В силах ли ИТ помочь инвалидам?

В силах ли ИТ помочь инвалидам?В последние годы вопросам социальной адаптации людей с ограниченными возможностями в нашей стране стали уделять больше внимания. Государство вплотную приступило к решению проблем этой категории граждан. Одной из важнейших задач является предоставление таким людям возможности получения полноценного качественного образования. И основная роль здесь отводится ИТ. Смогут ли они облегчить жизнь инвалидам?

В повседневной жизни мы часто не задумываемся о том, как живут люди с ограниченными возможностями, с какими проблемами им приходится сталкиваться. И дело здесь не столько в душевной черствости, сколько в том, что точек соприкосновения инвалидов с обществом (а именно их обычно относят к категории лиц с ограниченными возможностями) крайне мало. Зачастую мир таких людей сужается до размеров квартиры, где они живут, а круг общения ограничивается лишь самыми близкими родственниками. До недавнего времени едва ли не единственным "окном в большой мир" для таких граждан оставались телевидение или радио. Однако эти средства коммуникаций являются, в первую очередь, информационными и не удовлетворяют потребностей инвалидов в общении, не позволяют им жить активной жизнью.

ИКТ и образование людей с ограниченными возможностями

С развитием и распространением интернета ситуация начала меняться в лучшую сторону: существенно расширился информационный поток, увеличилось количество доступных ресурсов, но самое главное — появился канал обратной связи с окружающим миром, который дал людям с ограниченными возможностями шанс реализовать свой потенциал. Появление интернета не только позволило им более активно общаться, но и открыло новые возможности как для получения образования, так и для применения знаний на практике.

На сегодняшний день качественное образование является одним из важнейших факторов, определяющих жизненный успех. Для людей с ограниченными возможностями получение полноценного образования также играет большую роль. Для многих из них это единственный шанс найти интересную работу, жить полноценной жизнью. Причем вопросы получения образования одинаково важны и для тех, кто является инвалидом с детства, и для тех, кого беда настигла уже во взрослом возрасте. Ведь большинству из них приходится полностью менять род своей деятельности, а, следовательно, переучиваться.

В Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы записано, что одним из социальных эффектов ее реализации должно стать "расширение возможности получения образования детьми с ограниченными возможностями", а именно "увеличение количества детей указанной категории, получивших общее среднее или профессиональное образование". На практике это означает, что необходимо создавать условия для его получения.

В настоящее время лишь небольшая часть инвалидов может реализовать это конституционное право. В частности, в подмосковном Подольске в местном отделении Всероссийского общества инвалидов зарегистрировано более двух тысяч человек, из которых учатся в вузах лишь пятеро, в том числе два инвалида-колясочника. В масштабах всей страны проблема приобретает грандиозный размах. Ведь, по данным Росстата, в России ежегодно впервые признается инвалидами около 1,5 млн человек или каждый сотый россиянин. При этом около 20% из них — дети. По официальным сведениям, в 2005 году не могли посещать школу около 200 тыс детей-инвалидов. Всего же, по данным, приведенным в федеральной целевой программе "Дети России", в Российской Федерации из 29 млн детей инвалидами является 587 тыс.

В рамках приоритетного национального проекта "Образование" государство реализует ряд проектов на базе ИКТ, призванных улучшить положение людей с ограниченными возможностями. В частности, в 2006 году заключен государственный контракт на разработку программного,  медико-профессионального реабилитационного  комплекса речевого  управления интерфейсом компьютерных систем для инвалидов с детским церебральным параличом (ДЦП). Также запланирована поставка аппаратно-программных комплексов и специализированного оборудования для детей с ограниченными возможностями. Сформированы профессиональные образовательные программы начального и среднего профессионального образования с применением новых технологий обучения.

Образование с доставкой на дом

Для лиц с ограниченными возможностями часто единственным шансом получить образование является система дистанционного обучения. Подобные услуги как для детей, так и для взрослых предлагают многие учебные заведения, имеющие как коммерческую, так и социальную направленность.

В Москве, например, действует i-Школа, которая позиционируется как "школа дистанционной поддержки образования детей-инвалидов". Она была открыта в 2003 году в рамках проекта "Развитие информационной образовательной среды для детей-инвалидов", который реализует департамент образования города Москвы. Сейчас там обучается более 1 тысячи учащихся с 1 по 11 класс. Им предлагаются более 100 курсов по различным предметным направлениям, построенным как по программам общеобразовательной школы, так и по методикам предпрофессиональной подготовки. Ученики могут самостоятельно выбирать форму, содержание и темп обучения. По окончании учащиеся получают аттестаты государственного образца.

Среди социальных инициатив школ дистанционного обучения стоит отметить проект "Школа для всех", который уже второй год реализует интернет-школа "Просвещение.ru" ("Телешкола"). Его целевую аудиторию составляют лица, находящиеся в местах лишения свободы, которые, хоть и не являются инвалидами, но также относятся к людям с ограниченными возможностями. В рамках проекта они могут пройти обучение по программам 10-го и 11-го класса средней школы в дистанционном режиме. Дело в том, что в соответствии с действующим законодательством, заключенным должна быть предоставлена возможность получить общее образование. Однако школы присуствуют далеко не во всех колониях, а там, где они есть, наблюдается острая нехватка учителей, учебников и школьных пособий. К тому же, в соответствии с требованиями режима, там не могут проводиться лабораторные работы. Дистанционное образование снимает эти ограничения. Сегодня в проекте участвуют Покровская колония общего режима для взрослых и Судогодская исправительно-воспитательная колония для несовершеннолетних. Ведут уроки и проверяют задания московские учителя. К сожалению, единственным спонсором, который откликнулся на проект, стал американский Благотворительный фонд информатизации. Сами же исправительные учреждения не могут выделить средств на дистанционное обучение и компьютерную технику.

Техника для техники

К сожалению, для того, чтобы помочь многим людям с ограниченными возможностями, одного дистанционного образования недостаточно. Зачастую инвалиды в силу своих заболеваний просто не могут пользоваться компьютером без специальных приспособлений.

В частности, слепые и слабовидящие люди, в отличие от обычных людей, не могут получать визуальную информацию с экрана монитора. В помощь им предлагаются различные аппаратные или программные средства. Прежде всего, это программы чтения, которые произносят текст, находящийся на экране. При этом пользователь перемещается по меню, диалоговым окнам, полям редактирования и т.д. при помощи стандартной клавиатуры, используя специальные сочетания клавиш. Кстати, программы чтения экрана могут помочь не только людям с проблемами зрения, но и пользователям с дислексией (неспособностью к чтению) или с трудностями обучения.

Многие инвалиды по зрению также используют так называемый брайлевский дисплей — специальное устройство, которое помещается перед пользователем и представляет информацию с экрана в тактильном (осязаемом) виде. Кроме того, на рынке существуют электронные записные книжки, в которые встроены брайлевские дисплеи с кнопками маршрутизации курсора.

Брайлевская клавиатура

Брайлевская клавиатура

Источник: компания "ЭлекЖест"

Слабовидящим людям может пригодиться программа чтения экрана с увеличением, а также автономное телевизионное устройство, которое увеличивает мелкий типографский текст до необходимых размеров, отображая его на специальном экране.

Устройство для чтения текстов

Устройство для чтения текстов

Источник: компания "ЭлекЖест"

Люди с ослабленным зрением для работы на компьютере могут использовать специальные  клавиатуры, размер клавиш на которых больше, чем на стандартных устройствах, а  символы, изображенные на кнопках, не только крупнее обычных, но и выполнены методом рельефного гравирования.

Специальные клавиатуры с большими кнопками используются при работе на компьютере и людьми с ограниченной подвижностью рук. Существуют сенсорные модели, которые реагируют не на нажатие клавиши, а на прикосновение. Полезны также выносные компьютерные кнопки, с помощью которых удобно выполнять часто используемые команды, специальные джойстики (аналоги компьютерной мыши), роллеры (трекбол с кнопками). Кроме того, выпускаются ножные и головные компьютерные мыши, управляемые, соответственно, ногой или движением головы.

Невозможное возможно

В наиболее тяжелом положении находятся те, кто вследствие травмы шейного отдела позвоночника или по другим причинам полностью лишился возможности двигаться. По данным ряда общественных организаций, в мире насчитывается около 750 тыс полностью парализованных людей. В повседневной жизни они сталкиваются с такими трудностями, о которых здоровые даже не догадываются. Даже включение и выключение света превращается для них в неразрешимую задачу, не говоря уже о работе на компьютере. Очень часто эти люди впадают в глубокую депрессию из-за отсутствия перспектив в жизни.

Однако и здесь забрезжил свет в конце тоннеля. Недавно компания Gravitonus, созданная россиянами и зарегистрированная в США, разработала аппаратно-программный комплекс Alternative Computer Control System (ACCS), позволяющий людям, потерявшим возможность двигаться, управлять компьютером, любой бытовой электроникой, совершать звонки по телефону и отвечать на них.

Основу аппаратной части составляет "таблетка", которая помещается в рот пациента и обеспечивает управление только при помощи языка. По данным производителя, с ее помощью возможно отдать до 19 различных команд, содержательная часть которых может быть запрограммирована. В комплект также входит приспособление, которое по голосовой команде пользователя перемещает "таблетку" в область его рта. Кроме того, Gravitonus создал рабочую станцию, которая обеспечивает удобство работы за компьютером. По данным производителя, футуристический дизайн станции продиктован не веяниями моды, а требованиями к функциональности и эргономичности. Основой станции является эргономичное кресло, оснащенное устройствами перемещения в пространстве. В комплект также входят компьютер, до трех мониторов и оборудование для воспроизведения звука. Вся конструкция настраивается под конкретного человека и, как утверждается, обеспечивает максимальное удобство в работе.

Рабочая станция Gravitonus

Рабочая станция Gravitonus

Источник: Gravitonus

Специализированное программное обеспечение ACCS Toolkit (эргономичная экранная клавиатура, драйверы и т.п.) разрабатывалось совместно с компанией Microsoft. Оно автоматически стартует при загрузке компьютера и позволяет получить доступ ко многим функциям за минимальное число команд и в соответствии с требованиями эргономики.

О масштабах спроса на подобные устройства говорит тот факт, что по данным производителя, объем мирового рынка систем альтернативного управления компьютером составляет около 3 млрд. долларов США.

Научить учителей

Несмотря на то, что сейчас в нашей стране инвалидам доступны услуги дистанционного обучения, а также специальные устройства, помогающие освоить компьютер, одной из проблем остается недостаток квалифицированных педагогических кадров в сфере обучения людей с ограниченными возможностями. В рамках национального проекта "Образование", а также ряда других программ и проектов предусмотрено проведение специальных мероприятий по повышению квалификации преподавателей, работающих с инвалидами.

Так, в частности, в Тамбове на базе Тамбовского Государственного университета с 10 по 12 октября 2006 года состоялся семинар: "Повышение квалификации специалистов по социальной работе с детьми-инвалидами на базе высших учебных заведений". На нем обсуждались вопросы, касающиеся интеграции детей-инвалидов "во все сферы жизнедеятельности общества, в том числе — в сферу профессиональной деятельности". При этом отмечалось, что для решения данного вопроса в первую очередь необходимо построить систему непрерывного профессионального образования людей с ограниченными возможностями.

Не оставил без внимания вопросы применения информационных технологий в обучении инвалидов и Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСКО). В 2005 году ИИТО ЮНЕСКО завершил разработку образовательной программы повышения квалификации педагогических кадров, включающей учебные курсы по различным вопросам использования ИКТ в образовании. Среди предлагаемых курсов есть и курс по применению "ИКТ в образовании людей с особыми потребностями". В рамках специальной программы 20 апреля 2007 г. в Москве ИИТО ЮНЕСКО организовал практический семинар "Применение информационных и коммуникационных технологий в образовании людей с особыми потребностями".

Считается, что уровень развития любой страны определяется не только экономическими показателями, но и отношением к социально незащищенным группам населения, куда входят и люди с ограниченными возможностями. Реализации такими людьми своего права на образование позволит многим из них быть полноценными членами общества и в итоге повысит уровень их социальной защищенности.

Леонид Кузьмин / CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS