Медицина не спешит с ERP-выбором

Медицина по-прежнему не входит в число приоритетных рынков сбыта для поставщиков ERP-систем. Дороговизна проектов является объективным сдерживающим фактором, к тому же под вопросом остается целесообразность подобных инвестиций. Тем не менее, разработчики пока не считают нужным отказаться от продвижения ERP-решений в этом секторе.

Традиционный ИТ-вопрос "КИС или ERP" в медицинской отрасли скорректирован как "МИС (медицинская информационная система) или ERP". Однако ответ на него в любом случае пока "подвисает". Для большинства отечественных медучреждений затраты на подобные системы долгое время оставались чем-то из области фантастики. Впрочем, определенные сдвиги в пользу поставщиков медицинского софта были сделаны еще в конце 90-ых. Это произошло в немалой степени благодаря развитию платной — страховой — медицины, в рамках которой поликлиника превращается в объект предоставления сервисов. Автоматизация такого объекта вполне понятна ИТ-компаниям по аналогии с другими вертикальными рынками.

Ключевые процессы такого сервисного предприятия — стандартный набор из бухгалтерии, расчета зарплат, кадрового учета, финансовой аналитики, логистики, системы управления взаимоотношениями с клиентами. Плюс поправка на отраслевую специфику — собственно медицинские приложения, включая автоматизированные истории болезни (электронные карты), системы лечебно-диагностического процесса и пр. Из всего этого набора решений формируется опять же вполне узнаваемый ИТ-"зоопарк", с которым интеграторы и разработчики традиционно предлагают бороться путем внедрения единой комплексной системы — МИС. Либо — ERP, если речь идет о западном продукте того же назначения. В Европе и США подобный путь был пройден десятилетием ранее, но Россия пока не готова ступить на него. "Полностью перейти к автоматизированному учету на сегодняшний день нельзя, потому что, в соответствии с законодательством, в истории болезни обязательно должна быть запись о приеме, нужна "живая" подпись врача, — утверждает Георгий Лебедев, заместитель директора по информационным технологиям (ИТ) ФГУ "Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Росздрава". — В лучшем случае, в крупных лечебных учреждениях распечатывается результат обследования, который врач сам подписывает и вклеивает в историю болезни".

Правда, внедрение ERP в российских условиях проблематично не только ввиду сложности ("неподъемности") и дороговизны проекта. Важна также его методологическая составляющая. Аналитики не сильно утрируют, говоря об ERP не просто как о системе автоматизации, но как о философии, которая предлагает сначала отстроить бизнес-процессы, а уже потом их автоматизировать. И здесь обнаруживаются серьезные различия между отечественной и западной системами здравоохранения. Впрочем, можно возразить: преодолевают же подобные проблемы в других отраслях. Вопрос, насколько готовы к их решению здесь.

На "волне" МИС

Рынок специализированных медицинских ИС в России принято считать сформировавшимся. Худо-бедно системы этого класса разрабатываются отечественными компаниями как минимум лет 10. Интересно, что ряд медицинских программных продуктов создавался не коммерческими организациями, а в академической среде ("Интерин", "ДОКА+", "Кондопога"). Развитием медицинской информатики активно занимались и занимаются такие научные организации, как Центр медицинской информатики ИПС РАН (специализируется на изучении технологии разработки МИС) и "Медсанчасть-168" (совершенствование технологий разработки МИС и изучение эффективности их использования).

МИС для комплексной автоматизации лечебно-профилактических учреждений, 2006

Название системы

Примеры ЛПУ, где используется

Разработчик

Город

1

e-Hospital

Клиники МПС

"Курс"

Нижний Новгород

2

MedTrak

Европейский медицинский центр,

Центр экстренной и радиационной медицины МЧС (Санкт-Петербург),

Министерство Труда и социального развития РФ (информационная система медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов)

АРМ

Санкт-Петербург

3

Medwork

Медицинский Центр Корпорации "Балтпромкомплект",

Клиника лечебного питания,

Офтальмологический центр Коновалова,

ФГУ "Поликлиника №4" УДП РФ,

Клиника Лазерной Хирургии Глаза "Сфера",

Центр Вспомогательных Репродуктивных Технологий,

Московский центр диализа,

Московский научно-технический центр "Микрохирургия глаза",

3-й Центральный военный клинический госпиталь им.Вишневского

MasterLabs

Москва

4

"Авиценна"

НИИ скорой помощи им. проф. И. И. Джанелидзе,

Городской ревматологический центр,

ЦМСЧ,

НЦ ССХ им А. Н. Бакулева РАМН,

Ленинградская областная клиническая больница

"Коста"

Санкт-Петербург

5

"Амулет"

МСЧ № 7 ГКНПЦ им. Хруничева,

ФГУП "Институт пластической хирургии и косметологии" при МЗСР РФ,

Больница №1 Республики Саха (Якутия)

МСЧ "Сургутгазпром" (Сургут)

Муниципальные ЛПУ г. Москвы, медицинские ВУЗы

"ЦентрИнвестСофт"

Москва

6

"Артемида"

Госпиталь ветеранов войн (г. Курск),

Мед. отдел УВД (г. Курск),

2-я областная больница г.Ульяновск,

1-я городская больница г. Тольятти

"Конус-Медик"

Курск

7

"Гиппократ"

Н/д

"Ультрамед-1"

Москва

8

ДОКА+

Научный Центр клинической и экспериментальной медицины СО РАМН,

Новосибирская государственная медицинская академия

Фонд развития и оказания специализированной медицинской помощи "Медсанчасть-168"

Новосибирск

9

"Интерин"

Медцентр Банка России,

Клиническая больница № 83 Федерального медико-биологического агентства,

Национальный центр медицины Министерства Здравоохранения Республики Саха (Якутия),

ЦКБ РАН,

ЦКБ №1 РЖД

Институт программных систем РАН

Переславль-Залесский

10

"Интрамед"

Клиники РЖД, МВД

"Медкор-2000"

Москва

11

"Кондопога"

Отделенческая клиническая больница на ст. Петрозаводск,

Санаторий-профилакторий г. Кондопога,

Сеть распределенных здравпунктов

"Кондопога"

Кондопога

12

"МедИС-Т"

Медико-санитарная часть ПО "Уренгойгазпром",

Санаторий "Дубовая роща", санаторий "Надежда", объединённый cанаторий "Сочи", Управление здравоохранением г.Таганрога,

Тюменьтрансгаз, санаторий-профилакторий,

Объединенный санаторий "Подмосковье",

Пансионат "Приэльбрусье", cанатории "Валдай", "Заря", "Москва"

НПП "Дейманд"

Таганрог

13

"Медиалог"

Многопрофильная клиника ЦЭЛТ,

Поликлиники Газпром, Страховая компания РЕСО Гарантия

Медицинский центр MedSwis,

Медицинский центр Medilux,

Российско-финская клиника Скандинавия (Санкт-Петербург)

International Medical Clinic (Москва)

Международная клиника MEDEM (Санкт-Петербург)

Поликлиника "Семейный доктор" (Москва)

Международная медицинская ассоциация "МЕРАМЕД" (Москва)

МСЧ "Центромед" Министерства Энергетики РФ (Москва)

"Пост Модерн Текнолоджи"

Москва

14

"МедОфис"

Н/д

SIAMS

Екатеринбург

15

"Пациент"

Медицинский и санаторно-курортный комплекс "Тюментрансгаз",

Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры

"Медотрейд"

Москва

16

"Тонлайн"

Н/д

"Тонлайн"

Москва

17

"Торинс"

Поликлиники и больницы Красноярского края

"Торинс"

Красноярск

18

"Фобос"

Банк стволовых клеток Департамента здравоохранения г. Москвы

Центры ГосСанЭпидНадзора

"Фобос"

Москва

19

ФИРС АРМ

Больницы Воронежской области

Новоусманская центральная районная больница Воронежской области

Новая Усмань

20

"Эверест"

Госпиталь для Ветеранов Войн №3, г. Москва,

Городская клиническая больница №15, №68, №20, №81, г. Москва, 

Российская детская клиническая больница, г. Москва,

Московская областная больница восстановительного лечения, г. Москва,

Поликлиника Газпром, г. Москва,

Поликлиника Центрального банка, г. Екатеринбург

"АИТ-холдинг"

Москва

Источник: Александр Гусев, примеры ЛПУ — CNews Analytics

В первую очередь лечебные учреждения стремятся автоматизировать финансовые и административные службы. Вместе с тем внедряются решения для регистратуры или специфических отделений (реаниматологии, анестезиологии, рентгенологии и др.). Время "точечной" автоматизации пока нельзя считать ушедшим — во многих медучреждениях до сих пор сохраняется бумажный документооборот, а бухгалтерия ведется чуть ли не в Excel. Тем же лечебным предприятиям, которые уже "доросли" до автоматизации рабочих мест специалистов, финансовой аналитики, статистики и т.д., ИТ-поставщики рекомендуют сразу идти по пути комплексной автоматизации, только осторожными и нерезкими шагами.

Систему предлагают строить поэтапно, так, чтобы каждый внедренный блок начинал давать отдачу и, включаясь в работу, позволял бы переходить к безболезненной установке следующего. Сначала — автоматизация рутинных процессов, организация совместной работы служб и в целом упорядочивание деятельности всех отделений медучреждения, включая переход к электронным картам, позволяющим хранить в единой базе данные диагностики и лечения пациентов. Затем — интеграция медицинского и финансового блоков, построение аналитических приложений, позволяющих повысить управляемость и совершенствовать стратегическое планирование.

Технологический цикл медицинского учреждения

Источник: "Коста", 2005

К 2005 году, по данным, приводимым в издании "Медицинские информационные системы" (Петрозаводск, 2005), в России было выполнено 206 инсталляций комплексных МИС и всего автоматизировано, начиная с 1991 г., примерно 6 тыс. рабочих мест. В среднем одно внедрение МИС позволяет автоматизировать 37,3 рабочих мест.

Максимальное число инсталляций (50), по тем же данным, у системы "Амулет", количество автоматизированных рабочих мест которой составляет две тысячи, то есть 33 % от общего количества. На втором месте "Интерин" — 1300 рабочих мест (21,7 %), на третьем — "Медиалог", с 30 внедрениями и примерно 400 подключенных рабочих мест. Эти три крупнейших по числу внедрений производителя обеспечивают 61,7 % всего объема инсталляций комплексных МИС в России.

Более половины клиентов производителей МИС — это государственные городские поликлиники или стационары. Второй основной потребитель этих систем — ведомственные организации (банковский сектор, газодобывающая отрасль, РЖД и МВД). Неожиданно низкий интерес к МИС со стороны коммерческих клиник связывают с их ориентацией на автоматизацию лишь отдельных задач, в частности — учета платных услуг.

Структура внедрений МИС по типу ЛПУ

Источник: Медицинские информационные системы, 2005

Проекты по внедрению МИС схожи с ERP-проектами своей "штучностью" — ни там, ни там о тиражируемости речи не идет. Стоимость и в одном и в другом случае сильно варьируется — в зависимости от числа автоматизируемых рабочих мест и внедряемой функциональности. Но в целом российские продукты обходятся пока в разы дешевле иностранных.

ERP на стартовой отметке

Решения для медицины предлагают ключевые игроки на рынке ERP: и MBS, и SAP, и Oracle. Однако в российской действительности они пока не то что мало — практически вообще не востребованы. Известно о попытке внедрения Microsoft Busines Navision в Новосибирском институте патологии кровообращения им. Мешалкина. Более "тяжелые" системы отечественным клиникам пока же просто не потянуть.

В то же время SAP начинает продвигать в России отраслевое решение SAP for Healthcare, которое уже апробировано в ряде ведущих клиник мира. Начиная с 1994 года осуществлено уже около 850 внедрений, в том числе в австрийской Krankenhaus Neuenkirchen, итальянской ASL Como и немецкой Klinikum Saarbrvcken GmbH.

Система позволяет координировать процессы обслуживания пациентов, осуществлять доступ к электронным историями болезней, диагностическим и терапевтическим данным, планировать и распределять затраты на лечение. Как обычно, внедрение такого решения, создавая централизованную базу данных всех задействованных ресурсов, обеспечивает прозрачность процессов медицинского учреждения, что далеко не всегда рассматривается как плюс в российских реалиях. Как бы то ни было, разработчик совместно с российскими партнерами-интеграторами начинает продвижение решения "под" национальный проект "Здоровье". К тому же в конце 2005 г. в российском околомедицинском "портфолио" SAP появился проект внедрения SAP Business One в "Оптика.Медицина.Сервис", поставщике медицинского оборудования.

С другой стороны, к ERP-системе от Oracle все внимательнее относятся фармацевты, тем более что уже есть и положительные российские кейсы в этой сфере. Еще в 2001 г. внедрение Oracle E-Business Suite начал московский офис фармацевтической компании "Шрея Корпорэйшнл". В 2004 г. это же решение установил дистрибьютор фармацевтической продукции "Протек".

Системы MBS (Navision и Axapta) пока тоже интереснее для фармацевтов и поставщиков медицинского оборудования, нежели для собственно ЛПУ. Успешными проектами в отрасли считаются внедрение Microsoft Navision в АГАББ, оптовом поставщике медицинской техники, развитие той же системы в фармацевтическом дистрибьюторе Nycomed, построение на ее базе отдельного решения для "Акрихина".

Некоторый опыт присутствия в фармацевтическом секторе есть и у продуктов SSA/Baan. Так, до сих пор в ИТ-департаментах предприятий отрасли учитывают хороший опыт достаточно давнего построения решения на Baan в "Нижфарме". SSA ERP внедрена в научно-технологической фармацевтической компании "Полисан", разрабатывающей и выпускающей лекарственные препараты.

Кроме того, на этом рынке заметны и российские ERP — "Галактика" (Щёлковский витаминный завод и "Красфарма") и "Парус" ("Гедеон Рихтер-Рус"). Считается, что большой плюс отечественных продуктов этого класса — отсутствие проблем с локализацией и большая гибкость в настройках (например, под серо-белые учетные схемы). "Парус" также хорошо зарекомендовал себя на отрезке зарплат и во многих медучреждениях. Внедрение же системы комплексно для них снова оказывается не совсем по карману.

Если же допустить, что денежный вопрос перед медучреждением не стоит (или, по крайней мере, стоит не столь остро), то в ход идут следующие доводы против ERP. Во-первых, все тот же расчет зарплаты, который в России настраивается под каждое предприятие, в то время как на западе унифицирован и не требует индивидуальных решений. Во-вторых, как правило, отсутствие готовых аналитических отчетов под предприятие. В-третьих, сложность настройки специфических модулей — например, производственных (в случае производства препаратов в отделениях). В итоге, и "айтишники", и руководство чаще склоняются к тому, чтобы обойтись "малой кровью", интегрируя две базовых системы — медицинскую и "зарплатную". И в этом случае оказывается ненужной не только ERP, но даже МИС.

Мария Попова / CNews

Георгий Лебедев: Единого подхода к разработке информационных систем нет

Георгий Лебедев

Информатизация здравоохранения подразумевает создание единого информационного пространства, объединяющего все медицинские системы. Более того, предстоящее вступление в ВТО предполагает интеграцию отечественных информационных ресурсов в мировое пространство. Для эффективной реализации этого процесса необходимо в кратчайшие сроки разработать и внедрить единые стандарты информатизации. Эта работа поручена недавно созданному ТК-468, о работе которого в интервью CNews рассказал Георгий Лебедев, заместитель директора по информационным технологиям (ИТ) ФГУ "Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Росздрава" (ЦНИИ ОИЗ) РФ

CNews: Несмотря на то, что здравоохранение продолжительное время финансировалось по остаточному принципу, работы по информатизации все же проводились. Как вы оцениваете достигнутый уровень оснащенности учреждений сферы здравоохранения — как лечебно-профилактических, так и медицинских образовательных — аппаратными средствами? Специализированными информационными ресурсами и системами?

Георгий Лебедев: Средствами вычислительной техники оснащено 76% лечебных учреждений. Фактически, это все лечебные учреждения до уровня центральной районной больницы. Что касается участковых больниц, то здесь ситуация иная. Средствами вычислительной техники оснащена меньшая часть.

Компьютеры используются для автоматизации деятельности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) в области обязательного медицинского страхования, ведения взаиморасчетов. Практически во всех регионах территориальные фонды обязательного медицинского страхования профинансировали как оснащение ЛПУ компьютерной техникой, так и закупку необходимого программного обеспечения. Поэтому все процедуры, связанные с деятельностью фонда обязательного медицинского страхования, на сегодняшний день автоматизированы: это и взаиморасчеты по медобслуживанию пациентов, и взаимоотношения в системе дополнительного лекарственного обеспечения, и сбор медицинской статистики. Сейчас автоматизируются взаиморасчеты по дополнительной диспансеризации.

Читать полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS