Шаг за шагом к намеченной цели

Несмотря на то, что медицинские информационные системы существуют на рынке уже 10 лет, в основной своей массе они представляют собой ПО, автоматизирующее работу административных служб лечебно-профилактических учреждений и обеспечивающее своевременную сдачу отчетности в страховые фонды.

Свое развитие комплексные медицинские информационные системы получили в середине 1990-х гг. В это время начали работу первые из современных разработчиков — ИПС РАН, Тонлайн, MasterLabs и т.д. В 1998 г., по данным исследования Ивана Красильникова в Санкт-Петербурге, наибольшее распространение имели программы для бухгалтерии и автоматизации работы руководителей, такие как административные, правовые и статистические. Системы, декларирующие комплексный характер, занимали только 5 место и составляли 9.6%1.

По данным Михаила Эльянова в 2002 г. эта ситуация несколько улучшилась2. Так, системы, направленные на автоматизацию именно медицинской деятельности ЛПУ, составляли в этом время уже 16% от всего специализированного программного обеспечения, системы для административной работы — 60%, системы для решения задач обязательного медицинского страхования - 22%. Хотя в процентном отношении количество медицинских информационных систем и увеличилось, но, как отмечает автор, говорить о компьютеризации именно медицины не приходится.

Основным недостатком систем, имевшихся на рынке в это время, была их узкая специализация. В основном это была административная либо финансово-экономическая направленность. В настоящее время доля комплексных медицинских систем, по данным каталога Михаила Эльянова, составляет 8%. Низкая доля комплексных мединформсистем среди всего медицинского ПО связана с тем, что рынок ПО постоянно развивается, а системы требуют длительного (не менее 3-5 лет) времени на разработку — поэтому и количество новых продуктов в этой сфере не увеличивается.

Виды медицинского программного обеспечения

Виды медицинского программного  обеспечения

Источник: каталог «Медицинские информационные технологии»,
Михаил Эльянов, 2005 г.

Исторически сложилось так, что развитие медицинских информационных систем пошло по трем принципиально различным направлениям:

  • Автоматизация административно-финансовой деятельности ЛПУ. Чаще всего это было решение задач бухгалтерии, отдела статистики, отдела кадров, хозяйственного блока и т. д.;
  • Автоматизация клинической работы;
  • Комплексная автоматизация ЛПУ, подразумевающая работу всех сотрудников и служб ЛПУ в единой комплексной системе.

Первых подход является старейшим и наиболее распространенным. Главным образом, это вызвано финансовыми проблемами — когда денег на компьютеры и программное обеспечение больница может выделить мало, то в первую очередь решаются «горящие» вопросы, без автоматизации которых у главного врача могут наступить необратимые проблемы. К сожалению, сложилось так, что к их числу задачи обеспечения качества лечебно-профилактического процесса традиционно не относятся.

В подавляющей своей массе — это задачи взаимодействия с фондом обязательного медицинского страхования и фондом социального страхования. Причин тому много: без своевременного выставления счетов ЛПУ может попросту остаться банкротом, задержки или неверные расчеты зарплаты грозят серьезным кадровым кризисом, несвоевременная подача статистических отчетов  грозит главному врачу серьезными проблемами со стороны Минздравсоцразвития и подчиненных ему служб и т.д. Этот спектр вопросов очень характерен сегодня для государственных ЛПУ. В ведомственных и даже частных больницах ситуация ничуть не лучше. Как правило, в ведомственных больницах существует еще большее количество отчетов, а в частных ЛПУ остро стоит вопрос финансирования и окупаемости, поэтому все вычислительные ресурсы направляются в первую очередь на обеспечение именно задач бухгалтерии и строгого учета выполненных услуг и потраченных расходных материалов.

Все это является основной причиной низкой распространенности систем, ориентированных на автоматизацию именно клинической работы ЛПУ. Очевидно, что разработчики медицинских информационных систем производят именно те программные продукты, которые востребованы рынком. А это значит, что разрабатываются системы именно для решения в первую очередь административных проблем — ведь окупить немалые затраты на разработку программного обеспечения можно только при определенном и немалом объеме продаж. И этот объем проще всего реализовать на решении проблем администрации ЛПУ, коль именно она, прямо или косвенно, но является непосредственным заказчиком системы.

Однако с течением времени клинически-ориентированные системы начали приобретать свою актуальность. В настоящее время, с началом конкретных акций вvрамках реализации национального проекта «Здоровье», наметилось усиление этого процесса.

Александр Гусев3


1 Красильников И. А., Усеинов Э. Р. Ресурсы информационных технологий в системе здравоохранения Санкт-Петербурга //Информационные технологии в здравоохранении. Доклады VI Санкт-Петербургской международной конференции «Региональная информатика-98». — СПб. — 1998. — С.70-72.

2 Эльянов М.М. Медицинские информационные технологии: цивилизованный рынок или «зоопарк». //Научно-практическая конференция «Информационные технологии в медицине-2002». М.: ВК ВВЦ «Наука и образование». — 2002. — С.54-58.

3 к. т. н., старший инженер-программист ОАО «Кондопога»

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS