ВУЗы — от компьютеризации к информатизации

Достаточно часто приходится слышать отчеты чиновников Министерства образования о том, сколько компьютеров закуплено для того или иного ВУЗа, сколько из них подключено к интернет и т.д. Однако мало кто задумывается, что все эти приобретения и подключения — это лишь крохи, которые государство бросает со своего стола высшему образованию. Для полноценного развития российских ВУЗов, интеграции их в мировое научное сообщество, и уж совершено точно — для присоединения к Болонской конвенции — нужно нечто большее, чем просто купить пару компьютеров в Университет, нужно его — информатизировать, причем, комплексно.       

Компьютеризация и информатизация: тонкость различий

Сегодня очень часто можно услышать о необходимости компьютеризации высшего образования. Оснащение ВУЗов компьютерной техникой значится и в списке основных целей федеральных целевых программ, и представляет важность для большинства рядовых граждан, о чем свидетельствует ряд опросов, проведенных в рамках ФЦП «Электронная Россия»1.

Какие из следующих направлений развития информационных технологий
в нашей стране кажутся Вам сейчас
наиболее важными? (в % от числа ответивших)

Обеспечение компьютерами школ, вузов, медицинских учреждений 60
Увеличение числа компьютеров, находящихся в домашнем пользовании 28
Открытие общественных пунктов доступа к компьютерам и в сеть Интернет 21
Повышение компьютерной грамотности граждан программ 40
Доступность в сети Интернет информации об органах государственной власти и самоуправления 8
Возможность обратиться к органам государственной власти через сеть Интернет 13
все вышеперечисленное 10
затрудняюсь ответить 16

Источник: ФЦП «Электронная Россия», 2003

Однако,  государственные чиновники, а также  руководство самих учебных заведений, активно использующие данный термин в обиходной речи, забывают, что «компьютеризация» подразумевает собой, скорее, количественную характеристику оснащенности ВУЗов компьютерной техникой и числа подключений к сети интернет. В действительности, потребность ВУЗов в информационных технологиях является более комплексной, и для ее характеристики гораздо уместнее было бы использовать термин «информатизация», который позволяет учитывать множественность направлений использования ИТ в рамках учебных заведений.

В действительности, речь идет не просто о некоей подмене понятий, но и, что гораздо важнее, — подмене проблемного поля, с которым предстоит работать целевым программам. Так, если целью «компьютеризации», декларируемой в ФЦП «электронная Россия» является 100% оснащение учебных заведений компьютерами, компьютерной и организационной техникой, а также «тотальное» подключение ВУЗов к Интернет, то «информатизация» подразумевает нечто гораздо большее — создание на основе ИТ единого образовательного поля, поддержку эффективной интеграции учебных заведений, налаживание между основными участниками интерактивного информационного обмена. Очевидно, что для реализации столь комплексной и масштабной цели недостаточно поставить в ВУЗы определенное число единиц техники, необходимым становится тщательное планирование поставок компьютерной техники, подключений, а также детальная проработка  информационных процессов, организация объединенных ресурсных систем ВУЗов, создание образовательных порталов.

В данном пункте информатизация ВУЗов тесно пересекается с проблемой информатизации российской образовательной сферы в целом и является частью построения единого образовательного пространства на основе ИТ. Задачу информатизации ВУЗов уместно представить как некую схему, состоящую из нескольких уровней, от «федерального», который представляет собой ни что иное, как единую образовательную среду, до «персонального», характеризующего использование ИТ для ряда целей: управленческих, административных, образовательных, научных.

Место ВУЗа в едином информационном пространстве образования

Место ВУЗа в едином информационном пространстве образования      

Источник: Cnews Analytics, 2006

На высшем, «федеральном» уровне информатизация представляет собой  интеграцию локализованной среды (например, объединенных ресурсных систем ВУЗов) в общую информационную среду сферы образования. Для этого необходима работа над «интерфейсом подключения» — пакетом информационных ресурсов, законодательных актов, методических материалов, которые позволят наиболее эффективно и безболезненно интегрировать ресурсы высших учебных заведений в общую информационную среду, наладить процесс информационного взаимодействия.

На уровне отдельно взятого учебного заведения информатизация предусматривает несколько базовых направлений. Административно-управленческое направление характеризует применение ИТ для оптимизации управленческих процессов, автоматизации основных функций: планирования, организации, контроля. Здесь следует выделить несколько решающих моментов. Во-первых, использование ИТ в управленческих процессах видоизменяет организационную структуру ВУЗов, и, кроме того, информатизация делает возможным создание новых учебных направлений: факультетов, отделений (например, дистанционного, дополнительного обучения, учебных курсов, семинаров и т.д.), что видоизменяет и организационную структуру, и характеристики образовательного процесса в рамках ВУЗа в целом.

Однако, в качестве базовых сфер применения ИТ в ВУЗах следует назвать организацию учебного процесса и научно-исследовательскую работу.  Не секрет, что большинство контактов в мировой научной среде сегодня, обмен учебными и методическими материалами, заключение межвузовских партнерств происходит сегодня посредством сети интернет. Использование информационных технологий во многом влияет и на качество процесса обучения,  ведь ИТ позволяют не только автоматизировать процесс передачи информации, учебных материалов между обучающим и обучаемым, изменяется сама роль студентов в образовательном процессе, возрастает интерактивность обучения, появляется возможность оперативной актуализации учебных материалов.  Именно поэтому нехватка компьютерной техники в первую очередь ударяет по качеству образовательного процесса.

Не следует забывать также, что одной из основных «ипостасей» ВУЗов является научно-исследовательская работа, для успеха которой необходим постоянный информационный обмен с другими учебными заведениями, ведущими исследования в данной и смежных областях. Влияние качества  информационного обмена и характеристик научно-исследовательской работы здесь приобретает директивный характер: чем быстрее происходит обмен материалами, общение, организуются дискуссии на интересующие темы, тем выше качество научно-исследовательской работы.

На персональном, «должностном» уровне ИТ используются для исполнения должностных обязанностей в рамках организационной структуры ВУЗа, иначе говоря, значение термина «информатизация» на данном этапе сводится к «компьютеризации» или оснащению рабочих мест компьютерами, компьютерной и организационной техникой, организацию подключений к интернет.   

Информатизация — «необходимо» и «достаточно»

Следует заметить, что на интуитивном уровне подмена понятий, и, как следствие, видоизменение проблемной сферы вполне объяснимы, — в отсутствие сколько-нибудь значимых программ федерального уровня, которые предусматривали бы поэтапное построение единой информационной среды, учитывающей особенности информатизации ВУЗов, контролировать трансформационные процессы практически невозможно. То есть, невозможно отследить, что именно и как именно будет изменяться в рамках действующих целевых программ.

В качестве основных следует назвать следующие причины. Отчасти такое положение вещей наблюдается из-за отсутствия единого представления о целях проводимых изменений, отсутствия единой концепции изменений, и, как следствие — понимания  необходимых и вынужденных мер, отчасти причиной являются недоработки или полное отсутствие  системы контрольных показателей.

В то же время, уровень оснащенности ВУЗов компьютерами и компьютерной техникой контролировать достаточно просто: достаточно запросить данные у руководства.

Безусловно, компьютеризация ВУЗов необходима, но только в качестве базового шага информатизации, но далеко не достаточна, ведь поставки компьютерной техники отнюдь не гарантируют успешного проведения информатизации, в особенности, когда они осуществляются вне единого плана, только в погоне за количественными показателями. При этом, даже такая  погоня за «цифрой» не вполне понятна — число компьютеров и оргтехники на каждого студента или преподавателя ВУЗа может отражать уровень информатизации  лишь косвенно, поскольку не отражает ни сфер применения техники, ни эффективности ее использования. Утрированно, — какая разница, сколько ПК поставлено в Университет С — 100  или 200, если 90% из них используются для раскладывания пасьянсов, а то и того хуже — в качестве подставки под цветы? Собственно, разницы, кроме числовой, никакой.

Характерно, что приведенный пример в равной степени применим и к компьютеризации отдельного ВУЗа, так и к сфере образования в целом. «Достаточным» в данном контексте следует считать, по-видимому, разработку концепции комплексной информатизации, с разбивкой на этапы и учетом ряда особенностей, сопутствующих трансформационным процессам и на уровне ВУЗов, и на уровне системы в целом. В такого рода генеральный план идеально впишутся и поставки компьютерной техники, особенно, когда поставке каждого ПК будет сопутствовать четкое обоснование, а система в целом будет располагать механизмами контроля эффективности ее использования.

Кто, когда и как?

Проблема информатизации высшего образования является на сегодня одной из наиболее острых, в ее основе лежит отсутствие продуманных концепций реализации. Как и во многих других сферах, информатизация высшего образования имеет «лоскутный» характер, это касается и закупок техники для ВУЗов, зачастую, хаотичных и бессистемных, и имеющегося информационного обеспечения ВУЗов, которому чуждо само понятие «стандартизация». Чаще всего, это частично устаревшее, частично написанное самостоятельно ПО, несовместимые программные платформы. Все это приводит к возникновению проблем совместимости информационных систем разных ВУЗов, затрудняет масштабирование и лишает единую систему необходимой маневренности. Изменения, являющиеся следствием федеральных целевых программ, являются поверхностными и не затрагивают глубинных взаимосвязей.

Создание единой информационной образовательной среды — одна из целей, декларируемых ФЦП «Электронная Россия». В настоящее время предприняты основные шаги для ее реализации — создана сеть образовательных порталов федерального уровня, созданы и функционируют единые ресурсные сети ВУЗов. Однако, процент реализованных проектов на порядок ниже требуемого, значительная часть проблем вообще остается вне поля зрения создателей ФЦП.   Изменения в данной сфере необходимы, однако, до сих пор непонятно, каким образом они будут реализованы.

Совершенно очевидно, что первым шагом должно стать создание программы действий — в рамках единой концепции информатизации высшего образования. Данная программа должна не только определить очередность и порядок проведения мероприятий, но и базовые схемы взаимодействия основных участников. Но даже если такая программа информатизации когда-нибудь будет принята, успешность ее осуществления все же довольно сомнительна.  Причину следует искать в плановом характере всех федеральных программ, в стремлении в директивном порядке и осуществлять необходимые изменения, и контролировать полученные результаты. Однако, применение методов плановой экономики вряд ли целесообразно — предсказать потребности ВУЗов в информатизации в индивидуальном  порядке невозможно, в массовом — «среднем» попросту нецелесообразно.

Единственным выходом в подобной ситуации является активное участие руководства ВУЗов в разработке концепции информатизации как на федеральном уровне, так и на уровне отдельно взятого ВУЗа.   Такое участие должно предусматривать регулярный сбор, актуализацию и обработку данных ВУЗов о потребности в ИТ и компьютерной технике со стороны государства — коль скоро закупки проводятся в централизованном порядке, должны быть предусмотрены механизмы учета и контроля. Необходимой является и совместная разработка единых стандартов информационного обеспечения ВУЗов, утверждение единообразного порядка реализации и  механизмов финансирования.

Однако, прогнозировать, что в ближайшее время хотя бы часть описанных действий будет реализована, все же не стоит — на текущий момент приоритет имеют уже запущенные программы, и вряд ли уже утвержденный порядок их реализации будет видоизменен.

Это возможно лишь при наличии определенного общественного резонанса. Выражения заинтересованности со стороны самих ВУЗов, создание общественных инициатив приведет к значимому результату. Но, по самым скромным подсчетам, это произойдет не ранее, чем в ближайшие 4-5 лет, и то при условии правильной расстановки акцентов и утверждения информатизации, а не компьютеризации в качестве основной цели правительственных инициатив.     

Юлия Граванова / CNews    


1http://www.e-rus.ru/site.shtml?id=175

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS