Единая медицинская информационная система

Разумное планирование и тщательное следование планам в ближайшем будущем способно принести значимые результаты, и можно будет говорить о полноправном функционировании информационных технологий в области медицины и создании единой медицинской информационной системы..

В настоящее время разработана Концепция создания Единой информационной системы здравоохранения и социальной сферы федерального и регионального уровней. Федеральные автоматизированные информационные системы интегрируют  региональные АИС. Разработчики медицинских систем предлагают все более универсальные алгоритмы внедрения ИТ в лечебно-диагностический процесс, обеспечивают поддержку принятия врачебных решений и сбора первичной медико-статистической информации.

К сожалению, все разрабатываемые и внедряемые в настоящее время системы предназначены для автоматизации деятельности чиновников «от медицины» и не учитывают реальных потребностей медицинского персонала, работающего в конкретных поликлиниках и больницах. «Врачу надо создать необходимые условия, возможности и стимулы для изучения, освоения и применения программных средств, — считает Андрей Столбов, доктор технических наук, заместитель директора Медицинского информационно-аналитического центра РАМН. — Пожалуй, что именно эта  — одна из самых трудно решаемых проблем».

Основные направления информационной поддержки деятельности врача.

Основные направления информационной поддержки деятельности врача.

Источник: Проект концепции автоматизации ЛПУ МО РФ и телемедицины1

На этом фоне все более необходимым и реальным представляется создание общегосударственной Единой медицинской информационной системы, обеспечивающей офисные функции, такие как автоматизация документооборота и информационная поддержка лечебного учреждения; упрощающей планирование ресурсов и менеджмент клинической организации — составление графиков работы врачей, использование помещений и оборудования, назначение больным времени приема у врача или прохождения процедуры и т.д.; выполняющей лабораторно-диагностические функции — ввод и сохранение результатов диагностических исследований, обработку и анализ этих данных; направленной на информационную поддержку  деятельности врача.

Эффективная медицинская информационная система должна обеспечивать следующие функции:

Автоматизация ведения документации

Концепция автоматизации лечебно-диагностического процесса предусматривает необходимость создания условий для последовательного непрерывного пополнения истории болезни пациента медицинскими данными, характеризующими самого больного, его заболевание, проводимое обследование и лечение на всех этапах оказания медицинской помощи. Начинается этот процесс в первичных медицинских учреждениях, где, используя доступные методы обследования больного, собираются медицинские данные, являющиеся показанием для лечения в стационаре. При необходимости медицинские данные пополняются результатами дополнительного обследования (врачебного, лабораторного, рентгенологического и т.д.), что позволяет врачам в любом медицинском учреждении сделать неотложные лечебные и диагностические назначения.

Таким образом, реализация концепции автоматизации лечебно-диагностической работы позволит иметь компьютерную историю болезни, что существенно улучшит обмен медицинской информацией о больном между лечащими врачами и другими медицинскими учреждениям.

Развитие ИТ позволяет решить еще одну важнейшую задачу — формирование единой истории болезни человека. Интернет и современные СУБД дадут реальную возможность организовать хранение всех сведений в одном месте и обеспечить доступ к ним из любого другого. Однако при этом необходимо решить вопросы безопасного функционирования медицинских систем. Потеря данных о больном в результате их стирания, порчи или из-за невозможности своевременного доступа, а также нарушение конфиденциальности чреваты тяжелыми последствиями. Таким образом, единая информационная среда здравоохранения — это не только обеспечение технической возможности доступа к любым данным, необходимым для проведения лечебно-диагностических или управленческих мероприятий в любом месте и в любое время, но и грамотное разграничение прав доступа к данным, дабы соблюсти законные права всех участников процесса.

Создание базы медицинских данных и знаний

Базы медицинских данных позволяют сохранять собранные медицинские данные. В ходе наблюдения за больным записи в базе пополняются данными текущих осмотров, консультаций, консилиумов и обследований.

Базы медицинских знаний представляет собой систему лечебно-диагностических алгоритмов, прогностических формул и правил, в том числе правил подключения разделов активных справочников и словарей, базирующихся на сведениях, введенных в базы данных. Они обеспечивают возможность вывода медицинских заключений и рекомендаций, основанных на системе заложенных в нее алгоритмов принятия решений. Кроме того, в базах медицинских знаний содержатся сценарии синтеза текста для истории болезни и других медицинских документов, автоматически формируемых генератором медицинских текстов на основе собранных данных о пациенте.

Автоматизация лечебно-диагностического процесса

Лечебно-диагностическая работа включает в себя ряд узловых этапов врачебной деятельности. Основными из них являются: первичное врачебное обследование больного, постановка предварительного диагноза, прогноз тяжести течения и вероятных осложнений заболевания, промежуточное обследование больного, проведение дифференциального и постановка окончательного диагнозов заболевания, заключительное обследование больного перед выпиской, оформление медицинских документов.

Схема применения системы компьютерных технологий интеллектуальной поддержки деятельности врача

Схема применения системы компьютерных технологий интеллектуальной поддержки деятельности врача

Источник: Проект концепции автоматизации ЛПУ МО РФ и телемедицины1

Программы, позволяющие автоматизировать оформление медицинской документации и сохранять в цифровом виде информацию о пациентах, уже сегодня успешно используются в некоторых лечебно-профилактических учреждениях. Дело ближайшего будущего — внедрить такие системы повсеместно с тем, чтобы они обеспечивали и налаженную взаимосвязь между всеми элементами здравоохранительной системы.

Телемедицинские технологии

Телемедицина — это технология, позволяющая медицинским работникам обмениваться видео- , звуковой, графической и текстовой информацией в режиме реального времени. Таким образом создается «эффект присутствия». Например, если во время операции требуется консультация высококлассного специалиста, находящегося в другой больнице или другом городе, то нет необходимости доставлять его к месту проведения операции. Используя возможности телемедицины, специалист в другом городе может видеть и слышать все, что происходит в операционной, у него есть возможность ознакомиться с любыми результатами обследования больного. Специалист располагает всей информацией, которая есть у лечащего врача, и может дать консультацию сразу, как только в ней возникла необходимость. Для этого он также может использовать и видеоизображение, и звук, и графику.

Наиболее важной составляющей телемедицинских консультаций является изучение и анализ медицинских изображений с необходимой сопроводительной информацией. Каждое медицинское изображение, как статическое, так и динамическое, используемое в процессе телемедицинской консультации проходит следующие стадии преобразования: подготовка, передача, прием, изучение (исследование и обработка) и хранение. Для получения эффективного результата при проведении телемедицинских консультаций необходимо не только качественно подготовить и передать то или иное медицинское изображение, но и сделать так, чтобы для врача-консультанта форма представления и содержание изображений и сопроводительной документации были представлены в том виде, с которым он привык работать ежедневно.

Основным препятствием на пути внедрения телемедицины  является отсутствие нормативно-правовой базы в данной области. «Законодательное регулирование в первую очередь необходимо в той части, которая направлена на информационно-коммуникационное обеспечение оказания медицинских услуг населению и поддержки работы врачей, в первую очередь первичного звена, - считает Генеральный директор Фонда «Телемедицина» Олег Орлов. -  В настоящее время такой законопроект разработан. Разработан он в Государственной Думе, в соответствии с регламентом Государственной Думы. В основу законопроекта положен документ, известный многим как законопроект «О телемедицине и телемедицинских услугах в Российской Федерации». По инициативе Комитета по информационной политике этот законопроект официально внесен в Государственную Думу, и мы надеемся, что он получит поддержку Комитета по здравоохранению, других профильных комитетов, Министерства здравоохранения и социального развития, и будет конструктивно доработан в ходе рассмотрения в Государственной Думе».

Оказание высокотехнологичной  медицинской  помощи

Использование сложных и уникальных медицинских технологий, основанных на современных достижениях науки и техники, позволяет производить уникальные операции — трансплантация сердца, печени, почек, нейрохирургические вмешательства при опухолях головного мозга, лечение наследственных и системных заболеваний, лейкозов, тяжелых форм эндокринной патологии, хирургические вмешательства высокой степени сложности. «Национальный проект подразумевает оснащение лечебных учреждений современной техникой в соответствии с потребностями и вне зависимости от того, богатый или небогатый регион, — рассказал в интервью CNews Георгий Лебедев, заместитель директора по информационным технологиям (ИТ) ФГУ «Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Росздрава». — Министр здравоохранения и социального развития выдвинул идею создать в каждом регионе хорошо оборудованный медицинский центр, который будет проводить основную диагностику и лечение пациентов. Это более оправдано, чем закупать дорогостоящую технику и поставлять ее непосредственно в участковые больницы поселков, сельские акушерские пункты».

Национальным проектом «Здоровье» предусмотрено четырехкратное увеличение к 2008 году объема оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет:

  • существенного увеличения средств федерального бюджета на оплату высокотехнологичной медицинской помощи;
  • повышения эффективности расходования средств за счет перехода от содержания медицинских учреждений к государственному заданию на оказание  определенного объема высокотехнологичной медицинской помощи;
  • расширения мощностей для оказания такой помощи, в том числе за счет строительства новых центров высоких медицинских технологий в регионах России;
  • повышения прозрачности ведения очереди на получение высокотехнологичной медицинской помощи путем введения системы «листов ожидания».

Применение ИТ в медицинском образовании

В медицине, как и во многих других сферах деятельности, наблюдается значительный разрыв между наукой, практикой и образованием. Основной причиной такой ситуации является то, что научные исследования крайне медленно внедряются в педагогический и лечебный процессы. Содействовать улучшению такой ситуации призваны информационные технологии.

Первый проректор ГОУ ВПО Московская медицинская академия имени И.М.Сеченова И.Н. Денисов видит наиболее правильным применение ИТ в медицинском  образовании в соответствии с его тремя фазами: базовой, последипломной и непрерывному профессиональному образование, в том числе и ресертификационные курсы.

Московская медицинская академия в прошлом году закончила полный переход одного из факультетов на электронный учебник, который представляет собой не просто носитель информации на CD-диске, а является электронным учебником, адаптированным к ресурсам Центральной медицинской библиотеки, которая находится в недрах Московской медицинской академии.

Последипломное медицинское образование, или же интернатура и ординатура, требуют совершенно иных технологий. Здесь необходим уже не просто электронный учебник, а мультимедийное пособие, позволяющее не только обращаться к записям ведущих специалистов на СD-дисках, но и отрабатывать практические навыки и умения.

Непрерывное профессиональное образование требует уже интернет-порталов, посредством которых возможно следить за постоянно меняющейся информацией, вести прямой диалог с преподавателями и врачами, находящимися на своем рабочем месте.

Наилучшим выходом из создавшейся ситуации является использование дистанционных технологий обучения. Именно таким образом возможно обеспечить всех медицинских работников из всех регионов возможностью получать ту информацию, которая им необходима. Здесь же надо отметить упрощение и доступность процедур ресертификационного цикла. Благодаря информационным технологиям будет возможен процесс повышения квалификации  без отрыва от лечебного процесса. При этом врачи смогут выбрать для себя не только высшее учебное заведение, но и преподавателя, который будет осуществлять методическое сопровождение.

Таким образом в системе дистанционного обучения преподавателя заменит преподаватель-консультант, которому достаточно владеть минимальными навыками в области компьютерных технологий,  доска сменится компьютерными тестирующими программами, библиотека — электронными  учебными обучающими программами, а аудитории — территориальными учебными центрами. Будут решены основные задачи дистанционного обучения — расширение доступа к разным уровням медицинского образования, повышение качества подготовки и переподготовки специалистов в связи с переходом на новые технологии, введение новых, а не адаптация  старых учебных планов и гарантированный уровень качества компетенции.

Стратегией развития информационных технологий до 2015-2020 года также предусмотрена реализация проекта «цифровая больница», развитие IP-телефонии, системы общения пациентов, системы электронного наблюдения за пациентами на дому после операции и так далее.

ИТ и нацпроект «Здоровье» — ожидаемые результаты

Успешная реализация национального проекта «Здоровье», в том числе и той его части, которая связана с информатизацией, приведет к снижению показателей смертности и инвалидности населения Российской Федерации за счёт повышения доступности и качества медицинской помощи. Шире будут представлены возможности для удовлетворения потребности населения Российской Федерации в бесплатной высокотехнологичной медицинской помощи. Отечественное здравоохранения приблизится к европейским стандартам оказания медицинской помощи населению по таким параметрам, как оборудование, технологии, уровень медицинского сервиса, квалификация медицинских работников.

Укрепятся позиции России на внутреннем и международном рынке медицинских услуг и медицинских технологий, будут созданы предпосылки для экономических и профессиональных стимулов для реализации отечественных разработок на международном уровне и привлечения иностранных пациентов в российские клиники. Улучшится качество жизни больных, нуждающихся в высокотехнологичной медицинской помощи — снизится время ожидания услуг до минимума, в большем количестве случаев будет сохраняться частичная или полная трудоспособность. Будут решены социальные проблемы в части медицинского обеспечения граждан, нуждающихся в государственной социальной поддержке. Снизятся экономические потери за счёт восстановления трудового потенциала, уменьшения финансовых затрат на выплаты пенсий по инвалидности, пособий по временной нетрудоспособности.

И необходимым условием достижения поставленных целей является сращивание сферы информационных технологий со сферой здравоохранения.

Татьяна Палькина / CNews


1 Проект разработан группой авторов: В.М. Клюжев, В.Н. Ардашев, В.М. Саблин, Э.Г. Мальцев, М.М. Грехов.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS