Нацпроект и политика России в ИТ-обеспечении образования

На сегодняшний день в России не существует обязательного всеобщего среднего образования. По имеющимся данным, за последние 5 лет число общеобразовательных школ уменьшилось на 7%, зато приблизительно на 20% увеличилось количество лицеев и гимназий. В то же время, число студентов ВУЗов за последние 10 лет увеличилось в 2,5 раза.

Российское образование сегодня

В ельцинской Конституции 1993 года, за которую проголосовало большинство граждан России, было зафиксировано обязательное 9-летнее образование. Таким образом, всеобщее среднее образование, которым так гордился Советский союз, отошло в прошлое. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 62 тыс. школ, из них около 40 тыс. находятся в сельской местности. По данным Рособразования, в 2005 году по сравнению с 2000 годом общее число общеобразовательных учебных заведений уменьшилось на 7%, в том числе число начальных школ сократилось на 25%, число школ 9-леток (так называемых «основных») уменьшилось на 10%, а число полных средних школ увеличилось на 2%. За этот период на 10% уменьшилось количество школ с углубленным изучением разных предметов, зато увеличилось на 20% число гимназий и на 21% число лицеев, появились кадетские учреждения. До настоящего времени 26% общеобразовательных учреждений работает в 2 смены, а 0,4% даже в 3 смены, а около 2% детей вообще не посещает школу.

 

 

Структура системы общего дневного образования

Структура системы общего дневного образования

Источник: CNA

За последние 5 лет произошли изменения и в системе среднего профессионального образования.  На 4% выросло число средних профессиональных учебных заведений, из числа которых 94% составляют государственные учреждения, а 6% — негосударственные. По сравнению с 1995 годом число студентов средних профессиональных учебных заведений увеличилось почти на 35%, а число выпускников на 49%. При этом «до финиша» доходит около 80% учащихся, а 20% отчисляются из учебного заведения в процессе обучения. 29% выпускников средних профессиональных учебных заведений получают образование заочно.

Социально-политические изменения в стране не обошли стороной и систему высшего образования. Количество ВУЗов за последние 10 лет выросло на 41%, в том числе на 10% за последние 5 лет. Среди них 62% составляют государственные учебные заведения, 38% — негосударственные. Численность студентов  ВУЗов за последние 10 лет возросла в 2,5 раза. Заочное обучение предпочли около 50% студентов.

Стремительный рост числа молодых людей, стремящихся получить высшее образование, является одним из основных факторов, определяющих тенденции в сфере образования России. Одновременно происходит коммерциализация системы обучения страны. Если в 1995 году число коммерческих студентов составляло 10% от их общего числа, то к 2000 году число «бюджетников» и «платников» практически сравнялось. По итогам 2005 года из 1,4 млн. студентов бесплатно обучается 600 тыс.

Потребности рынка труда диктуют свои требования к выпускникам учебных заведений. В последние годы в связи с ростом значения подготовки, основанной не только на теоретических знаниях, но на практическом опыте, становится все более актуальным внедрение новых технологий образования. Это, в первую очередь, дистанционное обучение, позволяющее совмещать работу по специальности с получением теоретических знаний в выбранной области, а также интерактивные курсы по основным предметам, позволяющие студентам работать самостоятельно и обращаться к преподавателям лишь за консультацией.

«Показатели качества образования вместе с уровнем развития здравоохранения, доходами на душу населения и прочими факторами являются одним из важнейших элементов, который характеризует качество жизни в стране в целом, ее регионах, отдельных городах и селах, — сказал Тагир Яппаров, президент Группы компаний Ай-Ти. — В течение последних 15 лет мы наблюдаем крайне негативную тенденцию в российской образовательной системе — усиливающийся разрыв в качестве высшего и среднего образования между центром и регионам, городом и селом. Статистика Организации объединенных наций показывает, что разрыв в качестве знаний между регионами не сокращается, и качество образования в Москве и Санкт-Петербурге существенно выше, чем в других городах и, тем более, селах нашей страны».

Внедрение новых программ обучения неразрывно связано с использованием последних достижений информационных технологий, и это сегодня понимают на государственном уровне. Проблема  информационного обеспечения сферы образования рассматривается как необходимое условие и важный этап развития высоких технологий в России в целом. Первые шаги в данном направлении были предприняты в 2004 году, когда  Министерством образования и науки РФ был получен займ МВФ на сумму $300 млн., который был направлен на программу интернетизации российского образования. Эти работы будут продолжены в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Кроме того, одним из направлений национального проекта «Образование» является стимулирование образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.

Информационные технологии призваны коренным образом изменить процесс обучения и самообразования. Программы по использованию в учебном процессе информационных ресурсов, мультимедийных технологий и электронных учебных материалов направлены на увеличение эффективности обучения и расширение контингента учащихся, получающих хорошее образование, и, в конечном счете, на формирование информационного общества, способного активно участвовать в инновационных программах страны.

ИТ-обеспечение среднего образования

Национальный проект «Образование» особое внимание уделяет информатизации средних школ. Во-первых, школы должны получить техническую основу для внедрения современных образовательных технологий.  В частности, планируется, что в 2006 году более 28500 школ получат выход в интернет, и 2500 школ будут оснащены новыми компьютерными классами. На эти цели из федерального бюджета выделяется 1,5 млрд. рублей. Такое же финансирование и объем работ предусмотрены и на 2007 год. Всего в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» до конца 2007 года к сети интернет будет подключено 52940 общеобразовательных учреждений, список которых был утвержден в Москве соответствующим приказом 30 июня 2006 года. Приоритетной задачей при этом считается подключение к глобальной сети сельских школ. В августе нынешнего года будет произведен отбор организации-исполнителя работ по подключению образовательных учреждений и состоится подписание контракта с ней.

Наряду с обеспечением доступа в интернет, решается вопрос по оснащению школ компьютерной техникой. Причем, как сообщил заместитель министра  информационных технологий и связи РФ Дмитрий Милованцев, заказ на производство компьютерной техники для российских школ предполагается производить централизовано на федеральном уровне. В первую очередь компьютерную технику должны получить те регионы, где уровень информатизации школ наиболее низок. Таких школ пока еще довольно много,  многие из них оборудованы всего одним-двумя компьютерами, а о скоростном выходе в интернет приходится только мечтать. При этом, как отмечает директор департамента стратегии построения информационного общества Министерства информационных технологий и связи РФ Олег Бяхов, аренда каналов, необходимых для подключения, является на сегодняшний день самой дорогой услугой из тех, что предлагают телекоммуникационные компании. В этой нелегкой ситуации он предлагает действовать поэтапно. «На сегодняшний момент по школам мы решили: 128 килобит в секунду для каждой школы до конца 2007 года — практическая задача. Все, что выше этого — давайте будем после 2007 года решать», — сообщил он.

Национальным проектом «Образование» предусмотрено создание новых обучающих информационных систем, например, разработка и размещение на федеральном сайте 100 дистанционных образовательных программ для школ.

Современные компьютерные технологии позволяют оптимизировать и сам процесс управления средней школой: создать единую базу данных учеников и преподавателей, а также ресурсов школы, автоматизировать работу бухгалтерии и рутинные работы с данными. Таким образом, появляется возможность упростить процесс формирования классов и учебного расписания, контролировать успеваемость школьников и учебную нагрузку педагогов.

Архитектура системы управления школой

Архитектура системы управления школой

Источник: конференция  «Образование в 21 веке»,
28.10.2005, презентация Digital Design

Наконец, приоритетный национальный проект «Образование» предусматривает стимулирование школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы, содержащие принципиально новые подходы в обучении, широкое использование вычислительной техники и информационных обучающих систем. В конкурсе инновационных проектов могут принимать общеобразовательные учреждения (школы, лицей, колледжи, кадетские корпуса), отвечающие серьезным требованиям, определенным Министерством образования и науки Российской Федерации.  В их числе — наличие государственной аккредитации, органов самоуправления, утвержденной программы развития, предоставление ежегодной отчетности о работе, отсутствие в работе учреждения нарушений образовательного и трудового законодательства. Список школ, чьи  инновационные программы оказались лучшими в 2006 году, был утвержден на конкурсной основе в июне. Согласно отчету Рособразования от 3 августа 2006 года, 3 млрд руб, предназначенные для денежного поощрения инновационных школ, уже перечислены в регионы. Три тысячи школ-победителей получат по 1 миллиону рублей на реализацию проектов. Школы будут иметь возможность использовать эти деньги на модернизацию материальной базы, приобретение программного и методического обеспечения и повышение квалификации преподавателей. Следующий конкурс инновационных программ будет проведен в 2007 году.

Информационные технологии в ВУЗах

В высших учебных заведениях страны проблемы с компьютерным оборудованием и доступом в интернет большей частью решены. Задачей информатизации высших учебных заведений сейчас является создание единых информационных сред учебных заведений, объединяющих информационные ресурсы библиотек, лабораторий, студенческих городков воедино и с органами администрации. Доступ к единой информационной системе должен предоставляться всем без исключения сотрудникам и учащимся независимо от их местоположения.

Важный шаг в этой области сделан в Московской медицинской академии им. Сеченова, в которой реализуется проект по созданию полноценной электронной библиотеки ВУЗа. «По разным данным, в медицинских вузах преподается примерно 150 дисциплин. Соответственно, наша задача достаточно проста: перевести в цифровой формат все дисциплины, сделать их доступными для студентов не только нашего, но и всех других медицинских вузов, и главное — наладить постоянный непрерывный процесс обновления системы, — поделился своими планами Борис Логинов, директор Центральной научной медицинской библиотеки Московской медицинской академии (ЦНМБ ММА) им. Сеченова. — Тогда она всегда будет актуальна в содержательном плане».

Структурные подразделения других учебных заведений, например МГУ им.Ломоносова, также имеют на своих серверах различные обучающие мультимедийные материалы: тексты, программы, учебники, видеоролики. Но они зачастую невысокого качества, разрознены и нуждаются в систематизации. Следующим шагом на этом пути должно стать создание распределенных вычислительных сред, объединяющих ресурсы различных ВУЗов страны.

В рамках нацпроекта «Образование» высшие учебные заведения страны, также как и школы, соревнуются в качестве инновационных проектов. По итогам конкурса, проводимого в рамках нацпроекта, 17 высших учебных заведений, предложивших инновационные проекты, получили гранты на общую сумму 5 млрд. руб, причем значительная часть денег досталась региональным ВУЗам.  Лучшим проектом жюри, в которое кроме чиновников и ученых входили и представители крупных российских компаний — РАО ЕЭС, «Газпром», «Северсталь», IBS и др., признало инновационную программу МГТУ имени Баумана. Всего в конкурсе участвовало 197 вузов страны.

Перспективы

Несмотря на то, что срок действия реализуемых в настоящее время национальных проектов составляет 3 года, уже принято решение финансировать их и дальше примерно в том же объеме. На проект «Образование» в будущем 2007 году из бюджета выделяется 53 млрд. руб. Более того, по мнению вице-премьера Дмитрия Медведева, вскоре могут быть разработаны еще два нацпроекта, один из которых — «Наука». 

Между тем, согласно результатам исследования, которые публикует Всероссийский центр изучения общественного мнения, работники системы образования пока довольно скептически настроены по отношению к предлагаемым нацпроектом мерам. Если 74% респондентов согласны с тем, что целями проекта должно предусматриваться укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, то программу поощрения инновационных образовательных учреждений поддерживают только 10% участников опроса. В целом, только треть опрошенных считают, что цели проекта будут способствовать решению проблем образования. Возможно, с течением времени и при условии успешного выполнения задач проекта, достижения ощутимых результатов, количество его сторонников возрастет.

Андрей Ралько, Наталья Рудычева / CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS