Реализация мониторинга национального проекта в режиме реального времени

Реализация мониторинга национального проекта в режиме реального времени

Мониторинг проектов как важная задача

Об актуальности чрезвычайно важной и сложной задачи мониторинга национальных проектов говорится на самом высоком уровне: президентом, спикером Государственной Думы ФС РФ и спикером Совета Федерации ФС РФ и другими государственными лицами. Необходимо постоянно контролировать результат вложения немалых федеральных средств в решение поставленных задач. Мониторинг национальных проектов — задача многогранная, и требует системного подхода.

Всем известна  привычная технология сбора отчетности и подготовки сводных данных, в соответствии с которой на местах периодически заполняются отчеты, а потом через интернет или через web-сервера они отправляются в вышестоящие подразделения. Там данные обобщаются, и далее поступают в ситуационные центры,  где вся информация собирается, суммируется, делится, создаются  графики и делаются выводы. Очевидно, что такую систему сбора отчетных данных никак нельзя назвать мониторингом.

Если говорить о системе мониторинга в реальном масштабе времени, то и технология, и архитектура системы должны быть принципиально иными:  информация должна быть актуальная, оперативная и достоверная. Человек не должен участвовать в процессах сбора отчетных данных, они должны формироваться автоматически на основе принципа: данные обрабатываются там, где они возникают.

Таким образом, под системой мониторинга в реальном масштабе времени понимается следующее: пользователю должны быть доступны не только сводные показатели и индикаторы обобщенные по регионам, округам, но и первичные данные, распределенные по всей стране.  Именно они формируют инфраструктуру, информационное пространство. В централизованном хранилище может храниться только самая обобщенная, агрегированная информация. Каждый пользователь должен иметь возможность удаленного доступа к первичным данным, которые будут обрабатываться в реальном масштабе времени.

Исходя из этого, для реализации мониторинга национальных проектов в реальном масштабе времени система должна включать в себя следующие составляющие:

  • удаленный доступ к первичным документам, к базам данных,
  • технологию удаленной обработки данных в масштабах всей страны,
  • технологию распределенных баз данных.

СУБД HyTech и мониторинг в реальном масштабе времени

Реализованная на базе СУБД HyTech система мониторинга не привязана к определенной предметной области, поэтому разработанная технология удаленного доступа к территориально распределенным базам данных может быть эффективно использована в других проектах.

Она работает по принципу распределенных вычислений (grid computing): чем больше компьютеров входит в сеть, тем эффективнее ее работа — это снимает проблему масштабируемости.  Более того, база данных распределенная, поэтому «украсть» ее невозможно — единого хранилища данных не существует. Еще один важный момент — высокая скорость обработки огромных массивов данных. Если бы все сведения хранились в централизованной базе данных, информацию пришлось бы собирать и обрабатывать в центре. Тогда критичными становились бы каналы связи и центральные вычислительные мощности. Но система на базе СУБД HyTech работает по принципу «информация обрабатывается там, где она возникает». В центр передается только результат. А скорость, необходимая для мониторинга в режиме реального времени, обеспечивается за счет использования в системе так называемых дифференциальных файлов, в которых накапливаются изменения в данных, произошедшие за определенный срок. Именно по этим небольшим файлам, а не по исходным таблицам гигантской размерности, и ведется поиск при формировании запроса.

СУБД HyTech — ядро информационной системы Фонда

Работы по информатизации Фонда социального страхования Российской Федерации (далее Фонд) были начаты в 1997 году. Уже тогда было понятно, что для контроля за движением финансовых средств Фонда по всей стране необходимо создание огромной, территориально распределенной базы данных. При этом требовалось провести компьютеризацию всех технологических процессов для контроля над расходами и доходами Фонда, обеспечить прозрачность финансово-хозяйственной деятельности исполнительных органов Фонда, адресность и персонификацию производимых выплат.

Общий объем банка данных Фонда превышает 150 Тб. Очевидно, что создать централизованную базу таких объемов для оперативного анализа практически невозможно. Если, как это делается в централизованных базах данных, производить периодическую выборку (раз в месяц или раз в квартал) фрагментов информации и формировать так называемые регистры, то, во-первых, поступает только очень незначительная часть информации, во-вторых, данные не актуальны и, как правило, всегда носят обобщенный характер.

Оптимальным было признано обеспечение удаленного доступа к территориально-распределенным по всей стране базам данных исполнительных органов Фонда. Была создана Единая интегрированная информационная система «Соцстрах». Это трехуровневая система управления, которая включает федеральный уровень центрального аппарата, региональный уровень отделений Фонда в субъектах Российской Федерации, районный уровень филиалов и представительств.

Основное предназначение этой системы — анализ содержимого баз данных региональных отделений, оперативное получение любых справок, сводок и отчетов, выявление различных зависимостей, проецирование интересуемых показателей в различные плоскости и изучение тенденций поведения множества характеристик для принятия решений и т.д. И все это в реальном масштабе времени. Ввод первичной информации в базы данных региональных отделений осуществляется  сотрудниками на своих рабочих местах. Принципиальным решением было то, что в формировании различных отчетов человек не участвует. Никуда никто «наверх» информацию не передает.

Такая система удобна всем. В регионах нет необходимости формировать дополнительные отчеты. Система позволяет получать сводные данные за любой период времени, отслеживать изменения в режиме реального времени с детализацией до конкретного человека, до накладной, до платежки. При этом можно контролировать не только материальные и людские, но и финансовые потоки.

Кроме того, уникальная информационная технология позволяет получить доступ к базам данных Фонда через обычный сотовый телефон или карманный персональный компьютер («наладонник»). Ядром информационной системы является отечественная система управления базами данных HyTech (СУБД HyTech), которая управляет территориально распределенными базами по всей стране.

Для ускорения обработки удаленных баз данных применяется технология дифференциальных файлов. Кроме значительного ускорения обработки SQL-запросов, такая технология обеспечивает дополнительную защиту данных, так как по изменениям достаточно трудно восстановить полную картину. Следует отметить, что СУБД HyTech — пока единственная промышленная СУБД, которая поддерживает дифференциальную организацию файлов.

Структурная схема единой корпоративной сети передачи данных Фонда

Структурная схема  единой корпоративной сети передачи  данных Фонда

Данные аналитических отчетов, построенных на первичных документах, подделать или приукрасить невозможно, поскольку эту информацию можно проверить. Кроме того, анализируя отчеты и детализируя сомнительные показатели до уровня первичного документа, можно найти причины отклонений, в том числе и технические ошибки. Технология распределенных баз данных обеспечивает дополнительную безопасность. Информацию невозможно незаконно изъять, потому что в централизованном виде ее не существует.

Пример экранной формы получения информации о новорожденных по возрасту матери и весу ребенка (%)

Пример экранной  формы получения информации о новорожденных по возрасту матери и весу ребенка (%)

Пример экранной формы получения статистики по весу новорожденных

Пример экранной формы получения статистики по весу новорожденных

Пример экранной формы получения данных о предположительном и реальном количестве родов

Пример экранной формы получения данных о предположительном и реальном количестве родов

С помощью системы мониторинга Фонд имеет возможность анализировать: какие средства были направлены на родовые сертификаты, определять регион — получатель финансирования, больницу и т.д. Имеется возможность зайти в базу данных регионального отделения и посмотреть данные здоровья матери, ребенка и т.д. При этом все происходит оперативно. Наиболее «продвинутые» родильные дома и женские консультации сами вводят данные на портал Фонда. Таким образом, они являются участниками Единого информационного пространства.

Результат и новые возможности

Система, работающая в Фонде в настоящее время, позволяет учитывать и информацию о каждом отдельном человеке, и финансовые потоки, и информацию об обслуживающих гражданина территориальных организациях. Как только на Фонд возложили решение задач в рамках программы «Здоровье»,  система финансового контроля была адаптирована под задачи системы здоровья, и за короткое время появился мониторинг нацпроекта в реальном масштабе времени, отвечающий всем предъявленным требованиям. Существующий технологический фундамент и  информационно-технологическая база позволяют решать задачи из любой предметной области.

Справка

Фонд социального страхования Российской Федерации — одно из старейших российских ведомств, которое обеспечивает функционирование всей системы государственного социального страхования. Трехуровневую структуру Фонда, типичную для любого федерального ведомства, образует центральный аппарат и региональные отделения во всех субъектах РФ. В общей сложности это 650 исполнительных органов со штатом 25 тыс. человек, которые занимаются вопросами соцобеспечения 58 млн трудящихся, 16 млн льготников, 3 миллиона страхователей, несколько миллионов временно нетрудоспособных, беременных и кормящих матерей и т. д. Ежегодно в отделениях фонда обрабатываются десятки миллионов платежей, бухгалтерских проводок и расчетных ведомостей, 30 млн больничных листов, миллионы путевок и талонов на проезд.

В целях решения проблемы финансового контроля над исполнительными органами Фонда социального страхования РФ в 2000 году начала эксплуатироваться  автоматизированная единая информационная интегрированная система «Соцстрах».

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS