного, не определены многие юридические аспекты и список представителей бизнеса, готовых вкладывать средства.

Российский бизнес смотрит в будущее

Определенным индикатором того, что российский бизнес двинулся навстречу образованию, является подписание соглашений о стратегическом партнерстве Российского союза ректоров (РСР) и ряда российских бизнес-структур, состоявшееся в рамках проходившего в июне нынешнего года в Московском Государственном Университете VIII съезда Российского союза ректоров (РСР).  Со стороны предпринимателей в съезде участвовали такие крупные объединения, как Торгово-промышленная палата, Российский союз промышленников и предпринимателей, «Опора России». В рамках соглашений предложены конкретные меры по активизации участия бизнеса в образовании страны: создание корпоративных университетов, целевая подготовка и переподготовка специалистов для нужд работодателей, развитие специализированных образовательных программ, финансирование грантов и именных стипендий. Бывший министр образования и нынешний ректор Российского университета дружбы народов Владимир Филиппов отметил, что для эффективного сотрудничества образования и бизнеса нужны в первую очередь хорошие экономические регуляторы, серьезные налоговые льготы.

В настоящее время налоговая политика для учреждений образования, по мнению специалистов, оставляет желать лучшего. «С 01.01.2005 года были отменены налоговые льготы для образовательных учреждений. Эти льготы предусматривали, в частности, освобождение от уплаты всех видов налогов, в том числе от платы за землю, образовательными учреждениями независимо от организационно-правовой формы (пункт 3 статьи 40 Закона «Об образовании»). С 01.01.2006 года отменены льготы по налогу на имущество для объектов социально-культурной сферы, используемых для нужд образования, — комментирует ситуацию Анна Афанасьева. — Однако субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать отдельные дополнительные льготы в сфере налогообложения, в том числе, и для учреждений образования. Так, например, законодательство Новосибирской области предусматривает установление для учреждений образования льготной ставки по налогу на прибыль организаций. А закон Новосибирской области «О регулировании отношений в сфере образования на территории Новосибирской области» устанавливает возможность предоставления налоговых льгот организациям, вкладывающим средства в развитие образования Новосибирской области. Таким образом, налоговые льготы в сфере образования сместились в настоящее время на региональный уровень. Наиболее значимыми налогами, по которым региональными законами могут быть предусмотрены льготы, являются налог на прибыль и налог на имущество организаций. Следует отметить, что во многих регионах предоставление льгот коммерческим организациям, финансирующим образование, практически не установлено».

Тем не менее, уже в настоящее время имеются значительные примеры интерграции интересов бизнеса и образовательных учреждений. Например, компания Ай-Ти разработала для ВУЗов решение по построению кампусного информационного городка.

«Основу ИТ-инфраструктуры вуза, по нашему мнению, составляет кампусная мультисервисная сеть, а также различные системы интеллектуального здания, системы информационной безопасности и т.п., — прокомментировал ситуацию Тагир Яппаров, президент Группы компаний Ай-Ти. — К системам управления учебным заведением можно отнести, например, системы электронного документооборота, решения для управления финансово-хозяйственной деятельностью вуза, системы управления персоналом и т.п. В образовательном процессе мы предлагаем использовать системы дистанционного обучение «по требованию», электронные библиотеки, виртуальные учебные аудитории, интерактивные системы обучения, интерактивные системы голосования, обсуждения и др».

На пути взаимовыгодного сотрудничества образовательной системы и бизнес-сообщества стоят не только неразвитые экономические механизмы, но и некоторые  положения российского законодательства, в частности, Закон о всеобщей воинской обязанности. На заседании рабочей группы Госсовета РФ по вопросам образования в Петрозаводске руководитель социального департамента Российского союза промышленников и предпринимателей Федор Прокопов заявил, что бизнесмены не хотят вкладывать серьезные деньги в подготовку специалистов, не будучи уверенными в том, что, отслужив в армии после окончания учебного заведения, молодые профессионалы смогут сохранить необходимую квалификацию.

Инициативы западных ИТ-компаний

Используя богатый опыт образовательной деятельности и огромный собственный потенциал, иностранные компании, работающие в сфере ИТ, инвестируют в российское образование.

Широко известна деятельность международной инициативы компании Microsoft «Партнерство в образовании» (Microsoft Partners in Learning, PiL) для системы общего и начального профессионального образования России, которая существует с 2004 года и включает в себя ряд программ и проектов, целью которых является ознакомление школьников с информационными технологиями Microsoft и получение ими навыков и знаний, которые пригодятся в процессе дальнейшего профильного обучения и профессиональной деятельности. В рамках этой инициативы разрабатываются учебно-методические комплекты обучающих курсов, предназначенных для повышения квалификации преподавательского состава и обучения школьников основам программирования и информационной безопасности, навыкам работы с операционными системами, прикладными программами  и компьютерными сетями, элементам компьютерной графики. Все курсы доступны для бесплатного скачивания на сайте Microsoft.

Подобный проект разработан Microsoft и для студентов высших учебных заведений. Это программа Microsoft IT Academy, которая начала действовать во всем мире в январе 2003 года и работает сегодня более чем в 2 000 образовательных учреждений. Система обучения программы Microsoft IT Academy позволяет студентам и молодым специалистам не только приобрести глубокие знания в различных ИТ-специализациях, но и получить сертификаты начального уровня, способствующие построению успешной карьеры в области информационных технологий. Выгода таких программ обоюдна: учащиеся получают полезные навыки для дальнейшего профессионального роста, а Microsoft реализует программу по продвижению и популяризации своих продуктов.

Заметным событием стал экспериментальный образовательный проект «Виртуоз», стартовавший осенью 2004 года в Нижегородском государственном университете имени Н.И. Лобачевского. Этот проект направлен на подготовку преподавателей российских вузов по современным  информационным технологиям. В нем участвуют мировые лидеры в области ИТ —  компании Intel, Microsoft, Borland, IBM, а также Carnegie Mellon University и российский Kaspersky Lab. В рамках проекта разрабатываются учебные курсы, отвечающие международным образовательным стандартам, а молодые ученые и преподаватели ВУЗов страны проходят обучение современным методам разработки программного обеспечения и стажируются у ведущих разработчиков аппаратных и программных средств.

Кроме участия в программе «Виртуоз», корпорация Intel продвигает ряд других инновационных образовательных проектов, собственных и совместных: международные конкурсы и смотры, обучающие курсы и семинары, сотрудничество с российскими университетами и школами. Среди них —  разработанная Intel для учителей средней школы и студентов педагогических ВУЗов программа «Intel® Обучение для будущего». Она создана с целью оказания помощи педагогам в освоении современных обучающих и информационных технологий. В период с 2002 по 2005 годы по программе «Intel® Обучение для будущего» прошли обучение 224 тыс человек.

Ежегодно в нижегородском Центре по разработке программного обеспечения Intel проводится летняя студенческая школа, целью которой является привлечение на работу в Intel в Нижнем Новгороде выпускников ВУЗов из России и стран СНГ.  В течение двух месяцев ее участники являются слушателями семинаров, проводимых российскими учеными и ведущими сотрудниками компании и проходят стажировку по реальным бизнес-проектам. Лучшие выпускники школы имеют преимущество при поступлении на работу в корпорацию после окончания учебы. Intel проявляет активную деятельность в финансировании научно-исследовательских проектов творческих коллективов университетов и научных организаций, работающих в интересных для корпорации областях: технологиях беспроводной связи, нанотехнологиях, разработке компиляторов и высокопроизводительных вычислительных систем, а также проводит стипендиальную программу для студентов и молодых ученых.

Заметный вклад в развитие российского образования внесла компания HP. «За последние несколько лет НР Россия удалось реализовать немало успешных программ в сфере образования по ряду приоритетных направлений нацпроекта «Образование». Так сегодня действует целая сеть учебно-технологических и образовательных центров НР, созданных на базе средних школ, профучилищ и вузов России. Они входят в состав «Цифрового сообщества НР» и оснащены технологиями, а также методическими курсами, разработанными компанией, — рассказал в интервью CNews Андрей Вышлов, директор департамента по работе с государственными учреждениями компании HP. — Активно происходит взаимодействие с ведущими вузами страны в рамках «Программы НР по сотрудничеству с университетами и научно-исследовательскими организациями» (University relations (UR). Ведется инновационная деятельность и создается необходимая инфраструктура на базе главных университетов страны для ее применения. НР Россия оказывает поддержку талантливым ученикам, студентам и аспирантам, реализует программу по трудоустройству выпускников».

Ралько Андрей/CNews


1 Данные годового отчета фонда «Династия» за 2004/2005 год

2 1-я ежегодная научная конференция «Мы — будущее российской науки», организованная фондом «Династия», март 2003

3 Данные годового отчета по финансовым показателям благотворительного фонда Владимира Потанина

4 Стипендиальная программа благотворительного фонда В.Потанина, Москва, май 2006

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS