Затянувшийся старт e-learning в России

Согласно данным The Economist Intelligence Unit, Россия по готовности к внедрению е-learning находится на 55-м мест в мире. В то же время, граждане России тратят около $10 млрд  в год на получение дистанционного образования в иностранных университетах. Объем рынка e-learning в России в минувшем году составил около $4,7 млн. На следующий год, в связи с реализацией государственных образовательных программ и растущим спросом, прогнозируется увеличение объема рынка e-learning в России до $10 млн.

Стремительный переход от социалистической плановой экономики к рыночной и кризис рождаемости начала 90-х привели к тому, что уже сейчас России не хватает квалифицированных аудиторов, маркетологов, менеджеров проектов, бизнес-аналитиков и других специалистов в области управления. Основной тенденцией нашего времени является стремительный рост количества людей, получающих второе высшее образование или проходящих профессиональную переподготовку.  Исследования показали, что 85%  компаний, входящих в список журнала Fortune, выделяют средства на оплату переподготовки своих сотрудников.

Реалии нашей страны таковы, что большинство учебных заведений, предлагающих программы профессиональной подготовки и тренинговые услуги, расположены в Москве и Санкт-Петербурге. Некоторые крупные корпорации создают собственные учебные центры или отправляют специалистов получать МВА за границу. Компании поменьше приглашают представителей тренинговых и учебных заведений провести курс переподготовки своих сотрудников на собственной территории. Однако большинство небольших и средних фирм не имеют возможности нести такие расходы.

Схема приобретения знаний и навыков ИКТ-специалистом

Схема приобретения знаний и навыков ИКТ-специалистом

Источник: конференция  «Образование в 21 веке»,
28.10.2005, презентация Microsoft

Правда, жители крупных городов могут обучаться очно на базе российских ВУЗов. Но совмещать работу и получение образования часто бывает непросто. Более того, высокая стоимость недвижимости и земли в крупных городах, особенно в Москве, не позволяет ВУЗам расширять площади и принимать больше студентов. Сложившаяся ситуация не является чем-то экстраординарным – мировой опыт в данной области существует уже давно и выражается в повсеместном развитии систем дистанционного обучения (так называемых e-learning).

Согласно данным опроса 16 крупнейших фирм (FedEx, Hilton Group, Nestle, Xerox, Siemens Communications, Deloitte, PricewaterhouseCoopers и др.), проведенного исследовательской компанией SkillSoft, сотрудники готовы обратиться к e-learning по следующим причинам: повышение компетентности — 34 %, приказ начальства — 20%, приобретение новых знаний и навыков — 16 %, самосовершенствование — 10 %, карьерный рост — 5%, получение сертификата — 4 %, другое — 11 %.

По оценкам той же SkillSoft, инженерные знания в электронном образовании черпают только 3% специалистов компаний; в дисциплинах лидируют информационные технологии — 22 %, управление персоналом составляет 16 %, клиентское обслуживание — 14%, бухгалтерия/финансы и маркетинг/продажи — по 9 %. В 68 % случаев обучение проходит на рабочем месте, 17 % — в учебном классе, 14 % — дома, 1 % — в разных местах.

Сложности внедрения e-learning в России

Несмотря на то, что в нашей стране существуют  все предпосылки для создания национальных центров дистанционного обучения, в настоящее время это направление делает только первые шаги. Для этого существует несколько причин. Первая из них – недостаток информации: о существовании электронного обучения знают лишь жители крупных городов, да и те не всегда осведомлены о том, насколько оно эффективно и признаются ли его результаты равноценными результатам очного образования.

Вторая причина носит чисто технический характер. Для того чтобы Россия могла конкурировать с иностранными университетами на рынке e-learning, необходимо огромное количество технических ресурсов, которыми, к сожалению, не обладает большинство российских учебных заведений. В конце 90-х годов в России начали развиваться телекоммуникации, и появились первые научно–образовательные сети FREENet и RUNNet. Сеть FREENet была организована в 1991 году по инициативе Института Органической Химии им. Н.Д.Зелинского (ИОХ РАН) в Центре компьютерного обеспечения химических исследований ООТХ РАН (ЦКОХИ). На сегодняшний день она обслуживает около 500 различных учреждений, в основном в сфере образования, науки, культуры и т.д. RUNNet (Russian University Network) была сформирована в 1993 году, и на данный момент является крупнейшей телекоммуникационной сетью в России, основной целью которой признано создание единого глобального информационного пространства. Однако существование таких сетей хоть и способствует развитию e-learning в России, но не является достаточным условием.

Для повсеместного внедрения дистанционного обучения необходим неограниченный доступ пользователей к компьютерам и ресурсам интернет. К сожалению, основные потребители услуг e-learning обладают разными возможностями в этой области. Доступ к информационным ресурсам неравномерно распределен не только среди жителей различных регионов России, но и среди групп пользователей.

Архитектура системы дистанционного обучения

Архитектура  системы дистанционного обучения

Источник: конференция  «Образование в 21 веке»,
28.10.2005, презентация Академии АйТи

На сегодняшний день наибольшим спросом e-learning пользуется среди жителей центральных регионов России, то есть Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга (около 100 тыс человек). За ними следуют Новосибирская, Свердловская область, Красноярский край, Республика Татарстан и т.д. По уровню доступа к ИТ-ресурсам лидирующие позиции занимают студенты ВУЗов (около половины всех учащихся имеют дома современный компьютер с выходом в интернет), работники коммерческих структур и сотрудники государственных органов . Одновременно только 8% инвалидов имеют дома мультимедийный компьютер вследствие низкого уровня доходов этой категории граждан.

«1 сентября 2006 года в Российском онкологическом научном центре им. Блохина при поддержке НР была запущена специальная образовательная программа дистанционного обучения «Интернет-школа для детей с онкогематологическими заболеваниями», — рассказал в интервью CNews Андрей Вышлов, директор департамента по работе с государственными учреждениями компании HP, — предназначенная для маленьких пациентов центра, которые вынуждены совмещать процесс лечения с процессом обучения». К сожалению, такие случаи являются скорее исключением, чем правилом. Приблизительно такая же статистика наблюдается и среди жителей отдаленных районов России: мало у кого из них есть возможность выхода в интернет и достаточно мощный компьютер, хотя именно для этих людей дистанционное обучение часто является единственным способом получить высшее образование. Думаю, что ситуация с лицами, находящимися в заключении, также всем ясна. Представители последних групп имеют возможность пользоваться только так называемыми кейс-технологиями (кассета с лекциями приходит по почте, таким же образом пересылаются работы), но услуги e-learning им недоступны.

Кроме проблем технического свойства специалисты выделяют в качестве препятствия на пути развития дистанционного обучения в России недостаток учебного контента, то есть материалов, которые можно было бы предоставлять студентам. Проблема перевода существующих бумажных учебников в электронный вид поднимается, в том числе, в рамках проекта создания электронных библиотек и, возможно, начнет решаться в ближайшее время в связи с проявлением интереса государства к этой сфере деятельности. Одновременно, по прогнозам аналитиков, к 2018 году компьютеры, смогут осуществлять перевод с других языков в режиме реального времени с качеством, достаточным для правильного понимания и организации эффективного взаимодействия. Это окончательно сделает рынок образования глобальным. Тогда у работников наших предприятий, в том числе и провинциальных, появится возможность воспользоваться учебными пособиями любого университета мира.

Главные составляющие e-learning

Главные составляющие e-learning

Источник: конференция  «Образование в 21 веке»,
28.10.2005, презентация Академии АйТи

Немаловажной проблемой является оценка качества электронного курса. В настоящее время существует список компонент, которые должен включать любой качественный e-learning контент (т.е. содержание этого курса). Это руководство по изучению дисциплины; календарный план обучения; учебное пособие; тесты и задания для самопроверки; презентации; список обязательных и дополнительных источников; вопросы или планы для форумов и чата; приемлемый дизайн и дружественный интерфейс.  Однако конкретных критериев оценки каждой компоненты контента не существует.

Нельзя забывать и о проблеме нормативно-правового  регулирования сферы e-learning. В России правовыми основаниями для внедрения дистанционного обучения являются законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и приказ Министерства образования РФ от 18.12.2002 г. № 4452 «Об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации». Этих законодательных актов явно недостаточно для четкого регулирования отношений в сфере открытого образования. И, прежде всего, здесь встает проблема защиты интеллектуальной собственности.

Большое значение при получении дистанционного образования имеет человеческий фактор. Для человека, привыкшего к постоянному контролю со стороны школьных и институтских преподавателей, достаточно сложно  самостоятельно организовать весь процесс обучения.

E-learning в России — первые шаги?

В настоящее время  некоторые крупные российские компании разрабатывают  собственные системы дистанционного обучения, внедрение которых позволяет сократить расходы на образование и оптимизировать процесс повышения квалификации персонала. Однако, несмотря на активное развитие информационных технологий и появление все более мощных платформ поддержки образовательных систем, темпы развития российского онлайнового обучения несопоставимы с западными.

Дело в том, что системы обучения разрабатываются, как правило, для собственных нужд и не выходят на внешний рынок. Таким образом, Россия опять идет по пути создания «информационного зоопарка», о наличии  которого в других сферах деятельности говорится уже давно. Тем не менее, крупные компании и государственные учреждения, такие как «Российские железные дороги», «СеверСталь», «Норильский никель», «РусАл», «ВымпелКом», «УралСиб», «Связьинвест», а также Государственная Дума Федерального собрания РФ, Центральный банк России, Внешторгбанк уже используют системы электронной переподготовки своих сотрудников. А одна из российских систем дистанционного образования СДТ REDCLASS получила сертификат на соответствие международному стандарту SCORM 1.2, признанному во всем мире.

В России, да и не только в России, в последнее время начали смешивать понятия электронного обучения и корпоративных обучающих систем, что, однако, не является верным, поскольку задачи в том и другом случае все же несколько различны. Переподготовка специалистов в рамках определенной компании, занимающейся обычно довольно узким участком деятельности, не  всегда аналогична полноценному курсу, разработанному специалистами учебного заведения.

Однако несомненно, что e-learning в России развивается довольно успешно, что подтверждается, например, тем, что 26 мая 2006 года в Центре международной торговли на Красной Пресне в рамках закрытия Третьей международной конференции-выставки eLearnExpo прошла церемония награждения лауреатов ежегодной национальной премии Russian e-Learning Awards, учрежденной журналом «E-learning World». Кстати, нельзя не сказать о недавно появившемся портале «E-learning Россия», цель которого — объединить в себе всю информацию о дистанционном образовании в России, в частности о том, как и где учиться, что для этого необходимо и сколько это стоит.

Несмотря на то, что в России уже существуют студенты, получающие образование дистанционно, итоговая оценка знаний и защита диплома происходят в очной форме. Такая система аттестации предусмотрена законодательством и является гарантией объективной оценки знаний, полученных студентов в период обучения.

Перспективы

По мнению некоторых экспертов, введение двухступенчатой системы образования (бакалавриат и магистратура) сыграло на руку тем западным компаниям, которые рассматривают Россию как перспективный рынок продаж систем дистанционного обучения на базе известных европейских и американских университетов. Признание Россией выдаваемых этими учебными заведениями дипломов позволяет им наращивать свое присутствие на нашем образовательном рынке. Сегодня на территории России проводят маркетинг свыше 3,5 тысячи учебных заведений иностранных государств. Не менее активно работают иностранные бизнес-школы.

Интенсивный рост ИТ-рынка и быстрое внедрение информационных технологий, готовность предприятий к переменам, нехватка высококвалифицированных кадров и рост потребности россиян в образовании позволяют предположить, что развитие дистанционного обучения в системе российского образования будет продолжаться и, вполне вероятно, в ближайшие годы существенно активизируется. По прогнозам Академии «АйТи», эффективное комбинирование традиционных видов образования и новейших разработок в сфере ИТ позволит рынку дистанционного обучения занять не менее 30% от общего объема обучения, а в некоторых отраслях — даже до 75%.

«Перспективы e-Learning в нашей стране самые оптимистические, — считает Тагир Яппаров, президент Группы компаний Ай-Ти. — России вполне по силам выйти в лидеры по объемам e-Leaning, благодаря сочетанию огромного спроса на альтернативные способы обучения и возможности перенять наиболее удачный опыт иностранных компаний. Тем более что стремительному развитию этого рынка способствует ряд условий — и готовность потребителей, и наличие поставщиков, и уровень развития рынка ИТ-образования в целом».

Наиболее перспективными в плане внедрения e-learning видятся корпоративный сектор, государственные структуры и центры переподготовки кадров. В образовательном секторе, объединяющем высшие учебные заведения, вероятно внедрение комбинированных вариантов обучения, когда студенты очных курсов будут изучать часть предметов дистанционно. Для получения базового образования в российских ВУЗах вариант e-learning, видимо, пока что малоперспективен — прежде всего из-за значительного снижения числа абитуриентов. В 2010 году их число составит только 62% от уровня 2005 года, и нетрудно догадаться, что подавляющее большинство абитуриентов предпочтут привычный и давно оправдавший себя вариант очного обучения.

Несмотря на существующие проблемы, реальная экономия средств ВУЗов и компаний-работодателей при организации дистанционного обучения очевидна. Правда широкое распространение e-learning получит только тогда, когда в России появятся соответствующие технические возможности, хорошие телекоммуникационные каналы — в первую очередь, в провинции, на которую изначально был рассчитан этот вариант обучения.

В качестве возможных путей решения этой проблемы можно предложить, например, создание компьютерных сетевых центров в общественных местах (в большей степени это относится к отдаленным районам страны), развитие системы кредитования молодежи на образовательные нужды (или хотя бы на покупку компьютера), подготовку преподавателей в университетах к обучению с использованием ИТ (не секрет также, что многие высококвалифицированные преподаватели часто не умеют работать с компьютером на уровне, необходимом для проведения электронного обучения).

И, самое главное, для успешной реализации e-learning в России необходима мощная политическая поддержка со стороны государства, объединение ресурсов Минобрнауки и Минсвязи, содействие бизнеса и крупных IT-компаний.

Наталья Рудычева, Екатерина Королева / CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS