Ситуационные центры: в проектах и над проектами

Ситуационные центры и видеоконференцсвязь в национальных проектах можно не только успешно использовать для реализации прикладных задач, но и, что особенно важно, национальные проекты сами являются ситуационным поводом для создания ситуационного центра.

Говоря о ситуационных центрах, нельзя не сказать о некоторой неопределённости в толковании самого понятия  «ситуационный центр». Некоторые считают сбор информации, ее анализ и мониторинг процессами, определяющими суть ситуационных центров. Другие полагают, что ситуационный центр – это совокупность программных, научно-математических и инженерных методов, то есть реальных, «осязаемых» инструментов обработки информации. Но, учитывая всю сложность и неоднозначность этого понятия, под ситуационным центром мы будем понимать общность методов, алгоритмов, моделей принятия управленческих решений и комплекса технологий как поддерживающих, так и реализующих эти решения.

Мерой оценки любой системы управления является его эффективность, на повышение которой и направлена деятельность ситуационных центров, обеспечивающих поддержку принятия решений в области национальных проектов. По сути, мы имеем дело с новой политикой государственного управления, в которой задействованы администрации различного уровня, правительство, федеральные собрания с двумя палатами, правоохранительные и судебные органы. И в этой политике ситуационные центры на сегодня становятся реальной технологической основой государственного управления.

Ситуационный центр президента РФ

Ситуационный центр президента РФ

«Ситуационные центры должны стать технологической основой системы государственного управления, — считает  начальник Управления информационных систем спецсвязи ФСО России, заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор, генерал-лейтенант Николай Ильин . — За последние годы построена единая система ситуационных центров госорганов, которые активно используются. Это ситуационный центр президента, центры в министерствах, в аппаратах полномочных представителей президента в федеральных округах и руководителей субъектов Российской Федерации. Эта система работает в трех режимах. В повседневном режиме центр функционирует постоянно, каждую минуту отслеживая ситуацию на управляемых объектах. Второй режим — реализация плановых мероприятий, когда проводится какое-то совещание. Третий режим необходим для управления в условиях кризиса, в случае, когда нужно смоделировать развитие ситуации и принять оперативные решения».

Система ситуационных центров органов государственной власти

Система ситуационных центров органов государственной власти

Источник: конференция «Ситуационные центры: модели
Технологии, опыт практической реализации», апрель 2006 г 1

Главными в деятельности этих ситуационных центров являются несколько направлений. Во-первых, это выявление объективно-реальных критериев, по которым осуществляется управление программами, контроль, мониторинг и планирование. Во-вторых, создание системы обратной связи: общественное мнение по реализации определённых программ, СМИ, эксперты.

Правительство осуществляет сбор и обработку информации, источниками которой являются муниципальные учреждения, предприятия, органы управления, федеральные органы. У главных федеральных экспертов создаются ситуационные комнаты, в которых осуществляется сбор информации от муниципальных и федеральных субъектов Российской Федерации, то есть сбор и анализ информации носит вертикальный характер.

Схема сбора информации в органах государственной власти

Схема сбора информации в органах государственной власти

Источник: конференция «Ситуационные центры: модели
Технологии, опыт практической реализации», апрель 2006 г2

Также происходит постоянный контроль и мониторинг, то есть сопоставление реальной ситуации с запланированной траекторией реализации национальных проектов. Контроль осуществляется на базе разработанных сетевых графиков. Создаётся централизованное хранилище данных, разрабатываются различные формы сопоставления и вводятся модели факторов, влияющих на выполнение или невыполнение целевых программ. По всем этим программам осуществляется оценка тональности в СМИ, отслеживаются все публикации по теме и производятся социологические опросы, в результате чего происходит целенаправленная выработка мер по достижению заданной конечной цели.

Взаимодействие региональных и федеральных органов власти

Взаимодействие региональных и федеральных органов власти

Источник: конференция «Ситуационные центры: модели
Технологии, опыт практической реализации», апрель 2006 г 2

Дальнейшее развитие обуславливает создание единой системы ситуационных центров. Сейчас в регионах их около десятка у глав администраций, но скоро будут уже все 80. Все субъекты власти, каждая ступень вертикали власти должна основе ситуационного повода создавать центр и моделировать те последствия, которую будут иметь место от того или иного решения. Это относится к внешнему расширению области охвата ситуационных центров. Внутреннее расширение происходит за счёт интеллектуализации ситуационных центров, то есть за счёт создания реальных инструментов моделирования различных ситуаций — комплекса программно-технических средств.

Ещё одним направлением развития ситуационных центров является внедрение системы отображения, необходимой для повышения эффективности взаимодействия тех людей, которые принимают решения. Параллельно должна происходить интеграция системы ситуационных центров в работу руководителей, то есть сделать удобным доступ к этой информации, удобный интерфейс для работы с ней и повысить мобильную компоненту ситуационных центров. Результатом становится распределённая система ситуационных центров, с помощью которой принимаются решения на всех уровнях управления.

Тимур Левченко / CNews


1 Выступление «Направления развития ситуационного центра РАГС», Данчул А.Л., директор СЦ РАГС, зав.кафедрой информатизации структур государственной службы РАГС, д.т.н., профессор

2 Выступление «Региональная информационно-аналитическая система органов государственной власти как основа для создания ситуационного центра», Коровкин С.Д., проректор по информатизации Ивановского государственного энергетического университета, главный конструктор по информатизации Ивановской области

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS