Российский рынок мединформсистем ждет прорыва

По рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), соотношение между количеством врачей и средними медицинскими работниками в лечебно-профилактических учреждениях должно составлять 1 к 4,3. В Европейском Союзе эта пропорция равна 1 к 4. В Соединенных Штатах 1 к 5,5 и даже к 6 в некоторых штатах. В России  1 к 2,2, причем, при этом учитываются все  параклинические службы. В этих условиях российскому врачу очень сложно совмещать  основную деятельность с процессом подготовки и сдачи требуемой  отчетности.

Успешная реализация национального проекта "Здоровье" невозможна без реформы основы отечественной медицины — труда врача и медсестры. Ни для кого не секрет, что большая часть времени приема уходит не на решение клинических вопросов, а на сопроводительную и далеко не самую основную работу — оформление статистических талонов и другой отчетной документации, ведение записей в амбулаторной карте или истории болезни, назначения консультаций или обследований и т.д.

Не вызывает сомнений, что наиболее эффективным инструментом для облегчения труда медицинского персонала и повышения его эффективности являются компьютерные технологии.

"До 50% рабочего времени врача уходит на поиск необходимой информации и ведение документации, — прокомментировал ситуацию Андрей Столбов, доктор технических наук, заместитель директора Медицинского информационно-аналитического центра РАМН. — Применение компьютерных систем ведения медицинских записей о пациентах позволяет почти в 4 раза сократить время поиска необходимой информации, на 25% сократить время постановки диагноза и на 10-20% увеличить поток принятых врачом пациентов (по данным Какориной Е.П.). Таким образом, очевидно, что внедрение современных ИКТ непосредственно скажется на повышении доступности и качества медицинской помощи, особенно в первичном звене. Именно это и является одним из основных целевых показателей национального проекта".

Автоматизация способна не просто облегчить работу, она должна освободить персонал от рутины и дать ему принципиально новый инструмент, который прямо или косвенно, но приведет к сокращению нецелевого расходования интеллектуального багажа, реализации желания работать и заниматься именно медициной рядовыми сотрудниками лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ).

Медицинские информационные системы в России1

В процессе автоматизации отечественной медицины все складывается очень непросто. Масса проблем, таких как острая нехватка финансов, отсутствие базовой компьютерной грамотности, даже у выпускников, только что окончивших ВУЗ или училище, наконец, низкая рентабельность медицинского сектора ИТ-рынка, значительно осложняют этот процесс. Вместе с тем, программ для медицины очень много, самых разных как с точки зрения функций, так и с точки зрения качества реализации.

Среди всего этого многообразия специалисты выделяют особый класс программных продуктов — медицинские информационные системы. Эти системы разделяются по целям и задачам, которые они призваны решать, но в общем смысле медицинскаяинформационная система или информационная система в здравоохранении представляет собой совокупность программно-технических средств, баз данных и знаний, предназначенных для автоматизации различных процессов, протекающих в лечебно-профилактическом учреждении2. При этом среди всех медицинских информационных систем наибольший интерес представляют интегрированные или комплексные системы, способные автоматизировать весь круг задач ЛПУ и содержащие в себе достаточный для этого и взаимосвязанный (интегрированный) функционал.

Надо отметить, что отечественная терминология в медицинской информатике еще не сложилась. В литературе можно встретить различные термины, такие как система управления медицинскими учреждениями,  больничная информационная система, автоматизированная медицинская информационная система, комплексная медицинская информационная система, интегрированная медицинская информационная системаи другие. Всюду далее будет использоваться термин "Медицинская информационная система"  как обобщенный, но при этом мы будем иметь в виду, что подразумеваются  именно комплексные системы.

На сегодняшний день, по данным Михаила Эльянова, известно 826 программных продуктов для медицины3. При этом только 78 систем из них отнесено к классу "комплексных", что составляет 9.4%. Однако некоторые из этих систем, хотя и декларируют возможности для комплексной автоматизации, но при детальном изучении скорее могут быть применены только для специализированных задач внутри ЛПУ, например — ведение документации отделений офтальмологии или стоматологии, сбор статистики по ЛПУ и т.д.

Распределение медицинских информационных систем
по функциональным возможностям, 2006

Распределение  медицинских информационных систем<br>
по функциональным  возможностям

Источник: исследование М. Эльянова, 20063

В ходе изучения перечня функциональных возможностей всех известных медицинских информационных систем, декларирующих возможности комплексной автоматизации, в материал исследования были включены 35 систем, т. к. только они по функциональному составу и поддерживаемым видам ЛПУ являются комплексными решениями, обладающими достаточной универсальностью. Таким образом, лишь 4,2% из всех известных программных продуктов для медицины вошло в материал исследования. Остальное ПО (95,8%) предназначено для решения отдельных задач и вряд ли может быть применено как комплексное решение задач автоматизации и информатизации ЛПУ, поэтому в данной работе оно исследовано не было.

Основным источником информации для исследования явилось анкетирование разработчиков, а также интернет-источники, периодическая и научная литература, очное изучение. Первый этап исследования был выполнен в 1999 г., затем повторен по аналогичной методике в 2003,  2005 и 2006 гг. Для этого разработчикам информационных систем были разосланы анкеты с вопросами . Не все разработчики согласились принять участие в исследовании, поэтому по ним информация собиралась по данным сайтов или публикаций. В окончательном варианте анкетная информация имеется по 65% комплексным мединформсистемам.

Александр Гусев4


1 Данная работа основана на ряде авторских публикаций по теме анализа рынка медицинских информационных систем и перспектив его развития, опубликованных в журнале "Врач и информационные технологии", на сайте АРМИТа, в том числе были использованы некоторые данные PCWeek и др.  Она является обобщающим материалом, основанном как уже на опубликованных данных, так и на учете поступивших автору замечаний и предложений.

2 Гусев А. В. Медицинские информационные системы: Монография / А. В. Гусев, Ф. А. Романов, И. П. Дуданов, А. В. Воронин; ПетрГУ. — Петрозаводск, 2005. — 404 с.

3 Эльянов М. М. Медицинские информационные технологии: цивилизованный рынок или "зоопарк" / М. М. Эльянов // Информационные технологии в медицине — 2002: Сборник тезисов. М.: ВК ВВЦ "Наука и образование", 2002. С. 54-58.

4 к. т. н., старший инженер-программист ОАО "Кондопога"

Андрей Борисов: В сетях страховых медкомпаний без автоматизации работать невозможно

Андрей БорисовЕще 5 лет назад необходимость автоматизации медучреждений в России приходилось доказывать, а сегодня ситуация кардинально изменилась. Представители ЛПУ уже не сомневаются в эффективности информационных систем и четко формулируют требования к ним. О более чем 12-летнем опыте существования МИС «МЕДИАЛОГ» на российском рынке, произошедших за это время изменениях и открывающихся перспективах рассказал в интервью CNews Андрей Борисов, генеральный директор компании Post Modern Technology.

CNews: В каких сферах работы российских лечебно-профилактических учреждений отсутствие либо низкий уровень информатизации сказывается особенно болезненно?

Андрей Борисов: Следует отметить, что автоматизация помимо общего удобства работы с информацией помогает медицинскому учреждению оценивать свои расходы, производить учет и бюджетирование. Информационные технологии позволяют, в частности, готовить отчетность о затратах отделений на приобретение медикаментов, избежать многих ошибок: тут и двойные анализы, и их потеря, и повторные процедуры… Учет оказанных услуг и расходных материалов — очень болезненные вопросы для медицинских учреждений. Весьма показательный пример. В одной из крупных больниц Москвы, где пока нет полноценной автоматизированной системы, а действующая работает в оболочке DOS, главврач не мог найти пациента, проходящего лечение в стационаре. Мы сами были свидетелями этой абсурдной ситуации. Врач знает, что пациент поступил в лечебное учреждение и находится в одной из палат, но никто не знает — где именно. Таким образом, учет оказанных услуг, экономика и логистика работы медучреждения — основные проблемы, которые информационные технологии позволяют решить на достаточно высоком уровне.

Читать полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS