Единое информационное пространство здравоохранения.

В настоящее время процесс внедрения ИКТ ограничен рамками отдельных лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). Но создание эффективной системы здравоохранения невозможно без формирования единого информационного пространства. Одним из основных сдерживающих этот процесс факторов является отсутствие общепринятых стандартов электронного взаимодействии.

«Лоскутная информатизация» здравоохранения должна быть преодолена посредством состыковки информационных систем различных ведомств, обеспечением между ними точной координации в области информационных технологий. В этом смысле необходимо учесть опыт цивилизованных стран мира на первых этапах автоматизации, и основную роль отдать централизованному подходу, избегая стихийности. Для этого необходимо избавиться от большого количество разнородного программного обеспечения, предоставленного как различными ведомствами, так и разработанного организациями.

Возможность интегрирования сократит время на ввод информации, упростит доступ к ней, создаст «прозрачность» документов финансовой отчетности лечебно-профилактических учреждений. В настоящее время раздробленность данных и отсутствие синхронизации между разными подсистемами приводят к поиску новых решений,  которые должны быть основаны на интеграции отдельных подсистем между собой. Вырабатывается стратегия интеграции и создания единого информационного пространства постоянно развивающихся медицинских подсистем, по  примеру того, как это происходит в цивилизованных странах мира. Основные усилия направлены на то, чтобы были введены стандарты электронного взаимодействия, в основе которых лежит идея двустороннего обмена информацией: системы будут позволять получать данные из других системы и передавать данные в другие системы. 

Специалистами в области информатизации здравоохранения выделены основные задачи, решение которых необходимо для создания единого информационного пространства:

  • построение единой информационной системы управления Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и подведомственных федеральных служб, агентств, государственных внебюджетных фондов, обеспечивающей сбор, хранение, обработку, передачу и использование информации;
  • обеспечение оперативной информационной поддержки деятельности и принятия решений на основе полных и достоверных данных Минздравсоцразвития России, подведомственных ему органов исполнительной власти, территориальных органов, фондов и общественных организаций;
  • анализ и обобщение российского и мирового опыты создания информационных систем в органах государственной власти, разработка принципов, предусматривающих интеграцию единой информационной системы в международную систему информационного взаимодействия органов государственной власти;
  • разработка и осуществление комплекса организационных, нормативных, методических и технических мер по созданию, поддержке, эксплуатации, сопровождению и развитию единой информационной системы в полном соответствии с функциями и задачами, возложенными на Министерство  здравоохранения и социального развития Российской Федерации, подведомственные федеральные службы, агентства и государственные внебюджетные фонды;
  • разработка и внедрение комплекса стандартов и средств взаимодействия единой информационной системы с информационными системами органов власти для обеспечения межведомственного взаимодействия в соответствии с установленными регламентами и процедурами;
  • разработка нормативно-правового, регламентного и методического обеспечения по созданию, эксплуатации, сопровождению и развитию единой информационной системы управления в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации и подведомственных федеральных службах, агентствах, государственных внебюджетных фондах;
  • создание необходимой инфраструктуры обеспечения функционирования единой информационной системы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, подведомственных федеральных служб, агентств, государственных внебюджетных фондов, а также систем межведомственного и международного взаимодействия органов государственной власти;
  • анализ и обобщение накопленного в Минздравсоцразвития России, подведомственных органах исполнительной власти, территориальных органах, фондах и общественных организациях опыта внедрения и сопровождения существующих информационных систем.

Оперативное обеспечение информационной поддержки деятельности и принятия решений в сфере здравоохранения, скорейшее создание межведомственного и международного взаимодействия и использование существующих информационных систем в качестве ресурсов позволит в ближайшем будущем создать единую информационную систему. Пользователями единой информационной системы будут Минздравсоцразвития и подведомственные агентства и службы, государственные внебюджетные фонды, региональные ведомства, предприятия различных форм собственности, общественные объединения и просто граждане России.

Тем не менее, работы по созданию такой системы пока не начаты. «Специалисты, которые профессионально занимаются информатизацией здравоохранения, прекрасно понимают, что такое единое информационное пространство. Другое дело, что нет единого понимания, а точнее, официально принятых общих принципов построения и функционирования единой информационной системы здравоохранения — основы ЕИП, — прокомментировал ситуацию Андрей Столбов, доктор технических наук, заместитель директора Медицинского информационно-аналитического центра РАМН. —  Нужна концепция построения ЕИС здравоохранения, а не только ЕИС Минздравсоцразвития РФ или Росздрава, проекты которых в последнее время были представлены профессиональному сообществу. Нежелание понять и игнорирование того, что ЕИС здравоохранения — это федеративная (не «федеральная», а именно федеративная!) система, принципы построения и функционирования которой существенно отличаются от вертикальных, корпоративных систем, а также попытки некоторых ведомств доминировать, навязать свои ИТ-решения, отсутствие координации и т.п. — в этом сегодня ключевая проблема и болевая точка создания ЕИС отрасли».

Создание инфраструктуры — основа единого информационного пространства

Необъятные просторы нашей Родины ставят задачу организации удаленного консультирования, когда пациент и врач могут находиться в сотнях и тысячах километрах друг от друга. Поскольку сегодня в России существует достаточное количество волоконно-оптических линий связи, можно считать, что возможность передачи на большие расстояния статичных и динамичных изображений в значительной мере обеспечена.

Архитектура единого информационного пространства системы здравоохранения

Архитектура единого  информационного пространства системы здравоохранения

Источник: конференция «Государство в 21 веке», 20061

В ближайшей перспективе — насыщение общей структуры здравоохранения коммуникационными элементами с тем, чтобы в итоге информационная система, соединяющая все объекты Минздрава, составила основу организации единой информационной среды здравоохранения. Без такой системы невозможно задействовать новые экономические механизмы в сфере оказания медицинских услуг. Она должна опираться на телекоммуникационные, web- и телемедицинские технологии, реализовывать системную концепцию сбора и хранения данных, а также гибко перестраиваться с изменением функций управления.

Такие грандиозные задачи могут быть решены только на государственном уровне, и на их реализацию уйдет не один год. Но технические и организационные предпосылки их решения существуют уже сегодня.

Палькина Татьяна / CNews


1 Доклад «Платформа Microsoft в здравоохранении. Международный опыт», Татьяна Знаменская, старший менеджер по развитию бизнеса в Центральной и Восточной Европе.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS