Ситуационные центры и видеоконференцсвязь в образовании и медицине

Ситуационные центры не только помогают принимать управленческие решения, но и служат средством обучения специалистов.

Сфера образования предполагает использование ситуационных центров как в области организации работы управленческих структур, так и непосредственно в области обучения. Обучение в ситуационных центрах тоже имеет различный характер, поэтому в материале отдельно рассматриваются «обучающий СЦ» и «учебный СЦ».

Учим ситуационные центры и учимся в них.

Под обучающим ситуационным центром нужно понимать средство групповой подготовки и тренировки специалистов, способных работать в коллективном режиме над решением какой-либо проблемы с учётом влияния своих решений на работу коллег. То есть обучающая функция ситуационного центра сводится к обучению непосредственно самого персонала для работы либо в действующем ситуационном центре, либо для работы в будущем, «виртуальном» центре, представляющим собой программно-информационную модель реального СЦ.


Подобные ситуационные центры уже используются в ряде образовательных учреждений, например, центры Российского государственного гуманитарного университета, Российской академии государственной службы, Жуковского авиационного техникума им. В.А. Казакова и др.

Учебный ситуационный центр (УСЦ) — это современный инструмент поддержки активных, деятельностно- и средоориентированных форм обучения по проблемам, требующим применения интеллектуальных ИКТ (в первую очередь, по транс- и междисциплинарным проблемам). Хотя нужно заметить, что в настоящее время структура УСЦ «в чистом виде» не существует, но в образовании используются его техническая составляющая (аудиовизуальное и коммуникационное оборудование), а также некоторые технологии ситуационного анализа и моделирования.

Ситуационный центр Российской академии государственной службы

Ситуационный центр Российской академии государственной службы

Источник: конференция «Ситуационные центры: модели
Технологии, опыт практической реализации», апрель 2006 г 1

При обучении в среде УСЦ знания формируются «эволюционно» на основании экспериментов с соответствующими моделями. Правила работы, критерии и методы оценки обучающихся могут значительно изменяться, что не позволяет использовать традиционный подход к обучению. Таким образом, само функционирование УСЦ предопределяет переход в учебном процессе к инновационным, субъектно- и деятельностно-ориентированным методам обучения (эволюционному обучению, рефлексивно-гуманистической психологии, педагогике сотворчества, проективной педагогике и др.). Самостоятельной проблемой становится разработка методики оценки деятельности учащегося в коллективе (в рамках учебного процесса в среде УСЦ) при отсутствии четко сформулированной цели.

Схема информационного процесса

Схема  информационного процесса

Источник: конференция «Ситуационные центры: модели
Технологии, опыт практической реализации», апрель 2006 г 1

УСЦ можно использовать для приобретения умений и  навыков описания и оценки ситуаций, а также для понимания структуры и принципов функционирования моделируемой системы, что делает их необходимыми в обучении специалистов в области общественных наук( политологи, экономисты, юристы ).

Ситуационные центры для управления образованием

Управление в сфере образования также нуждается в распределённой системе ситуационных центров. Одним из элементов этой системы является центр стратегического управления образовательнымучреждением,который представляет собой центральную, с точки зренияуправления, компоненту вузовской ERP-системы (АСУ ВУЗ). В качестве примера можно привести интегрированную автоматизированную информационную систему управления «Университет» компании «Редлаб» и ее модуль СППР, построенного на SAP BI технологиях BW и SEM.

Следующими элементами являются учебно-отраслевой ситуационный центр, который строится на базе определённого ведомства, заинтересованного в повышении квалификации и переподготовке специалистов, и ситуационные центры на базе Министерства науки и образования.

К ним относятся:

  • Федеральный центр ситуационного анализа (ФЦСА). Основные направления деятельности СЦ: моделирование вероятных ситуаций, прогноз и формирование сценариев их развития, многовариантное стратегическое планирование и поддержка принятия решений. Предполагается, что СЦ будет взаимодействовать с системами учета трудоустройства выпускников образовательных учреждений (например, АСУ ВУЗ) и специализированными системами, используемыми в Минобрнауки и Минтруда РФ, а также с информационной системой управления сферой образования по ключевым показателям деятельности.
  • Информационно-аналитическая система управления сферой образования по ключевым показателям деятельности. Основные направления деятельности СЦ: планирование показателей, мониторинг деятельности в сфере управления образованием, аналитика, управленческий учет и отчетность, корректировка отклонений.
  • СЦ мониторинга сферы образования можно условно разделить на две подсистемы: систему мониторинга и статистики, и аналитическую информационную систему для мониторинга процессов социального обеспечения в сфере образования.

Перечисленные СЦ создаются (планируется создать) в рамках федерально-целевой программы развития единой образовательной информационной системы (ФЦП РЕОИС). Вместе они дополняют друг друга и могут служить основой для создания интегрированного ситуационного центра Минобрнауки как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Более частными элементами этой системы являются СЦ управления и развития инженерного образования и СЦ мониторинга и координирования процессов интеграции российского инженерного образования в мировое образовательное пространство.

Ситуационные центры в медицине

Информационные комплексы ситуационного моделирования перспективно начинают находить применение в сфере управления отечественной системой здравоохранения, например системы, позволяющие принимать управленческое решение по достижению эффективности способов финансирования лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ), функционирующего в системе обязательного медицинского страхования.

Такая ситуационная  модель позволяет установить и представить руководителю учреждения, принимающему управленческое решение, некоторые причинно-следственные связи и найти зависимость между отдельными параметрами, характеризующими врачебную деятельность в условиях системы обязательного медицинского страхования. Обладая подобными системами, менеджер системы обязательно медицинского страхования будут иметь на своем рабочем компьютере высоко адаптированную модель реального лечебно-профилактического учреждения, либо сети таких учреждений, работой которых в отдельности и системно представляется грамотно управлять, изменяя различные параметры.
Методика ситуационных центров позволяет разрабатывать систему мониторинга и прогнозирования развития хронических заболеваний. Система позволяет провести исследование текущего функционального состояния человека на фоне хронических заболеваний, например, язвенной болезни. Она эффективна, так как позволяет производить многофакторный анализ данных, что позволяет отслеживать взаимное влияние факторов друг на друга, что повышает точность прогнозирования и позволяет получить большую информацию о структуре заболеваний и факторах, влияющих на эпидемиологическую обстановку.

Видеоконференцсвязь в работе ситуационных центров

Организация  оперативного и продуктивного взаимодействия участников работы ситуационного центра является важнейшим условием его эффективного функционирования в кризисной ситуации. В условиях, когда все участники сосредоточены в одном месте и взаимодействуют в рамках так называемой «ситуационной комнаты» эта проблема не представляется актуальной. Но этот случай, скорее исключение, так как на практике, зачастую, требуется участие в работе специалистов со стороны, находящихся в некотором, иногда значительном удалении. Для решения проблемы используются различные средства связи. В настоящее время, в условиях  значительного развития компьютерных сетей, телекоммуникационной инфраструктуры и оконечного оборудования особенно актуальны технологии видеоконференцсвязи.

Выступление шведских ученых

Выступление  шведских ученых

Источник: 4-я МНТК «Проблемы техники и технологии телекоммуникаций:
оптические технологии для телекоммуникаций», 2003

Видеоконференцсвязь является важным, зачастую незаменимым, средством информационного обмена. Особенно актуально использование подобных технологий, там, где требуется четкий, оперативный и всеобъемлющий обмен данными, например, в условиях кризисной ситуации, в деятельности властных структур, в телемедицине и т.д. Развитие и удешевление аппаратного обеспечения и телекоммуникаций предопределило стремительный рост рынка средств видеоконференций, особенно, применительно к ситуационным центрам среднего уровня.  Интерес к ним сегодня проявляют  государственные органы, имеющие территориальные управления, представительства иностранных компаний, предприятия с разветвленными филиальными сетями, учебные заведения (для дистанционного обучения) и многие другие структуры, которым необходимо будет решать целый ряд технических и организационных задач.

Тимур Левченко/CNews


1 Выступление «Направления развития ситуационного центра РАГС», Данчул А.Л., директор СЦ РАГС, зав.кафедрой информатизации структур государственной службы РАГС, д.т.н., профессор

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS