Информационное обеспечение целей и задач национального проекта по здравоохранению на основе единой территориальной информационной системы

Содержание
ИТ-сопровождение нацпроекта
Единая медицинская информационная система в действии
РИАМС и национальный проект «Здоровье»

ИТ-сопровождение нацпроекта

Комплексность и масштабность национального проекта по здравоохранению  предопределяет необходимость его информационного сопровождения. Наиболее целесообразным подходом является организация информационного сопровождения национального проекта в субъекте РФ на основе единой территориальной информационной системы здравоохранения и медицинского страхования.

Естественно, что в сжатые сроки реализации национального проекта изначально внедрить на территории  единую информационную систему проблематично,  и реализация такого подхода возможна только на основе уже эксплуатируемого программного обеспечения. Объективная возможность такого подхода определяется тем, что по своей сути задачи, поставленные национальным проектом, не являются чем-то принципиально новым для здравоохранения и медицинского страхования. Скорее можно говорить об изменении приоритетов и масштабов, изменении подходов к выполнению тех или иных задач, реализации новых механизмов достижения целей.

Организация информационного обеспечения целей, задач и мероприятий национального проекта возможна на базе Региональной информационно-аналитической медицинской системы (далее — РИАМС), разработанной ООО «Медкор-2000» и эксплуатируемой в отдельных субъектах РФ.

Единая медицинская информационная система в действии

Региональная информационно-аналитическая медицинская система — РИАМС — разработана как единая  региональная, межведомственная,  многоуровневая система управления ресурсным обеспечением, оказанием и финансированием медицинской помощи.

В качестве основных процессов управления, информационное обеспечение которых должно осуществляться РИАМС, были определены:

  • развитие и реформирование сети ЛПУ;
  • ресурсное обеспечение здравоохранения;
  • организация медицинской помощи населению;
  • оказание и финансирование медицинской и лекарственной (ДЛО) помощи населению;
  • медицинское страхование населения;
  • здоровье населения и обращаемость в учреждения здравоохранения.

Соответственно базовым направлениям управления были определены задачи информационной системы:

  • паспортизация ЛПУ;
  • персонифицированный учет населения;
  • персонифицированный учет оказанной медицинской помощи;
  • персонифицированный учет лекарственной помощи;
  • персонифицированный учет затрат на медицинскую помощь в разрезе источников финансирования;
  • формирование системы планирования и мониторинга объемов медицинской и лекарственной (ДЛО) помощи и затрат на нее.

Субъектами информационной системы являются территориальные органы управления здравоохранением, территориальный фонд ОМС, лечебно-профилактические учреждения. В состав информационной системы включены восемь программных комплексов: «Паспорт ЛПУ», «Регистра населения», «Статистика и счета-фактуры ЛПУ», «Учет и анализ счетов-фактур ЛПУ в ТФ ОМС», «Формирование территориальной программы государственных гарантий», «Управление (мониторинг) здоровьем населения», «Мониторинг сети ЛПУ и ресурсов здравоохранения», «Мониторинг ДЛО». Единое информационное пространство систем здравоохранения и обязательного медицинского страхования  обеспечивается за счет единства исходных данных и регламентов их обработки, единой нормативно-справочной системы, единых протоколов обмена данными, организации взаимосвязи между программными комплексами информационной системы и ее участниками.

Программные комплексы РИАМС м организация информационных потоков

Программные комплексы РИАМС м организация информационных потоков

Как информационная система, РИАМС обеспечивает комплексный унифицированный сбор и обработку  информации, а также  организацию взаимосвязей между объектами «Население» — «Учреждение» — «Услуги» — «Затраты/финансы» на нижних уровнях иерархии указанных объектов. Таким образом, РИАМС обеспечивает единую систему сбора информации (учета), единую систему ее обработки (за счет унификации регламентов обработки), единый источник информации для лиц, принимающих решение.

Методологическая основа организации учета в РИАМС

Методологическая основа организации учета в РИАМС

Как указано выше, определенная общность задач информационного обеспечения национального проекта и эксплуатируемой информационной системы определяется общностью предмета информационного обеспечения — целями, задачами и мероприятиями системы здравоохранения. В составе единой информационной системы функционируют распределенные базы данных, в том числе по: 1) сети ЛПУ; 2) оборудовании, транспорте и зданиях ЛПУ; 3) персонале ЛПУ;  4) населении территории и муниципальных образований; 5) пациентах ЛПУ; 6) оказанной медицинской помощи (услугах); 7) фактически затратах на медицинскую помощь.

РИАМС и национальный проект «Здоровье»

Большинство мероприятий национального проекта реализуется на уровне ЛПУ или нацелено на изменение состояния этого уровня. Таким образом, одной из первоочередных задач информационного обеспечения национального проекта является формирование реестра лечебно-профилактических учреждений. В процессе мониторинга оснащения ЛПУ и поставок оборудования и автотранспорта необходимо сформировать распределенную базу данных по оборудованию и автотранспорта (по учреждениям и единую территориальную).

Мониторинг переподготовки врачей общей практики, участковых терапевтов и педиатров и проведения денежных выплат предполагает формирование базы данных  по персоналу ЛПУ  и квалификационных характеристиках этого персонала. В РИАМС указанные задачи решаются программными комплексами «Паспорт ЛПУ» и «Мониторинг сети ЛПУ и ресурсов здравоохранения».

Такие мероприятия национального проекта как дополнительная диспансеризация, иммунизация  и вакцинация населения, скрининг новорожденных,  лечение ВИЧ-инфицированных лиц, оказание высокотехнологичной медицинской помощи населению выполняются в процессе оказания медицинской помощи (услуг) населению. Мониторинг указанных мероприятий предполагает использование диверсифицированных справочников медицинских услуг и формирование базы данных по оказанным услугам. База данных по услугам также необходима для учета объемов и результатов деятельности медицинского персонала в связи с проводимыми выплатами. Данная задача в РИАМС решается программными комплексами «Статистика и счета-фактуры ЛПУ», «Управление (мониторинг) здоровьем населения» и единой справочной системой,  большинство из справочников которой являются редактируемыми, иными словами могут быть модифицированы под цели и задачи национального проекта.

Достижение целей и задач национального проекта также должно основываться на комплексной информации. Например, результат поставок оборудования в ЛПУ, не может быть оценен только с точки зрения повышения уровня материально-технического оснащения ЛПУ. Для оценки  системы мероприятий по поставкам оборудования в ЛПУ должны быть привлечены данные об оказанных услугах, диагностике заболеваний, проводимой с использованием данного оборудования,  и т.д. Следовательно, результаты национального проекта следует оценивать по изменению состояния системы здравоохранения в целом, в том числе по таким направлениям как изменение объема и структуры медицинской помощи (услуг), структуры заболеваемости и медико-демографических характеристик населения, инфраструктуры и материально-технической базы учреждений здравоохранения и т.д. В РИАМС эти задачи решаются программными комплексами «Управление (мониторинг) здоровьем населения» и «Мониторинг сети ЛПУ и ресурсов здравоохранения».  Следует также отметить, что оценка эффективности национального проекта влечет за собой потребность в дополнительной информации в дополнение к утвержденным отчетным формам государственной и ведомственной статистической отчетности.

Таким образом, аналогичность задач информационного обеспечения национального проекта по здравоохранению и управления территориальной системой здравоохранения обеспечивает целесообразность их реализации на основе внедренной единой информационной системы. Дополнительным позитивным моментом является наличие информационной инфраструктуры, сформированных и отлаженных информационных потоков, обученного персонала, сформированной структуры административного управления функционированием информационной системы. 

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS