Замена льгот денежными компенсациями — программа ДЛО

Запуск программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) в рамках Федерального закона №122 стал первым серьезным шагом на пути к реформе здравоохранения. Но, как показали итоги первого этапа действия программы, многие проблемы до сих пор остаются нерешенными. Ключевым фактором дальнейшего развития ДЛО сегодня является создание единого информационного пространства, объединяющего всех участников программы.

Кризис системы — предпосылки реформы здравоохранения в РФ

О кризисе российской системы здравоохранения сегодня свидетельствуют такие факторы, как невозможность обеспечения государственных социальных гарантий, платность официально бесплатной медицины, экспоненциальный рост доли платных услуг в сфере здравоохранения и общая неэффективность государственных расходов, выделяемых для ее финансирования.

Согласно официальной статистике, в период с 2001-2004 объем государственного финансирования здравоохранения в РФ увеличился в 1,8 раза (с 255 до 454 млрд. рублей).

Однако, несмотря на столь впечатляющую динамику, вопрос эффективности расходования бюджетных средств остается одним из наиболее актуальных. Особенно это касается обеспечения доступности медицинской помощи: за тот же период объем платных медицинских услуг увеличился в 2,2 раза, а расходы населения на лекарства — более чем в 1,9 раза 1. Фактически, можно говорить о том, что финансирование отечественного здравоохранения на 50-70 % осуществляется за счет средств самих больных, причем, доля платных услуг в общем спектре постоянно растет.

Несмотря на официальное существование государственных гарантий предоставления медицинской помощи, значимость их в отечественной медицинской практике близка к нулю. Особенно остро в качественной бесплатной медицинской помощи нуждаются малообеспеченные категории населения, доходы которых в силу разных причин не позволяют финансировать процесс лечения и приобретение лекарственных препаратов.

ФЗ №122 и ДЛО — первые шаги реформы здравоохранения

Принятие Федерального закона №122 стало одним из первых шагов реформы здравоохранения, призванной изменить патовую ситуацию на уровне системы в целом, и фактически означало как перераспределение ролей, так и изменение схем взаимодействий основных участников. Изменился сам принцип функционирования системы — впервые в отечественной практике финансирование лекарственного обеспечения осуществлялось без привязки к возможностям бюджета, а с учетом объективной потребности в лекарственных средствах конкретного больного. То есть, был осуществлен переход к новому принципу финансирования, означающему значительное повышение эффективности расходования средств, выделяемых государством на обеспечение здравоохранения.  

В рамках реализации ФЗ №122 была запущена программа дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий населения (ДЛО), целью которой является обеспечение доступности качественной медицинской и лекарственной помощи льготных категорий населения РФ. Фактически, программа ДЛО представляет собой базис всех запланированных изменений в системе здравоохранения, так как во многом определяет общую структуру госрасходов, а эффективность функционирования программы является решающим фактором эффективности использования средств, выделяемых государством на здравоохранение.

Основными принципами функционирования программы ДЛО являются персонификация учета лекарственной помощи, оказываемой в рамках единого перечня лекарственных средств с единым уровнем цен, сформированного по международным непатентованным наименованиям на условиях гарантированного обеспечения и единой системы информационного обеспечения.

Динамика затрат на медицинскую помощь (руб.), 2005

Источник: конференция «Государство в 21 веке», 20062

В 2005 году доля ДЛО в структуре общих затрат государства на медицинскую помощь составляла порядка 10 %, причем, это соотношение с момента запуска программы оставалось постоянным. Наибольший объем затрат на медицинскую помощь в РФ приходится на стационарное и амбулаторно-поликлиническое лечение.

Динамика структуры затрат на медпомощь

Источник: конференция «Государство в 21 веке», 20062

Информатизация ДЛО — проблемные точки

Несмотря на то, что после 1,5 лет можно говорить о первых позитивных результатах работы, большинство участников программы ДЛО вынуждены констатировать, что масса неразрешенных проблем, препятствующих ее реализации, продолжает нарастать. В категорию наиболее насущных попадает и проблема информационного обеспечения участников программы, без чего дальнейшее функционирование программы становится не только неэффективным, но, зачастую, попросту невозможным.  

Динамика затрат на ДЛО (руб.), 2005

Источник: конференция «Государство в 21 веке», 2006 2

Задача информационного обеспечения участников программы ДЛО представляет собой массив подзадач разного уровня, сложность реализации которых обусловлена общей комплексностью взаимодействий участников программы. Основными проблемами, возникающими в процессе реализации программы ДЛО, являются несовпадение реестров лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, перечней лекарственных средств различных участников программы, увеличение потребности расчета и постоянной актуализации бюджетов на разных уровнях исполнения программы и рост издержек контроля над расходованием выделяемых средств.

По мнению Владимира Стародубова, заместителя министра здравоохранения и социального развития России, трудности начального этапа реализации программы ДЛО также были обусловлены низкой оснащенностью поликлиник, аптек и государственных больниц вычислительной техникой и программным обеспечением. К примеру, на конец 2005 г. только 65 % лечебно-профилактических учреждений и аптек были компьютеризированы, во многих регионах информатизация ЛПУ (лечебно-профилактических учреждений) составляет менее 30 %, особенно это касается районных поликлиник и городских больниц. Как отмечают участники программы, в сельских районах уровень информатизации ЛПУ до сих пор находится на нулевой отметке.

«Главная техническая проблема — это отсутствие постоянной, надежной связи, вследствие чего не всегда удается вовремя передать требуемые данные, — прокомментировал ситуацию генеральный директор ООО «Фирма «Эскейп» Алексей Аносов. — Однако постепенно решается и эта проблема. Еще одна проблема заключается в крайней удаленности некоторых районов от крупных территориальных центров, что приводит к сложностям с обслуживанием и ремонтом техники».

Частично информатизация аптечных учреждений и пунктов отпуска лекарственных средств была осуществлена за счет фармацевтических организаций, получивших право на участие в программе ДЛО в 2006 г. Однако, это не решило проблемы в целом. Единственно возможным решением, которое позволило бы программе ДЛО эффективно развиваться дальше, является создание единого информационного пространства, объединяющего участников программы на всех уровнях и этапах ее реализации.

Информационное взаимодействие участников ДЛО

Источник: конференция «Государство в 21 веке», 2006 2

«Учитывая сложные схемы взаимосвязи внутри федеральной программы ДЛО, напрашивается вывод, что для обеспечения ее жизнеспособности, эффективной работы и развития в целом, необходим комплексный подход к автоматизации, — считает генеральный директор ООО «Фирма «Эскейп» Алексей Аносов. — Комплексный подход к автоматизации включает в себя три основные составляющие: разработку единой технологии работы и взаимодействия всех участников программы, разработку средств автоматизации технологических процессов и подготовку кадров».

Для создания единого информационного пространства в рамках программы ДЛО, прежде всего, необходима единая система классификации и кодирования информации, ориентированной на всех участников системы. Решение данной проблемы предлагают справочники федерального и территориального уровня, однако, эффективное использование таких справочников в качестве элементов программы ДЛО возможно только при условии их постоянной актуализации и синхронизации обеспечения участников актуализированной справочной информацией. На текущий момент проблема белых пятен и информационных разрывов является одним из наиболее существенных факторов, препятствующих дальнейшему развитию ДЛО.

Важным является также принятие единых стандартов информационного взаимодействия участников программы. Первые стандарты информационного обеспечения программы ДЛО, или, скорее, их прототипы, были приняты в декабре 2004 года. На первом этапе развития программы стандарты были существенно модифицированы, однако этого оказалось недостаточно для нормального функционирования программы. С начала 2006 года в ДЛО приняты единые стандарты информационного обеспечения на основе комплексного подхода: введено штрих-кодирование рецептов,   XML-форматы обмена данных, проводится автоматизация центров обработки данных. Следует заметить, что по мере развития программы ДЛО и расширения состава ее участников процесс перехода на новые стандарты информационного обеспечения становится все более болезненным. Для редукции рисков, связанных со сменой стандартов или ввода новых категорий стандартов необходимо более точное прогнозирование изменений, синхронизация действий всех участников программы, что означает смещение приоритетов программы ДЛО в сферу долгосрочного планирования изменений.       

До сих пор остаются нерешенными целый ряд проблем прикладного уровня. Речь идет, прежде всего, о создании системы первичного персонифицированного учета в лечебно-профилактических учреждениях, которая подразумевает составление баз данных пациентов, их поддержку и постоянную актуализацию. На уровне ЦОД базы данных отдельных ЛПУ должны сводиться в единый, постоянно обновляемый массив, который позволил бы участникам регионального уровня — территориальным фондам ОМС и органам управления — получать исчерпывающую информацию о количестве льготников в регионе, процентном соотношении разных категорий. Это позволило бы более точно планировать финансирование лекарственного обеспечения, повысить эффективность государственных расходов. В таких условиях риски операторов — региональных и федеральных фармацевтических дистрибьюторов — могли быть гораздо более низкими.           

Открытым остается и вопрос создания информационно-аналитических систем в центральных управляющих элементах программы ДЛО — территориальных и Федеральном фонде ОМС, центрах обработки данных. На текущем этапе функционирование программы невозможно без привлечения частных аптек и аптечных сетей, однако, их участие в системе зачастую затрудняется из-за несоответствия требованиям ДЛО относительно оснащенности компьютерной техникой и программным обеспечением и отсутствия компетентных специалистов.  

Информатизация ДЛО — перспективы

Несмотря на то, что значительная часть текущих проблем, возникающих перед участниками программы ДЛО в процессе ее реализации, решена или предпринимаются попытки их решения, это не означает, что в дальнейшем ДЛО будет функционировать «без сучка и задоринки». Перед участниками программы встают задачи нового уровня, значительная часть которых связана с оптимизацией внутренних информационных процессов и взаимодействий участников. В долгосрочной перспективе фокус смещается к прогнозированию и управлению рисками участников программы, что означает более детальное и гибкое планирование процессов, повышение точности прогнозов дальнейших работ, повышение оперативности реагирования на изменения.

В таких условиях повышается значимость использования информационных технологий, которые приобретают роль центральной нервной системы программы. В числе основных проблем, над которыми еще только предстоит задуматься участникам ДЛО, находятся проблемы повышения эффективности применения информационных технологий, оптимизация затрат на ИТ на каждом уровне функционирования программы, актуализация программного обеспечения, создание единой гетерогенной среды в качестве основы для информационного взаимодействия участников.  

  Юлия Граванова/CNews


1 Доклад на VII Международной научной конференции «Модернизация экономики и государство»

2 Доклад «Информационно-аналитические системы при реализации Федерального закона № 122 о замене льгот денежными компенсациями», Геннадий Орлов, консультант директора Федерального фонда ОМС

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS