Сергей Колесников: Необходимо запретить на ТВ рекламу всяких чудодейственных клиник и препаратов

Сергей Колесников

О состоянии здравоохранения в России, проблемах, которые требуют незамедлительного решения, и барьерах, возникающих на пути реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», рассказал в интервью CNews Сергей Колесников, депутат Государственной Думы ФС РФ, академик РАМН, заслуженный деятель науки РФ

Cnews: В соответствии с Программой социально-экономического развития РФ на 2006-2008 годы одной из приоритетных областей использования ИКТ является система здравоохранения. Какие задачи, стоящие перед приоритетным национальным проектом «Здоровье», планируется  решить путем широкого использования достижений информационных и коммуникационных технологий?

Сергей Колесников: Страна у нас огромная, а учреждения медицинской помощи, консультативные и профилактические медицинские учреждения сосредоточены в основном в крупных и средних городах, отчасти, в городах мелких. Всю территорию страны покрыть надежной сетью консультационных услуг невозможно, для этого нужно увеличить количество врачей как минимум процентов на 30. Но все же многое можно сделать  несколькими способами. Один вариант — ввести обязательное распределение выпускников, но это в нынешних условиях невозможно (нарушение прав человека). Другой вариант — экономическое побуждение, но это вопрос из другой области. Следовательно, остается единственный способ улучшить и диагностику, и  консультирование в системе здравоохранения — переходить на новые технологии. Они развиваются в медицине уже 30 лет.

Это такие технологии, как оцифровывание данных, которое позволяет накапливать базы данных, использование удаленного доступа, делающего возможным удаленные обучение и консультирование. Раньше в России существовала развитая система санитарной авиации, которая и обеспечивала эти процессы. Сейчас санитарной авиации практически нет, транспортировка стоит слишком дорого, поэтому телемедицинские технологии приобретают особую актуальность.

CNews: Но для использования телемедицины пока не существует законодательной базы.

Сергей Колесников: Закона как такового нет, он конечно нужен и мы его подготовили, но многое можно решить и без него. Требуется прописать схему принятия решения и ответственности за него. В ходе сеанса телемедицины точно известны и заказчик, и пациент, и консультант, что позволяет приравнять эту процедуру к консультации обычного врача. Поэтому, в основном, законодательного решения требует проблема интернет-общения: необходима регистрация медицинских фирм, которые занимаются интернет-консультированием, нужна законодательная база, определяющая ответственность за такого рода консультации, требуется сертификация программ дистанционного обучения или консультирования. Для использования официальной телемедицинской сети требуются решить не так много законодательных вопросов.

В телемедицине все идет более-менее по заданному руслу. Существует Совет по телемедицине при Минздраве, который занимается и оборудованием, и программным обеспечением, но вот все попытки включить в него профессионалов не приводят пока к нужному результату. Поэтому нет нормального экспертного совета при Минздраве. Подобная же ситуация и в Министерстве образования: там есть экспертный совет, но крупнейшие мультимедийные фирмы, которые занимаются дистанционным интернет-образованием, почему-то в этот совет не входят. Получается, что экспертный совет создается только для чиновников, которым нужно решать собственные чиновничьи вопросы — в их круг государственные вопросы не входят.

CNews: А существует ли экспертный орган по нацпроекту в целом?

Сергей Колесников: Экспертного органа по нацпроекту нет, и можно сказать, что это основная проблема нацпроекта. Необходим независимый общественно-государственный орган не при министерстве, а при правительстве. Зачатки этого уже есть — при вице-премьере правительства Медведеве действует такой консультативный орган, но хотелось бы, чтобы он был более структурированным, чтобы явно разграничивалась ответственность: за образование, за медицину, за строительные, жилищные программы, и, конечно, чтобы за этим были не безликие чиновники, а  реально работающие люди, чтобы действовала дискуссионная площадка, чтоб разрабатывались не проекты, а программы. В реализации каждой такой программы должна быть последовательность, чего в наших национальных проектах сейчас нет. Поэтому зачастую возникает ситуация, когда «хвост вытащишь, нос увязнет» — нет нормальной стратегической проработки проектов, экспертное сообщество ненадежно прорабатывает законопроекты.

В Англии какой-нибудь небольшой билль может дискутироваться в Парламенте месяцами, а у нас нередко принимается какое-либо положение практически сразу, только потому, что это срочно надо какому-нибудь лоббисту, который хочет построить центр дорогостоящих видов лечения. А зачем это надо, когда можно выделять деньги на дорогостоящее лечение в областные и федеральные клиники, и за год-полтора в пять раз поднять число производимых операций. А большие центры далеко не сразу смогут начать функционировать в полную мощность, будут обременительны для бюджета. Только для того, чтобы их заполнить необходимыми кадрами, не один год потребуется, а десятилетия.

Так что основная проблема — экспертная оценка. А телемедицина и ИТ позволяют эту проблему решить, потому что благодаря им экспертная оценка может быть удаленной, дистанционной. Сейчас возможности электронной почты, интернет-конференций уже используются — но только в строгих границах указаний правительства — без обсуждения и учета возникающих проблем в каждой сфере.

Первостепенной важности вопрос — во что нужно вкладывать деньги. Поскольку сейчас ИТ-компаниям даются очень серьезные преференции согласно последним правительственным и законодательным изменениям, то необходимо иметь в виду, что им надо самим проделывать свою часть социальной работы. В каждой компании нужен консультант по социальным проектам, который будет заниматься национальными проектами и связанными с ним проблемами. Пока же науку держат вдали от анализа и прогнозов. Поэтому мы идем с завязанными глазами неизвестно куда и, принимая «хорошие» управленческие решения, вынуждены исправлять их на ходу.

CNews: Какие области здравоохранения вы считаете наиболее проблемными?

Сергей Колесников: Наиболее проблемная область — охрана здоровья матери и ребенка. Здесь же, естественно, и здоровье школьников, подготовка школьников к тому, чтобы они были репродуктивно здоровы. В это направление и должны инвестироваться основные средства.

Страны мира радеют о подрастающем поколении. Они стимулируют рождаемость и заботятся о здоровье детей не в строгих рамках 250 тысяч рублей материнского капитала, а обеспечивают возможность обзавестись жильем, дают стартовый капитал молодой семье, который гасится равными долями по мере рождения одного, второго, третьего ребенка. Пожалуйста — квартира дается за 1–2 млн. рублей — вот это и кредит, а дальше его можно погашать или всю жизнь, оставаясь должником, или рожая и воспитывая детей.

Далее — развитие школьной системы. Это сложная, многосторонняя проблема, которая охватывает и заботу о здоровье детей — не только школьников, но и новорожденных, и детей первых 6 лет жизни. Для России это центральная проблема, потому что рост показателей по некоторым детским болезням за последние 15 лет составил от 50%  до 500-600% .

CNews: С чем это связано?

Сергей Колесников: Причины такой ситуации во многом. Мы серией работ в Восточно-Сибирском научном центра СО РАМН фактически научно доказали, что за годы индустриализации накоплен довольно серьезный генетический груз вследствие как производственных факторов, так значительного загрязнения окружающей среды. В условиях нормального, стандартного, отрегулированного и спокойного общества эти изменения не выявляются, с поколениями постепенно нейтрализуются, потому что биологические системы стремятся к самоподдержанию и саморегуляции. Но в случае возникновения возмущающих факторов, которыми являются и изменения в устройстве, режиме общества, эти проблемы становятся разрешающими причинами проявления всех генетических недостатков. В России проходящие процессы в обществе ударили по подрастающему поколению, и сейчас мы наблюдаем очень серьезные изменения в состоянии здоровья населения, особенно детей, и в большей мере в тех местностях, где отмечается повышенное загрязнение окружающей среды. Из этой ситуации есть выход в профилактике и коррекции на ранних этапах болезни: детский организм пластичен, у взрослых — напротив.

Говоря о здоровье пожилых людей, приходится с сожалением признать, что закона о здоровье пожилого человека в России нет. А вот в Японии он есть, причем здоровьем пожилого человека там начинают заниматься с 40 лет: существует система профилактики и предупреждения смертности. Россия относительно пика сверхсмертности даже к разряду развивающихся стран не относится. Она занимает 76 место по продолжительности жизни. Сверхсмертность в России связана в основном с тремя причинами, они известны: сердечно-сосудистые заболевания, которые «молодеют» — в группе риска уже люди моложе 40 лет; злокачественные образования и третья — травматическая «эпидемия». Все эти причины управляемые, их можно подчинить профилактическому контролю. В проекте здоровья это как раз учтено, но там не рассматривается профилактический контроль вообще, а лишь профосмотр, что оказывается паллиативом — должна быть обязательная диспансеризация населения, которая будет приносить явные плоды. Для решения проблем в этой области должна быть составлена жесткая программа, и выполняться она должна жестко, строго по указаниям экспертов.

CNews: Каким образом отображены проблемы профилактики в нацпроектах?

Сергей Колесников: Проблема профилактики заболеваний — важнейшая проблема, и проблема далеко не только медиков, но страны в целом: здесь и профилактика отравлений, и борьба с контрафактной продукцией, и профилактика ДТП, суицидов и несчастных случаев на производстве — это все профилактика, но она от медиков уже не зависит. Уверен, что необходимо запретить на ТВ рекламу всяких чудодейственных клиник и препаратов, которые чудесно излечивают наркоманию и алкоголизм, потому что эта информация настраивает молодое поколение на легкую обратимость наркомании и алкоголизма. Всемирная статистика по лечению алкоголизма показывает, что если человек сознательно решит отказаться от токсикомании, наркомании, алкоголизма или курения, он сможет при помощи врачей, социальных работников, церкви, всего общества добиться успеха в 95 случаях из 100. В тех же случаях, когда лечат принудительно, без опоры на личное решение пациентов, у них происходит стопроцентный возврат к болезни. Поэтому никакие насильственные методы лечения проблемы не решают. И именно профилактика в этом вопросе становится особенно актуальной. Это задача государственная.

Есть ли она в нацпроекте? Нет. Борьбой с наркоманией, пожалуй, еще занимаются — здесь увеличение числа правоохранительных органов и сети наркодиспансеров, перекрытие наркотрафиков на границе. Но всего не учтешь, пока есть рынок — наркотики найдут свой к нему путь, они всегда будут поставляться, пока будет рынок. Поэтому профилактика — важнейшая проблема. Здесь же надо отметить и выпуск информационной литературы, предназначенной для людей разного возраста, начиная от дошкольников и заканчивая пожилыми людьми, литературы, которая обучает принципам профилактики. Эти проблемы должны решаться в рамках нацпроекта.

Равно требует внимания такая сторона вопроса, как осведомленность граждан о своих правах. В законе для врачей прописана ответственность за халатность, за врачебную ошибку, но пациенты не умеют отстаивать свои права, а если они это будут делать — врачи станут лучше работать, почувствуют свою ответственность. Но правовой культуры у нас тоже нет. И в планировании нацпроектов нельзя этот вопрос не учитывать.

CNews: Каков текущий уровень информатизации системы здравоохранения?

Сергей Колесников: Уровень информатизации системы здравоохранения не очень высокий. Там, где ему уделяют внимание, он нормальный, в некоторых клиниках уже вся внутрибольничная система построена на информационных технологиях. А в иных клиниках, особенно районных, всего по 2 или 3 компьютера на всю больницу. Можно ли говорить о какой-то информатизации внутри?

Большая часть районных клиник не имеет доступа к интернету. Но его проведение в эти больницы сейчас не принесет никакой пользы — необходимо, чтобы сами врачи понимали, зачем им интернет. Надо готовить эти кадры, обучать их. А у нас в основном деньги вкладываются в подготовку врачей семейных и участковых, а там информационная составляющая — минимальная! Но тогда никакой пользы от проведенного в больницы интернета не будет.

Еще раньше была начата разработка автоматизированных систем для введения их в поликлиники. Речь идет об автоматизированном месте врача, оснащенном компьютером с доступом к базам данных, в таком случае у врача в распоряжении все виды необходимых бланков, рецепты. Единственное, что ему остается делать — вносить данные пациента, на основе которых будет избираться необходимый рецепт, вестись автоматизированная история болезни. На западе врачи не тратят время на записывание истории болезни. Это делает один секретарь, работающий с 2-3 врачами. Таким образом,  одновременно получается и контроль за врачом, и страхование ответственности врача — одна из задач, которая сейчас остро стоит.

CNews: Сегодня остается нерешенным целый ряд вопросов правового регулирования использования ИКТ в различных областях деятельности. Какие проблемы в этой области существуют в здравоохранении и медицине? Что необходимо сделать для их комплексного решения?

Сергей Колесников: Важнейшая задача — сертификация информационных ресурсов, стандартизация, верификация и лицензирование продукции. Эти принципиальные вопросы нуждаются в законодательном подкреплении. Такой закон подготовлен, внесен и ожидает своей участи в Думе. Он крепко связан с гражданским, уголовным кодексом, законом об охране здоровья, законом о защите прав потребителей — все эти документы требуют комплексного пересмотра. Можно, конечно, идти другим путем — путем внесения поправок. Но это долго и неэффективно. И, к сожалению, аппарат, который сейчас существует в Думе, не готов готовить такого рода проекты. Он готов их анализировать, верифицировать, шлифовать, публиковать, но разрабатывать законы аппарат Госдумы пока не умеет. Для этого в нем есть эксперты, но чтобы эксперты заработали в полную силу, им нужно платить соответствующие деньги.

Если аппарат Госдумы этого делать не хочет — значит, он не хочет жить в правовом поле. Когда кто-нибудь другой разработает, начинается возмущение: а почему же мы не принимали участия в  разработке? Если хотим что-то сделать, то нужно делать! Закона о лоббировании у нас нет, поэтому единственная возможность достигать нужных результатов — это готовить законопроект и собирать людей, которые его поддержат в Правительстве, в Президентской администрации и в Госдуме. Далее идет Совет Федераций, но он либо принимает, либо не принимает законы, но не имеет возможности над ними работать. Поэтому вопросам «будет или не будет справочная система» тождественен вопросу «будут ли деньги выделены на создание справочных баз, будут ли приняты нормативные акты по лицензированию, сертификации и верификации и, в конце концов, будут финансово подкреплена сама эта программа?»

CNews: Одной из проблем информатизации органов государственной власти является  низкий уровень информационной безопасности. Между тем, данные о состоянии здоровья граждан России являются конфиденциальными. Какие меры предусмотрены для обеспечения их защиты?

Сергей Колесников:Информационная безопасность — это совершенно отдельный вопрос. К сожалению, хотя есть закон о защите информации, но в нем права человека не очень конкретно прописаны. На счет конфиденциальности — не могу ответить на этот вопрос, я в этой области не специалист.

CNews: По имеющимся данным, около 10% врачей не имеют подтверждения своей квалификации. При этом нехватка медперсонала и перегруженность специалистов лишают их возможности это сделать. Какие пути решения этой проблемы предусмотрены в рамках национального проекта «Здоровье»?

Сергей Колесников:Действительно, 10% врачей не имеют подтверждения своей квалификации, а еще около 50% аттестованы условно: зачастую в сельских местностях или в районных больницах может не быть другого врача — если не аттестовать этого, то люди вообще останутся без медицинской помощи. Эта проблема решается путем предоставления возможности обучения. В нацпроекте прописан вопрос об обучении и подготовке кадров, и он уже решается. Проблема в том, что действительно эта проблема начнет разрешаться, когда будут критерии оценки работы врача, ее эффективности, когда пациент будет способен в правовом отношении себя защищать, а врач будет понимать свою ответственность и искренне выполнять свое предназначение. В этом отношении важны средства массовой информации, которым необходимо последовательно просвещать и воспитывать население.

А перегруженность в этой сфере не является насущной проблемой. Она возникает в основном от неумения работать. Есть перегруженность реальная и мнимая. Вторая представлена в большей мере: в случае, когда специалист не вооружен достаточными знаниями, не имеет в распоряжении необходимую аппаратуру — по этим причинам он зачастую вынужден тратить больше времени, чем нужно, например, на процедуры,  или на дублирование анализов.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS