Основные игроки рынка

Более 90% медицинских информационных систем, представленных на рынке, начали разрабатываться 5 и более лет назад в городах-миллионниках  компаниями, специализирующимися на создании, внедрении и технической поддержке программного обеспечения такого рода.

Средний «возраст» систем, существующих на данный момент на рынке мединформсистем, составляет 8 лет: 54.2% присутствуют на рынке 10 и более лет, 37% мединформсистем начали разрабатываться от 5 до 10 лет назад.

Разумеется, количество внедрений системы, как один из главных показателей успешности и востребованности, главным образом определяется именно длительностью присутствия на рынке .

80% компаний-производителей информационных систем работают в городах с населением свыше 1 млн. человек, 45% — в Москве, 10% — в Санкт-Петербурге.

3 системы разработаны в академической среде (Интерин — в ИПС РАН, ДОКА+ — в Медсанчасти-168, Кондопога — при участии СЗО РАМН). Остальные системы (80%) разрабатываются и распространяются специализированными компаниями. 45% из них имеют форму собственности — «Общество с ограниченной ответственностью». 25% из производителей мединформсистем одновременно являются поставщиками медицинской техники, 30% могут выполнять комплексные поставки — не только программное обеспечение, но и создание проектов сети, монтаж и поставку компьютерного оборудования. Практически все поставщики мединформсистем осуществляют обучение и техническую поддержку.

Чуть больше 30% разработчиков используют в своей работе партнерское сотрудничество с поставщиками компьютерной или медицинской техники. Кроме этого, имеются факты сотрудничества между собой самих производителей программного обеспечения. Примером этого процесса является сотрудничество ИПС РАН, компании Парус и фирмы Акросс Инжиниринг, поставщика лабораторной информационной системы ILIMS, которые заключили между собой договор о совместной работе по распространению технологии Интерин. В результате этого сотрудничества при поставке мединформсистем Интерин в качестве лабораторной подсистемы поставляется программный продукт фирмы Акросс Инжиниринг, а в качестве бухгалтерского ПО — продукт корпорации Парус. Такая форма сотрудничества значительно усиливает конкурентные способности каждой отдельно взятой компании и должна приводить к снижению накладных расходов на производство и распространение мединформсистем.

Распределение разработчиков мединформсистем по длительности присутствия на рынке

Распределение разработчиков мединформсистем по длительности  присутствия на рынке

Основные показатели комплексных медицинских информационных систем в зависимости от длительности разработки

Группа мединформсистем Среднее число внедрений Среднее число автоматизированных рабочих мест Среднее число разработчиков

Присутствующие на рынке 10 и более лет

16,77 615,85 20,46
Присутствующие на рынке 5-10 лет 9,89 405,78 9,89
Присутствующие на рынке до 5 лет 1,5 50 5

Не все производители уделяют большое внимание участию в многочисленных профессиональных объединениях, конкурсах и конференциях. Так, только 20% из них (Интрамед, Интерин, Фобос, Кондопога) имеют различные дипломы, награды и т. д. Это свидетельствует о стремлении этих разработчиков к открытой конкуренции и сравнению своих возможностей с другими системами. 45% разработчиков состоят в профессиональных объединениях, чаще всего — в ассоциации развития медицинских информационных технологий (АРМИТ). Вместе с этим, 40% поставщиков мединформсистем имеют свидетельство Миздрава РФ на право эксплуатации системы в соответствии с установленным законодательством, т. е. они обладают технической и пользовательской документацией на мединформсистемы в соответствии с требованиями ГОСТа и прошли экспертизу.

Свои сайты в сети интернет имеют абсолютно все производители, и это уже не является просто визитной карточной компании, разрабатывающей медицинские информационные системы. 2 системы (Кондопога и МедОфис) имеют 2 сайта. На сегодняшний день сайт — это источник детального описания системы (70% производителей), возможность получения демо-версии (30%), доступ к ценам (15%). В обязательном порядке на сайтах имеется информация о контактах, у большинства — список внедрений, презентации, рассказывающие о возможностях системы. Наряду с рекомендациями ЛПУ, уже использующими систему, и публикациями в научной литературе, Интернет является третьим по счету источником информации о возможностях системы.

Распределение компаний-производителей медицинских информационных систем по регионам

Распределение  компаний-производителей медицинских  информационных систем по регионам

Два производителя мединформсистем используют интернет-рекламу. Разработчики e-Hospital применяют рекламу системы через онлайновый портал Google, а разработчики Медиалога — через систему Direct-Yandex. При этом Медиалог входит в тройку крупнейших систем по числу внедрений и очень динамично увеличивает количество своих инсталляций.

Таким образом, удачный дизайн сайта, грамотно подобранные ключевые слова, позволяют обеспечить высокую посещаемость сайта разработчика и привлечь к себе потенциальных заказчиков. Вероятно, в ближайшее время конкуренция на рынке мединформсистем вызовет повышение интереса к рекламе через интернет.

Кадровый состав команд разработчиков

Команды разработчиков имеют численность от 3 до 80 человек, в среднем 22.5 человек, их них: 9.7% занимают руководящие должности, 39% заняты непосредственно разработкой программного кода, 26.39% задействованы в технической поддержке и обучении. В среднем 21.1% от коллектива являются консультантами в медицинской предметной области.

Усредненная характеристика коллектива разработчиков

Усредненная  характеристика коллектива разработчиков

У 4.72% разработчиков в штате предусмотрены профессиональные маркетологи или менеджеры по продажам. 39.2% разработчиков имеют постоянный штат бета-тестеров и только 1.7% используют аутсорсинг при разработке системы.

Образование современных разработчиков мединформсистем характеризуется следующими данными: 80.56% обладают высшим техническим образованием, 11.11% — высшим медицинским образованием. 5.56% имеют 2 и более высших образования. Профессиональные сертификаты в IT-области имеют 11.67% (например, среди разработчиков Амулета их 40%), а ученые степени — 15.5%. Средний возраст составляет 33.9 года и колеблется в пределах от 25 лет (MedWork) до 45 лет (Интрамед). В среднем среди разработчиков доминируют мужчины — их 81.9%.

Главной особенностью кадровой политики, вытекающей из особенностей медицины как предмета автоматизации, является высокая потребность в консультантах по предметной области (почти каждый 5-й). Причем с ростом числа разработчиков эта потребность возрастает. Учитывая тот факт, что непосредственно разработкой системы заняты чуть больше 1/3 всего коллектива, можно сделать вывод о том, что разработка современной медицинской информационной системы — это далеко не только техническая проблема. Мало поставить задачу и выработать грамотное программное ее решение. Необходима большая работа по согласованию отдельных возможностей программы с постановщиками задачи, затем по ее апробации и учету мнений практически использующих систему медиков. Кроме этого, функции системы должны согласовываться с действующим законодательством, и не только в области информационных технологий — но и с многочисленными и нередко неоднозначными приказами Минздравсоцразвития, контролирующих органов и местных властей. Кроме этого, не следует забывать и колоссальное влияние академической науки в медицине, а значит — система должна соответствовать и требованиям научных исследований.

Все это приводит к острому дефициту специалистов в области разработки и технической поддержки программных систем для медицины. Вместе с тем число разработчиков непосредственно и очень сильно влияние на вес системы на рынке. Чем меньше разработчиков в коллективе, тем ниже накладные расходы на ее доработку и поддержание, ведь заработная плата составляет значительную часть в смете расходов на систему. Реакция на изменение требований клиентов небольшого по численности коллектива бывает, как правило, быстрее. Кроме этого, фирмы с небольшим штатом могут более агрессивно снижать цены на свои продукты, составляя тем самым значительную конкуренцию крупным игрокам рынка.

С другой стороны, наличие достаточного по численности штата позволяет в более полном объеме реагировать на требования клиентов, выполняя необходимые изменения в программном коде системы. За счет этого можно удовлетворять самые разнообразные требования клиентов, расширяя потенциальную сферу применения системы и вытесняя более мелких разработчиков за счет богатых функциональных возможностей предлагаемого продукта.

Александр Гусев1


1 к. т. н., старший инженер-программист ОАО «Кондопога»

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS