Сбор, учет и архивирование в медицинских учреждениях

Комплексная автоматизация медицинских учреждений невозможна без создания электронных архивов. Хотя существующий сегодня рынок систем архивации во многом хаотичен, а в структуре предложения просматриваются многочисленные пробелы, специалисты прогнозируют ряд позитивных изменений, генератором которых станет реализация  проектов рамках реформы здравоохранения.   

Переход медицинских учреждений на полностью автоматизированный порядок работы  невозможен без создания архивов медицинской информации. При этом основными требованиями, предъявляемыми к электронным архивам, являются: масштабируемость, универсальность по отношению к форматам хранимой информации, совместимость с информационными системами и другими формами хранения данных, долговечность носителей данных, возможность быстрого поиска.

Необходимость развития систем архивирования медицинской информации

Основным фактором роста спроса на системы хранения медицинских данных принято считать развитие территориальных и отраслевых медицинских систем, а также использование во врачебной практике телемедицинских технологий. Однако даже в отсутствие развитых региональных систем вопрос остается достаточно острым — например, при необходимости обычной передачи диагностических изображений и информационных материалов между медицинскими учреждениями для консультации или при направлении туда пациента. Накапливающиеся бумажные архивы медицинских учреждений также представляют собой существенную проблему, особенно в отношении поиска информации, упорядоченности данных в архиве, последовательности медицинских записей одного и того же пациента, а также сроков хранения архивов.

Решение для архивирования данных в медицинских учреждениях

Решение для архивирования данных в медицинских учреждениях

Источник: конференция «Государство в 21 веке»*

«Сегодня все больше диагностического оборудования становится цифровым, что существенно увеличивает объемы хранения данных. Так, например, исследование, проводимое компьютерной томографией СT (computed tomography) обычно включает серию изображений (100—200 штук, 200Kбайт каждый). Согласно приблизительным подсчетам, в период за 2 года количество информации увеличивается в три раза, — рассказал в своем интервью Андрей Вышлов, директор департамента по работе с государственными учреждениями компании HP. — Другим существенным фактором увеличения объемов хранения информации, является тенденция к старению населения, которая сегодня значительно усиливается как в странах Европе, так и в России. Данная тенденция в ближайшем будущем приведет к росту объема оказываемых медицинских услуг и хранения информации».  

Традиционно используемые пленочные, бумажные и «жесткие» носители имеют ряд серьезных недостатков, наиболее существенными среди которых специалисты называют1:  

  1. невозможность зачастую полностью перенести все полученные при исследовании изображения на «жесткий» носитель (при магнитно-резонансном исследовании — количество изображений может превышать 150), при этом «жесткая копия» — не пригодна для динамических исследований, 
  2. фиксированные параметры яркости и контрастности, а также фиксированный размер изображения,
  3. сложности для пациента и специалистов при большом количестве проведенных исследований,
  4. известные трудности с восстановлением точных копий утерянных медицинских документов,
  5. ухудшение качества «жестких копий» со временем.

Преимущества использования электронных систем для хранения медицинских данных очевидны, однако, их широкое применение затрудняется из-за отсутствия государственных или общепринятых стандартов хранения и передачи данных, программных или технических проблем совместимости медицинских систем.  Зачастую, основной причиной является недостаток или отсутствие необходимого оборудования в медучреждениях, а также нехватка компетентных специалистов, работающих с системой.

Все это приводит к тому, что широкое распространение получают не эффективные системы хранения данных, а недорогие системы с ограниченной функциональностью, либо примитивные решения, которые не требуют установки дополнительного программного обеспечения.  Однако, такой выбор, продиктованный текущими условиями, способен принести серьезные проблемы в будущем, когда понадобятся значительные вложения средств, чтобы перевести устаревшие архивные данные в формат, приемлемый для интеграции в информационные системы.  

Особенности архивирования медицинской информации

Особенности функционирования медицинских информационных систем заключаются в многомерном дискретном поступлении информации в систему. С одной стороны, информация в систему поступает только при обращении пациента в медицинское учреждение и с началом диагностики или курса лечения. С другой стороны, с обращением пациента начинается процесс взаимодействия пациента и медицинского учреждения, который состоит из стадий первичного приема, диагностики, терапевтической или непосредственно лечебной стадии, стадии наблюдения, реабилитации и выписки.

Таким образом, к определенному моменту времени медицинская карта пациента представляет собой объемный информационный массив, состоящий из массы логических слоев – обращений пациентов, каждый из которых представлен некоторой последовательностью элементов — стадий. Естественно, между определенными стадиями лечебного процесса существуют логические взаимосвязи, которые представляют собой описания симптомов заболевания, данные функциональной диагностики, назначения, проведенные процедуры, сведения о состоянии пациента после выписки из медицинского учреждения. То есть, система архивации медицинских данных приобретает дополнительную задачу – наряду с созданием структурированных баз медицинских данных система должна обеспечивать поддержку логического анализа данных, проводимого информационной системой, поддержку принятия решений, выявления структурных взаимосвязей между элементами массива данных. Данная задача может быть решена посредством визуального отображения хранимого массива данных – в виде логических слоев, каждый из которых представлен последовательностью элементов.
Перечень основных требований к системам архивации, интегрированных в медицинские информационные системы, можно описать следующим образом2.

  1. Поддержка структур, агрегирующих разнородные исходные данные: неструктурированный текст, структурированный текст, изображения, произвольные массивы числовых данных.
  2. Поиск необходимых данных по различным ключевым признакам.
  3. Основой системы должен быть «компьютерный медицинский атлас» — интеллектуализированный интерфейс базы данных, построенный по принципу графического гипертекста. Концепция медицинского атласа основана на описании структурно-функциональных соотношений подсистем человеческого организма, связанных на различных уровнях морфологической иерархии и регуляции.
  4. Гибкое управление конфигурацией запроса к системе позволяет организовать интерфейс, отвечающий требованиям различных категорий пользователей: врачей (категория прикладных пользователей) и администраторов (категория системных пользователей).

Ситуацию осложняет разнородность данных, поступающих в архивную систему, которые могут быть представлены в стандартизованном электронном формате, как, например, данные компьютерной томографии, рентгенографии, ультразвуковых методов обследования, так и в произвольном – например, записи лечащего врача, которые изначально создаются в бумажном формате и затем обрабатываются в текстовом редакторе, таблицы назначений или графики, отражающие динамику состояния пациента.

 Каждый тип данных, поступающих в систему, должен соответствовать определенному стандарту представления информации и последующего кодирования. Как уже неоднократно говорилось, в России на текущий момент нет установленных стандартов представления и кодирования медицинских данных, однако, существует ряд международных стандартов, которые могут с успехом использоваться в российской медицинской практике. Данные с рабочих терминалов поступают в базу данных системы через сервер потока данных, который автоматически производит классификацию данных по их адресному признаку в базе.

Информационные системы медицинских организаций представлены сегодня множеством типов персональных компьютеров, специального оборудования, устройств управления медицинской аппаратурой, возникающая при этом информационная среда состоит из различных типов программных платформ, операционных систем, программного обеспечения, специализированных приложений. Пример информационной среды МИС среднего медицинского учреждения может быть представлен следующим образом3:

  1. платформы Sun 3 68000 / Sun 4 Sparc, работающие под управлением операционной системы Unix
  2. Vax / VMS и Sun, работающие под управлением операционной системы SunOS
  3. PowerPC, Dec Alpha, MIPS R4000, Intel x386 под управлением операционной системы Windows NT/2000/XP.

Помимо перечисленных платформ и операционных систем, в любых типах медицинских компьютерных систем и отдельно от них широко используются PC-совместимые компьютеры, основанные на платформе Intel x386 (поколения 486, Pentium, Pentium II/III/IV). Подавляющее большинство (>95%)  ПК работают под управлением операционных систем Windows 95/NT4.0/98/ Me/2000/XP. Остальные PC-совместимые  ЭВМ оснащены операционными системами Linux, OS/2.

Юлия Граванова / CNews


* резентация Александра Бражникова, Центр высоких технологий HP

1,3 «Индивидуальная электронная карта пациента как универсальное средство хранения и обмена медицинской информации», А.В.Пулик, Н.В.Иванов, А.А.Баев, И.Н.Гипп, Поликлиника ОАО «ГАЗПРОМ»

2 «Основные направления развития информационных технологий в онкологии», Г.Н. Чайковский, Р.М. Кадушников, Ю.Р. Яковлев, С.А. Ефремов, С.В. Сомина, Свердловский областной медицинский научно-практический центр «Онкология», г. Екатеринбург , Международный Институт «Информационные Технологии Реконструкции Интеллекта» SIAMS

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS