ИТ уберегут медиков от 80% ошибок

ИТ уберегут медиков от 80% ошибокСуществующая в мире ужасающая статистика врачебных ошибок заставляет всерьез задуматься о возможных способах снижения их числа. Наиболее действенными из них являются обеспечение непрерывности повышения квалификации медработников и организация непрерывного доступа к справочным системам. ИТ-поддержка решений медиков может снизить количество врачебных ошибок на 80%

В контексте проблемы врачебных ошибок Андрей Столбов, доктор технических наук,  заместитель директора Медицинского информационно-аналитического центра РАМН, ссылается на следующую статистику. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), около 20% врачебных ошибок связано с неполнотой данных или невозможностью оперативного получения необходимой информации. Сегодня активно используются около 4 тысяч медикаментов, между которыми имеют место более 2 тысяч взаимодействий, определяющих возможность их совместного применения.

Камиль Сайткулов, заместитель генерального директора по развитию ИГ "ГЭОТАР-Медиа"1, приводит еще более ошеломляющие данные: "Количество медицинской информации огромно — известно 17 тысяч торговых наименований (зарегистрированных лекарственных средств). Для того, чтобы быть в курсе происходящего в медицинской науке, медики должны ежедневно читать десятки статей. У практикующих врачей нет на это времени, а отсутствие информации ведет к увеличению ошибок и необоснованным назначениям"

Проблема врачебных ошибок глобальна. По данным Чарльза Скетчарда, вице-президента Oracle EMEA по здравоохранению, более 100 тысяч американцев ежегодно погибают вследствие медицинских ошибок, которые можно было бы предотвратить. В Нидерландах, по неофициальным данным, неправильные действия медиков приводят к смерти от 1,5 до 6 тысяч пациентов в год. В Великобритании медицинская ошибка является третьей по частоте причиной смертности после онкологии и сердечно-сосудистых заболеваний. Во Франции расходы на устранение последствий неправильного применения медикаментов составляют более 5 млрд евро в год.

Сегодня врач не может и не должен опираться только на свое клиническое мышление, он обязан использовать все научные разработки и технические диагностические средства при лечении больного. В том числе — достижения информационных технологий, которые существенно снижают количество врачебных ошибок (по данным Ефима Шульмана, директора новосибирской фирмы "МедИнТех", с развитием систем компьютерной поддержки врачебных назначений количество ошибок при назначении лекарств уменьшается почти на 80%, а неблагоприятные побочные реакции снижаются на 55%).

Справочники и e-learning

В западных странах информационной поддержке врача и созданию новой информационной среды его деятельности придается первостепенное значение — таким образом повышается качество лечения и его доступность. Реализация проектов обеспечивается за рубежом успешными усилиями крупнейших ИТ-компаний: Microsoft, SAP, Oracle, Cisco  и т.п. Однако в российской действительности, по оценке специалистов, информационные системы поддержки деятельности врача пока практически не востребованы. Например, одной из составляющих подобных систем являются клинические рекомендации. Бесчисленное количество таких рекомендаций размещено в интернете, но найти их там чрезвычайно сложно, и не все из них представляют реальную ценность для практикующих клиницистов.

Поскольку медицина развивается динамично, одной из главных задач врачебного профессионального сообщества является постоянная актуализация профессиональных знаний. Необходима организация непрерывного дистанционного обучения  медицинских работников на основе ИКТ, ресурсов и интернет-сервисов. За рубежом на разработку технологий e-learning  ежегодно тратятся десятки миллиардов долларов. Достаточно эффективные типовые технологические решения и продукты в области дистанционного обучения, инструментальные средства для создания мультимедийных информационных образовательных ресурсов существуют и в России.

По мнению экспертов, в современных условиях последипломное медицинское образование представляет собой непрерывный процесс, который длится на протяжении всей жизни, всей медицинской карьеры специалиста, и образование это ведется на рабочем месте, в момент оказания медицинской помощи. За рубежом разработаны различные виды такого рода последипломного обучения, считающиеся гораздо более эффективными по сравнению с традиционными формами последипломной подготовки. В рамках этих подходов медики должны иметь доступ к медицинским справочным системам и владеть ими. К ним относятся клинические рекомендации, системы поддержки принятия решения, обучение пациентов, школы пациентов и т.д. Причем, ценность медицинской информации прямо пропорциональна ее доказательности, клинической значимости и обратно пропорциональна времени поиска. Чем больше время поиска — тем хуже считается этот источник.

Клинические рекомендации служат основой для оперативного принятия решения о назначении лечения больному. В западных странах  они представляют собой стандарты медицинской помощи и разрабатываются профессиональными медицинскими сообществами. В России такие стандарты разрабатывает Минздравсоцразвития РФ. Сегодня считается, что наиболее эффективны клинические рекомендации в электронном виде. Они всегда доступны (в виде компакт-дисков, в интернете или на домашнем компьютере), удобны в использовании, легко обновляются, имеют большое количество ссылок, по ним легко осуществлять поиск. В последние годы все большую популярность приобретают компьютерные системы поддержки принятия медицинских решений, которые содержат все необходимые для этого данные. В России разрабатываются руководства для пациентов, которые помогают хроническим больным, например, астмой или диабетом, следить за своим состоянием.

Многочисленность и достаточная популярность этих ресурсов создает предпосылки для создания национальной электронной медицинской библиотеки. Однако необходимо разработать очень жесткие и четкие критерии для отбора наиболее качественной информации в такую библиотеку. Важное условие высокого доверия к ней — отсутствие поддержки производителями фармацевтической продукции и диагностического оборудования, потому что в этом случае очевидна коммерческая  ангажированность таких ресурсов. А они должны быть объективно независимыми, достоверными и бесплатными.

Светлана Кукина / CNews


Вячеслав Ширяев: Говорить о конкурентном рынке дистанционного обучения в России еще рано

Вячеслав ШиряевБурное технологическое развитие и появление современных информационных решений является стимулом для изменения традиционных методов обучения. На смену дневным, вечерним и заочным отделениям ВУЗов приходят технологии дистанционного и распределенного обучения. О развитии этих направлений за рубежом и их перспективах в России в интервью CNews рассказал Вячеслав Ширяев, старший научный сотрудник компании "СТЭЛ - Компьютерные Системы".

CNews: Как вы оцениваете качество образования, полученного путем дистанционного обучения? Существуют ли, на ваш взгляд, ограничения по специальностям, которые можно получать удаленно?

Вячеслав Ширяев: Для качества образования, полученного путём дистанционного обучения, на сегодняшний момент не существует строгих критериев оценки и параметров для сравнения с классическими формам обучения (очное и заочное). Но, по своей сути, принципы ДО весьма близки к заочной форме обучения.

Представляется, что на сегодняшний момент слабое внимание отечественных разработчиков ПО к системам моделирования или комплектам инструментария для моделирования процессов в области точных наук и технических специальностей (физика, химия, связь, энергетика и др.) сдерживают уровень подготовки обучаемых по отношению к гуманитарным дисциплинам. Однако можно утверждать, что с развитием технологий моделирования в области образовательных процессов и правового регулирования в области обучения с привлечением средств, создающих интегрированную среду распределённого обучения, такие негативные факторы будут преодолены.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS