Использование автоматизированной информационной системы «Интрамед» при автоматизации деятельности ФГУ «Лечебно-реабилитационный центр» Росздрава

Содержание

Введение
Описание предлагаемого решения
Достигнутые результаты

Введение

Сфера применения информационных технологий постоянно расширяется, в том числе и в системе здравоохранения. Медицинская информатика, как направление, активно развивается в мире (Николаев А.П., Эльчиян Р.А., 20001; Мационис А.Э., Самсоненко Г.И., Литвиненко А.Н., Павличенко А.Н., Зеньковский А.Я., 19992; Hallvard Laerum, Tom H. Karlsen, Arild Faxvaag, 20033).

По мнению В.К. Гасникова (1997, 2001)4, В.А. Гройсмана и др. (2000)5, в настоящее время в здравоохранении наблюдается недостаточно эффективное управление. М.А. Татарников (2002)6 неэффективность управления здравоохранением прямо связывает с невостребованностью в практике управления достижений в области менеджмента — принципов, методов и технологий современного менеджмента. Это и выдвигает проблему управления здравоохранением на всех уровнях в число наиболее актуальных проблем современной организации здравоохранения.

Важным аспектом управления является рациональное построение информационного его обеспечения. Информатизация здравоохранения на всех уровнях управления предполагает поддержку принятия управленческих решений руководителями с помощью разработки и внедрения новых информационных технологий для этой функции (Гаспарян С.А., Пашкина Е.С., 2002)7.

Следует заметить, что акцент все больше смещается на уровень лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), поскольку деятельность медицинских учреждений определяет эффективность политики в области здравоохранения в целом (Петров П.П. с соавт., 1995)8.

При создании центров, оказывающих высокотехнологичные виды помощи, крайне важно организовать управление в них с использованием современных методов, в т.ч. информационных систем. Развитие компьютерных технологий в последнее время делает более доступными решения по автоматизации для лечебных учреждений. Таким образом, создание интегрированной автоматизированной информационной системы ЛПУ является безусловно важной и практически значимой задачей.

Описание предлагаемого решения

Предлагаемым нами решением для комплексной автоматизации центров по оказанию высокотехнологичных видов помощи является внедрение следующих систем:

  • Комплексной информационной системы «Интрамед»;
  • Автоматизированной лабораторной информационной системы (АЛИС);
  • Автоматизированной информационной системы «Морфология» — для автоматизации деятельности цитологической и гистологической лабораторий;
  • Автоматизированной телемедицинской радиологической информационной системы (АТРИС).

Именно в таком составе систем нами был реализован проект в ФГУ «Лечебно-реабилитационный центр» Росздрава (директор — член-корр. РАМН, д.м.н. Лядов К.В.).

Ядром комплексной автоматизации лечебно-профилактического учреждения является комплексная информационная система «Интрамед». Что касается автоматизации деятельности параклинических служб, то наша точка зрения заключается в том, что для этих задач должны использоваться специализированные системы, сопрягаемые с основной системой. Причина этого заключается в кардинальном отличии бизнес-процессов этих подразделений, а соответственно, и принципиально иных задачах, стоящих перед такими системами и необходимостью для таких систем максимально соответствовать технологии диагностического процесса (Громов А.И., Алифанов Ю.В., 19979; Михайлов Ю.Е., Берсенева Е.А., Панин В.В. , 200010).
АИС «Интрамед» предназначена для автоматизации процессов деятельности ЛПУ, имеющего в своём составе как стационарное, так  и амбулаторные подразделения, так  и их совокупность, в части:

  • организации лечебно-диагностического обслуживания пациентов;
  • управления лечебным питанием, применением медикаментов;
  • учёта лечебных средств, трансфузионных сред, оборудования, медицинских услуг, коечного фонда;
  • формирования счетов и реестров за оказанные услуги;
  • взаимодействия клинических подразделений и параклинических служб;
  • формирования статистических отчётных данных.

Структура АИС «Интрамед»

Структура АИС «Интрамед»

АИС «Интрамед» позволяет создавать базу данных историй болезни и амбулаторных карт на основе электронной медицинской карты пациента (ЭМК). Таким образом, для каждого пациента можно просмотреть его амбулаторную карту, а также истории болезни по всем имевшим место госпитализациям.

АИС «Интрамед» состоит из двух подсистем: «Поликлиника» и «Стационар», которые могут функционировать как единый комплекс, так и автономно.

Достигнутые результаты

Наш опыт внедрения системы в ФГУ «Лечебно-реабилитационный центр» Росздрава позволяет сделать следующие заключения о том, что дало использование данной системы всем участникам лечебно-диагностического процесса.

Внедрение АИС «Интрамед» в рутинную практику работы обеспечивает

Руководству ЛПУ:

  • Кардинальное изменение уровня обеспеченности информацией для принятия эффективных управленческих решений:
    1. Обеспечение оперативной информацией;
    2. Обеспечение аналитической информацией;
  • Контроль за работой подразделений;
  • Контроль качества лечебно-диагностического процесса.

Врачам:

  • Уменьшение затрат времени на ведение текущей документации;
  • Уменьшение затрат времени на составление отчетов и ведение журналов;
  • Обеспечение мгновенного доступа к архивным историям болезни;
  • Облегчение следования стандартным протоколам лечения и обследования.

Среднему медицинскому персоналу:

  • Уменьшение количества ошибок при выполнении назначений;
  • Уменьшение затрат времени на составление сводок и отчетов, ведение журналов;
  • Уменьшение затрат времени на контакты с параклиническими службами.

Пациентам:

  • Сокращение сроков обследования и лечения;
  • Улучшение качества медицинской документации;
  • Снижение непродуктивных трат времени в очередях (оптимизация планирования лечебно-диагностического процесса).

Кроме того, за счет реализации оперативного учета коечного фонда и планирования госпитализации удалось увеличить оборот койки и, соответственно, количество пролеченных пациентов на том же коечном фонде.


1 Николаев А.П., Эльчиян Р.А. Развитие больничных информационных систем // Кремлевская медицина. Клинический вестник. — 2000. — № 4. — С.9-11.

2 Мационис А.Э., Самсоненко Г.И., Литвиненко А.Н., Павличенко А.Н., Зеньковский А.Я. Состояние и тенденции развития медицинских информационных систем для морфологических исследований.// Архив патологии. — 1999. — № 3. — С.3-6.

3 Hallvard Laerum, Tom H. Karlsen, Arild Faxvaag. Effects of Scanning and Eliminating Paper-based Medical Records on Hospital Physicians’ Clinical Work Practice.// J Am Med Inform Assoc. — 2003;10:588-595.

4 Гасников В.К. Основы научного управления и информации в здравоохранении. — Ижевск,1997. — 169 с.
Гасников В.К. Совершенствование управления здравоохранением региона на основе методологических подходов и информационных технологий: Автореф. дис. доктора медицинских наук. — М., 2001.

5 Гройсман В.А. Современные технологии управления лечебно-профилактическим учреждением. — Тольятти, 2000. — 247 с.

6 Татарников М.А. Основные подходы к реформированию здравоохранения. // Проблемы  социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2002. — № 6. — С. 20-23.

7 Гаспарян С.А., Пашкина Е.С. Страницы истории информатизации здравоохранения России. — Москва,  2002. — 304 с.

8 Петров П.П., Новиков А.В. Современные подходы к совершенствованию управления деятельностью учреждений здравоохранения в условиях рыночных отношений. // Проблемы социальной медицины и управления здравоохранением. — 1995. — № 2. — С. 35-37.

9 Громов А.И., Алифанов Ю.В. Требования к информационной системе отделения лучевой диагностики. // Новые информационные технологии в радиологии, М. 1997, 22 с.

10 Михайлов Ю.Е., Берсенева Е.А., Панин В.В. Компьютерная техника и информационные технологии в лаборатории клинической диагностики (на примере автоматизированной рабочей группы "Гематология") // Компьютерная хроника. — 2000. — № 10. — С. 51-59.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS