Телемедицина провоцирует госреформу

Не вызывает сомнений тот факт, что развитие телемедицины в России позволит существенно улучшить качество медицинского обслуживания. Будет решена проблема повышения квалификации медперсонала и оказания медицинской помощи жителям удаленных районов. Однако это далеко не все преимущества, которые способны дать телемедицинские технологии. Их внедрение во многом может способствовать повышению эффективности реформ в отечественном здравоохранении в целом.

Среди первичных задач телемедицинских технологий в отечественном здравоохранении можно выделить три базовых: повышение уровня медицинского обслуживания за счет привлечения более широкого круга врачей к обсуждаемой проблеме, в том числе и специалистов крупных медицинских центров, и уникальных специалистов; обеспечение качественной медицинской помощью жителей удаленных регионов; повышение квалификации и обучение медицинского персонала.

Помимо вышеперечисленных, технологии телемедицины используются в таких областях, как медицина катастроф, профилактика эпидемий инфекционных заболеваний, администрирование и управление медицинскими учреждениями.

Важность телемедицины заключается, прежде всего, в возможности использования технологий для регулярного единовременного обмена актуальной информацией в системе. Именно поэтому создание национальной телемедицинской сети представляет сейчас одну из наиболее приоритетных задач в рамках реформы здравоохранения. "Если мы поставим задачу довести возможность высококачественного обслуживания до труднодоступных населенных пунктов, то выгоднее создать мобильный медицинский комплекс, так называемый телемедицинский пункт, обслуживающий территорию в целом, — рассказал CNews Георгий Лебедев, заместитель директора по информационным технологиям Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Росздрава. — Он будет приезжать на отдаленные территории, обеспечивать диагностику, диспансеризацию, а группа врачей будет проводить обследование. Это более целесообразно — создать одну лабораторию на один субъект федерации, чем покупать оборудование в каждый медицинский пункт".

Юрий Волынский в статье "Телемедицина — составляющая часть информационного общества" указывает, что технологии телемедицины, использующиеся для повышения квалификации медицинских работников, проведения телеконференций и телесимпозиумов, могут быть использованы и для  экспорта "отечественного интеллектуального продукта" — методик лечения, знаний и опыта российских медиков.

Интерактивные трансляции конференций в регионы

Интерактивные трансляции  конференций в регионы

Источник: Российская ассоциация телемедицины

Действительно, любой медицинский симпозиум представляет собой  обмен мнениями, знаниями, методиками лечения. Телемедицина, делая реальным привлечение к научным дискуссиям специалистов географически удаленных стран, позволяет продемонстрировать накопленный опыт, собственную методику лечения определенных заболеваний, и таким образом выступает в качестве канала продвижения отечественных медицинских технологий за рубежом.

Телемедицина в системе управления реформой здравоохранения

Ни для кого не секрет, что отечественному здравоохранению срочно необходимо серьезное хирургическое вмешательство. Операция уже начата — с 2004 года в рамках реформы стартовал целый ряд проектов, целью которых является спасение российской медицины. Однако реализация большинства из них проходит с серьезными отклонениями от запланированных сценариев, что обусловлено, как правило, либо недоработками в программе реализации, либо недостаточным финансированием, либо влиянием пресловутого "человеческого фактора". Наиболее серьезным недостатком проектов, реализуемых в рамках реформы здравоохранения, является нехватка механизмов контроля, и, что еще важнее, механизмов своевременной коррекции. Причиной такого положения вещей служит чрезмерная бюрократизация информации в системе здравоохранения, сложность сбора и контроля отчетности в системе, отсутствие систем "обратной" связи. 

Создание контролирующих и корректирующих механизмов реформ здравоохранения подразумевает, как минимум, две составляющих — наличие административной надстройки с соответствующими функциями и полномочиями, а также комплекса технических средств для оперативного сбора информации.  И если создание административной составляющей станет возможным только после принятия ряда законодательных предписаний и структурных перестановок в системе здравоохранения, то техническая основа для оперативного сбора информации о ходе реализации проектов уже существует. Опыт стран Европы и Северной Америки показывает, что для целей оперативного сбора информации и реализации всевозможных проектов технологии телемедицины являются наиболее эффективными.

Для административных целей могут быть использованы различные средства, применяемые в телемедицине — от электронной почты и представления докладов и служебных записок, до телеконференций и удаленных тренингов для управленческого персонала медицинских учреждений. Международный опыт показывает, что для административных целей необходима разработка специальной системы индикаторов, которая позволила бы оперативно контролировать  реализацию различных стадий проектов.

В действительности, в некоторых сферах здравоохранения технологии телемедицины используются для административных целей, однако такое использование, как правило, хаотично и потому малоэффективно. Повысить эффективность работы системы сбора информации возможно только за счет сознательного перенаправления информационных потоков, установления  порядка отчетности в системе, ликвидации информационных "петель" и пробелов, назначения лиц, ответственных за сбор информации посредством телемедицинских технологий. То есть фактически реализация  контролирующей системы невозможна без создания адекватной инфраструктуры, включающей, в числе прочего, распределение ответственности и определение полномочий должностных лиц, что подразумевает наличие соответствующих должностных инструкций и предписаний.

Несмотря на объективную необходимость системы оперативного сбора информации о ходе проектов в рамках реформы здравоохранения, ее созданию препятствует множество различных факторов, среди которых и отсутствие необходимых законодательных актов и предписаний, должностных инструкций, отсутствие центров сбора и обработки электронной информации. Кроме того, разработка такой системы подразумевает наличие инвестиционной программы, что требует комплексной проработки различных вариантов функционирования системы и этапов ее создания. Серьезным препятствием является и фактическое отсутствие закона об электронной подписи, а также размытость юридического статуса электронной подписи в медицинских документах.

Этапы развития телемедицины

Развитие телемедицины в России сегодня включено в список национальных приоритетов в сфере здравоохранения. Но чтобы развитие было упорядоченным и эффективным, необходимо нечто большее, чем просто планы и намерения, а именно принятие модельных законодательных актов в сфере телемедицины и разработка генеральной программы ее развития.

Телемедицинский проект  в России

Телемедицинский  проект  в России

Источник: Российская ассоциация телемедицины

Разработка проекта федерального закона "Государственная программа (Генеральный план) создания национальной телемедицинской сети Российской Федерации" началась в декабре 2005 года, в начале 2006 года создана Межведомственная рабочая группа, включающая представителей Совета Федерации, Минсвязи, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Академии медицинских наук.

По словам Александра Виноградова, заместителя руководителя Федерального агентства по информационным технологиям ("Росинформтехнологии"), создание генеральной программы развития телемедицины начнется с аудита существующей инфраструктуры, системы обмена информацией, с точки зрения используемых протоколов передачи данных, а также с точки зрения обеспечения безопасности информации в телемедицинской сети. Затем разработчикам необходимо будет принять решение относительно средств защиты данных в системе, обеспечения выделенного доступа. Для осуществления контроля за соблюдением законодательства о персональных данных предполагается создание специализированного органа по защите прав их субъектов.

В программе предполагается также учесть такие моменты, как стоимость пользования национальной телемедицинской сетью, финансирование эксплуатации системы и различных проектов, оплата обсуживающего персонала.

Александр Виноградов характеризует архитектуру национальной телемедицинской сети следующим образом: "Первичным звеном сети являются узлы экспресс-диагностики состояния здоровья пациентов, на основании предварительного заключения которых будут вырабатываться рекомендации, к каким специалистам обратиться. В регионах — в муниципальных образованиях, в населенных пунктах — будут действовать базовые узлы подключения к телекоммуникационной сети, к которым будут присоединяться первичные приемные отделения. Эти узлы могут быть расположены в участковых поликлиниках и больницах, общеобразовательных учреждениях, военкоматах. Далее по иерархии располагаются муниципальные, региональные, окружные и федеральные телемедицинские центры, куда последовательно передается предварительная информация. Во главе национальной телемедицинской сети стоит главный научно-информационный вычислительный центр.

Такая архитектура позволяет обрабатывать информацию на каждом уровне и, в случае необходимости, передавать ее на следующий более "квалифицированный" уровень. Например, если квалификация медицинского персонала на уровне района не достаточна, для уточнения диагноза подключается вышестоящий телемедицинский центр, оснащенный высокотехнологичной аппаратурой и более квалифицированными специалистами.

Вся информация, которая собирается в ходе исследований, сохраняется в виде структурированных идентификационных данных. Они поступают в соответствующее уровню обращения хранилище. На пациента, обратившегося первый раз, заводится специальная универсальная телемедицинская карта, которая будет являться также и ключом доступа к персональным сведениям, обеспечивающим их конфиденциальность.

С помощью этой карты человек может получить медицинскую помощь в любом уголке страны. Используя эту карту на автоматизированном рабочем месте, врач может получать полную информацию о состоянии здоровья и лекарствах, принимаемых пациентом. Кроме того, независимо от того, в каком российском регионе проходит обследование, у гражданина не возникает никаких проблем со страховыми организациями и получением льготных лекарственных препаратов" 1.

Основными препятствиями для создания национальной телемедицинской сети в настоящий момент являются ряд пробелов в правовом обеспечении и неопределенность вопросов финансирования и инвестиций.

"Для развития телемедицины нужна прежде всего нормативно-методическая база. Создание ИКТ-инфраструктуры и телемедицинской сети — это задача более низкого порядка сложности. Существует множество типовых технических решений, — считает Андрей Столбов, доктор технических наук, заместитель директора Медицинского информационно-аналитического центра РАМН. — Необходимо начинать с того, чтобы в номенклатуру работ и услуг в здравоохранении включить работы по организации и проведению телемедицинских консультаций, разработать и утвердить методики расчета их стоимости. После этого разработку программ государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью можно будет осуществлять с учетом использования телемедицинских технологий. Сейчас создается Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи. Думаю, что именно оно должно осуществлять координацию работ по развитию телемедицинских технологий".

Граванова Юлия / CNews


1 ФЦП "Электронная Россия", интервью А.Виноградова.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS