Каким быть нашему электронному учебнику?

В настоящее время существует множество электронных ресурсов, посвященных вопросам образования. К сожалению, многие из них сделаны непрофессионально и не могут быть рекомендованы к использованию в учебном процессе. Более того, широкое внедрение электронных учебников возможно только при наличии соответствующего ИТ-оснащения учреждений образования, а также предъявляет высокие требования к уровню подготовки  преподавателей.

Электронные учебные материалы, которые используются в учебном процессе средних, специальных или высших учебных заведений, могут быть разделены на две большие группы: обучающие системы, работающие локально на ПК, и ресурсы, доступные через интернет.

«Требования к содержанию электронных образовательных ресурсов в значительной степени совпадают с требованиями к полиграфическим учебным изданиям, — рассказал Тагир Яппаров, президент Группы компаний Ай-Ти. — То есть содержание этих ресурсов будет соответствовать учебной программе, утвержденной Министерством образования или авторской программе. В тоже время электронный ресурс не будет копировать учебные издания, а будет дополнять их за счет возможности использования мультимедийных компонентов. Возможности ИТ заставляют разработчиков и специалистов в этой области совершенно по-новому отбирать и компоновать учебный материал. В основном контент образовательного ресурса будет составлять информация в текстовом, звуковом и графическом формате».

Локальные обучающие системы

Главным преимуществом локальных электронных учебных материалов является их автономность, независимость от интернет-соединения. Первые обучающие программные системы распространялись на дискетах, в настоящее время основной вид носителей, оптимальный как по вмещаемому объему, так и по стоимости — CD и DVD диски.

Предтечей электронных учебников можно считать демонстрационные кино-, а позднее видеофильмы, которые позволяли привлекать в учебный процесс в школах или институтах интересные дополнительные материалы и частично компенсировать недостаток обычных учебных средств. Естественно, что для использования таких фильмов требовалось наличие специальных помещений, допускающих установку громоздкой проекционной аппаратуры.

Большой класс современных локальных мультимедийных учебных материалов на цифровых носителях также представляют собой фильмы, которые учащиеся могут просматривать как индивидуально, так и коллективно на занятиях, используя проекторы или большие экраны. Демонстрационные фильмы незаменимы в случаях, когда необходимо поставить сложный или опасный эксперимент, показать сжатый или растянутый во времени процесс, изучить строение материи или организма. Они могут быть очень полезными в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин.

Большая серия обучающих фильмов по истории, физике, астрономии, географии и другим курсам предлагается сегодня видеостудией «Кварт». Продукция компании «Кварт» пользуется популярностью, и ее можно свободно приобрести в интернет-магазинах. Кроме того, демонстрационные видеоролики, в основном для внутреннего употребления, производятся на базе некоторых ВУЗов, в частности,  в Московском педагогическом университете и на физическом факультете МГУ.

В качестве дополнительного материала полезными также могут оказаться научно-популярные фильмы зарубежных телеканалов Discovery, BBC, National Geographic, которые также предлагаются на видеокассетах и цифровых носителях. Однако качество перевода этих фильмов на русский язык зачастую оставляет желать лучшего, и при просмотре требуются специальные комментарии преподавателя. Но альтернатива здесь отсутствует — ни одного собственного естественнонаучного телеканала у нас в стране пока нет.

Другим классом электронных демонстрационных материалов являются медиаколлекции. Они могут содержать как анимационные материалы, видеоролики и фотографии, так и текстовую информацию, формулы, таблицы, а также модели. Ценность медиаколлекций заключается в том, что с их помощью преподаватель может конструировать необходимый ему набор наглядных пособий из большого массива информационных элементов непосредственно перед занятием. Для этого в составе медиаколлекций обязательно предусматривается система тематического поиска материалов. В качестве примера медиаколлекции можно привести «Библиотеку наглядных пособий по физике для 7-11 классов средней школы», которая выпускается фирмой «1С».

Еще один вид локальных учебных материалов — электронные библиотеки и электронные журналы. Электронные библиотеки содержат обширные тематические подборки оцифрованных книг, как правило, в формате pdf, снабженных системой поиска. Например, информацию о целой серии электронных библиотек, выпускаемых на компакт-дисках научно-издательским центром «Регулярная и хаотическая динамика» можно найти на их сайте http://rcd.ru. Некоторые научные и образовательные периодические издания также публикуются на цифровых носителях, в виде электронных журналов. Известным изданием электронного журнала является подборка номеров Соросовского образовательного журнала.

Повсеместное внедрение вычислительной техники в учебный процесс позволяет использовать главное преимущество мультимедийных обучающих материалов — интерактивность. При использовании интерактивных систем учащиеся не просто поглощают готовую информацию, а могут управлять процессом ее представления и уже вынуждены отвечать на вопросы, решать тесты и задачи и даже самостоятельно участвовать в их постановке. Интересные решения в этом направлении — видеозадачи — предлагаются авторским коллективом Казанского университета. Последние версии видеозадач позволяют проводить измерения параметров эксперимента или процесса непосредственно на изображении, в ходе демонстрации ролика.

Самый обширный класс локальных цифровых учебников — это разнообразные обучающие мультимедийные курсы. Сегодня выпускается большое количество курсов разного уровня, но полноценных, по настоящему интерактивных продуктов хорошего качества среди них достаточно мало. В разделе естественнонаучных дисциплин можно отметить продукцию Института новых технологий и обучающие курсы серии «Электронная библиотека Открытого Колледжа». Эти решения содержат в себе интерактивные модели, которые учащийся может конструировать и изменять, имея при этом возможность полноценного и всестороннего анализа процессов и явлений. Большое внимание уделяется и методическому сопровождению курсов.

В области гуманитарных дисциплин следует отметить мультимедиа-учебник «История России. XX век», который представляет собой комбинированное издание, состоящее из электронного курса на DVD, брошюры и сайта History.ru. Учебник содержит большую подборку реального и синтезированного визуального ряда (фотографий, репродукций, диаграмм, карт), более 200 видеофрагментов и обширный справочный материал. В отличие от многих обучающих электронных изданий,  этот способен не дополнять, а заменить традиционный учебник. Данный курс является первым электронным изданием, включенным в федеральный перечень учебников Министерства образования и науки РФ.

При изучении живописи будет полезна компьютерная программа «Шедевры русской живописи» компании «Кирилл и Мефодий». Этот диск содержит тридцать три интерактивных видеоурока, снабженных рассказами об истории представленных произведений искусств. На рынке также много программ, обучающих иностранным языкам. Среди них интересны продукты, содержащие не только тесты на правильное написание слов и фраз, но и способные анализировать и оценивать произношение учащегося.

Основным плюсом и неотъемлемым свойством качественных мультимедийных обучающих систем является именно интерактивность, которая позволяет учащемуся активно взаимодействовать с программой, как с учителем, управлять процессом представления изучаемых материалов, выполнять задания и получать исчерпывающую обратную связь. Такие системы способствует развитию творческого и аналитического мышления. Важно и то, что любой фрагмент или тест можно повторить необходимое количество раз — программа в отличие от преподавателя, никогда не «устает».

Интернет-ресурсы

Локальные обучающие системы обладают недостатком, который становится очень существенным в условиях постоянной модернизации учебных программ. Они быстро устаревают, и для их обновления требуется приобретение новой версии на новом носителе. Этого недостатка лишены системы с онлайн-доступом. Использование в качестве обучающих материалов интернет-ресурсов позволяет, при условии надежного подключения к глобальной сети, всегда иметь под рукой самую свежую информацию. Другие требования к учебным средствам в интернете формируются в зависимости от способа их использования. «Если мы используем интернет-ресурсы для подготовки к уроку или для использования на уроке, то первое, что нам нужно, это скорость, простота и качество поиска, — считает преподаватель физического факультета МГУ Алексей  Селиверстов. — Если мы ищем информацию для учеников или абитуриентов, важно, чтобы она была последовательна и систематична. Если мы ищем какую-то информацию для проведения курсовых работ или исследований, то нужно, чтобы она была доступной».

В настоящее время в интернете можно без труда отыскать немало сайтов, посвященных вопросам образования. Но в то же время, многие из них сделаны непрофессионально и не могут быть рекомендованы к использованию в учебном процессе. Системе российского образования необходим интернет-портал, который будет содержать проверенные и качественные учебные материалы. Наибольшего доверия заслуживают сайты, которые разрабатывались в рамках федеральных программ развития информационных технологий в учреждениях образования: федеральные порталы «Российское образование», «Российский общеобразовательный портал», «Естественнонаучный образовательный портал» и т.д. Они находятся под управлением Министерства образования и науки РФ и  представляют собой большие каталоги ссылок на тщательно отобранные по критериям научной и методической ценности электронные обучающие материалы. На порталах действуют подробные рубрикаторы ссылок и система тематического поиска, что значительно упрощает подбор необходимых пособий.

В качестве учебных средств можно использовать не только образовательные порталы, но и существующее изобилие сайтов, посвященных научно-популярной и научно-новостной тематике. К сожалению, многие из них не выдерживают никакой критики по точности и достоверности представленного материала и, если планируется использование этих сайтов в учебном процессе, из них предварительно должны быть отобраны ресурсы, соответствующие действительности.

Тем не менее, некоторые представленные в Рунете образовательные ресурсы заслуживают отдельного внимания, например, научно-популярный проект «Элементы» (сайт Elementy.ru). Он содержит научную энциклопедию, в формировании которой посетители портала могут принимать самое активное участие, комментируя статьи и внося свои предложения. Результаты работы «коллективного разума» учитываются при публикации бумажного варианта энциклопедии. Сайт «Элементы» разработан при поддержке фонда «Династия» Дмитрия Зимина.

Следует также упомянуть об интересном проекте «Математические этюды», созданном научным сотрудником Математического института им. В.А. Стеклова РАН Николаем Андреевым. Портал «Математические этюды» (Etudes.ru) содержит массу мультимедийных материалов, сделанных с использованием современных средств 3D-визуализации, которые в популярной и увлекательной форме рассказывают школьникам и студентам о решении математических задач. В апреле нынешнего года сайт Etudes.ru  признан победителем в номинации «Научно-образовательный сайт года» сетевого конкурса Российский Он-лайн TOP (POTOP).

Среди ресурсов более серьезного уровня следует отметить междисциплинарный научный портал Scientific.ru и сайт Соросовского образовательного журнала, которые представляет собой интернет-вариант электронного журнала. На Scientific.ru расположен и самый крупный на сегодняшний день в Рунете научный форум.

Электронные учебники: сложности реализации

Конечно, чтобы использовать преимущества онлайн-учебников, необходимо наличие на занятиях скоростного бесперебойного интернета. Интернет-соединения в учебных заведениях должны стать перманентными не на словах, а на деле. Однако, не стоит упускать из виду, что предоставление постоянного высокоскоростного доступа в интернет тут же  вызывает у учащихся желание использовать его не по назначению, что естественно скажется на производительности сети. Поэтому одновременно с организацией каналов следует хорошо проработать вопросы информационной безопасности и разграничения доступа к интернет-ресурсам.

Для уменьшения нагрузки на интернет-каналы «тяжеловесные» онлайн-ресурсы с большим объемом звуковой и видеоинформации имеет смысл размещать в интрасети. При этом обновление и предоставление доступа к ним конечным пользователям — учащимся и преподавателям — будет возможно производить централизовано.

Очевидно, что широкое внедрение электронных обучающих материалов в школах потребует совсем иного подхода к информационным ресурсам, управление которыми в основном производится силами самого преподавательского состава, которых, скорее всего, в новых условиях будет недостаточно. Необходимость эффективной организации ресурсов интрасети и управление политикой безопасности информационной системы учебного заведения потребуют квалифицированной технической поддержки, и позиция «системный администратор» прочно займет место в штатном расписании школы. В высших учебных заведениях, как правило, давно существуют разветвленных компьютерные сети, и задачи администрирования решаются квалифицированными студентами и лаборантами, для которых  управление обучающими ресурсами не составляет особого труда.

Безусловно, успешное и массовое использование мультимедийных учебников в школах возможно только при наличии соответствующего компьютерного оснащения учреждений среднего образования. К сожалению, материально-техническое положение многих из них пока оставляет желать лучшего — зачастую школы укомплектованы одним-двумя компьютерами, причем в ход идет оборудование даже 30-летней давности. В лучшем случае, компьютерные классы имеются только в кабинетах информатики, а доступом в интернет оборудован только компьютер учителя.

К тому же, хорошая материальная и информационная обеспеченность учебных заведений — необходимое, но не достаточное условие для успешного внедрения электронных учебников. Существенной трудностью является недостаток квалифицированных преподавателей, способных работать с программами, особенно в школах. Вместе с развитием и распространением новых обучающих курсов необходимо заботиться о том, кто будет их использовать, организовывать курсы повышения квалификации и переподготовки преподавательского состава.

Ралько Андрей / CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS