Продажи цифровой техники в России

Российский сектор портативной цифровой техники развивается по тем же законам, что и мировой — только с отставанием на несколько лет. До насыщения отечественному цифровому ритейлу пока далеко, и производители малогабаритных цифровых устройств вместе с дистрибьюторами вполне могут еще пару-тройку лет радоваться стабильно растущим продажам.

Поставщики цифровых товаров должны учитывать региональную специфику продаж как на уровне макрорегионов, так и в пределах отдельных стран. Например, в России активно развивается рынок цифровой фотографии, все еще растет рынок КПК, в то время как на развитых рынках эти сегменты переживают заметное снижение темпов роста продаж и спад. В секторе мобильного аудио на отечественном рынке все еще относительно велика доля CD/MP3-плееров (отчасти это объясняется большим количеством «пиратских» дисков в стране), в то время как на полках магазинов развитых стран эти устройства уже стали экзотикой. А вот чего практически не встретишь в российских магазинах цифровой техники — так это спутниковых ресиверов. Спутниковое радио у нас пока не получило распространения.

Цифровые фотокамеры в России: бум продолжается

Несмотря на то, что рост объемов продаж цифровых фотокамер на российском рынке в 2004 году был значительным, по итогам 2005 года предполагаются не менее впечатляющие результаты. По сделанным ранее прогнозам, этот рынок ожидало удвоение — превышение объема продаж 2 млн. камер. Но теперь даже самые оптимистичные прогнозы (2,5 млн. устройств) таковыми не выглядят. По оценкам группы SmartMarketing, общий объем продаж цифровых камер всех типов и категорий на российском рынке в первом квартале 2005 года составил 530 тыс. штук. А с учетом предновогоднего бума продаж можно ожидать, что эти показатели будут перекрыты.

Несмотря на некоторые негативные тенденции на европейском рынке цифровых камер, российский рынок продолжает расти. По своему объему и темпам роста он схож с американским, но 6-8 летней давности. До насыщения еще довольно далеко и даже оценочный анализ позволяет прогнозировать значительный позитивный тренд, отмечают в SmartMarketing. Рост нельзя назвать взрывным, но увеличение рынка измеряется в десятках, а по некоторым сегментам, и в сотнях процентов.

Погоду на рынке цифровых камер в течение первого квартала делали сверхкомпактные модели, хотя в структуре рынка также велика доля аппаратов, которые можно отнести к категории любительских. Почти половину рынка делят компании "большой пятерки" — Canon (15,84%), Nikon (9,49%), Konica Minolta (8,25%), Olympus (7,12%) и Sony (7,12%), на долю которых приходится 47,82% рынка.

Российский рынок цифровых фотокамер

Источник: SmartMarketing, 2005

По разрешению матрицы доминируют три сегмента — 3 (18,61%), 4 (33,58%) и 5 (32,62%) мегапикселей. Относительно значимая доля продаж 3-мегапиксельных камер связана с наличием ценового зазора в данном сегменте, а также позиционированием таких камер как самых младших (и наиболее дешевых) в модельных рядах некоторых вендоров (что важно для региональных покупателей). Тем не менее, тренд в данном сегменте негативен, доля рынка камер с большим разрешением будет стабильно расти.

В структуре продаж цифровых фотокамер по типам доминировали "любительские" камеры (37,17%), доля бюджетных составила (24.53%), камеры класса "компактные" заняли 17,55% рынка, профессиональные и полупрофессиональные модели заняли около 20% (13,77% и 6,98%, соответственно).

По данным ITResearch в первом полугодии 2005 года на российском рынке присутствовало около 160 актуальных моделей цифровых фотокамер. При этом, как и во второй половине 2004 года около трети из их числа составляли новинки (58 шт.). Как и в прошлые годы, увеличение разрешения матрицы оставалось в числе основных инструментов производителей в борьбе за потребителя. Преобладающими на рынке (с долей в 38%) стали 5-мегапиксельные устройства, а самым быстрорастущим оказался класс аппаратов с разрешением 7 Мп. Достаточно устойчиво положение 4-мегапиксельных камер, доля которых уже второй год подряд сохраняется на уровне порядка 25%. Камеры же с разрешением 2 Мп после I квартала полностью исчезли с рынка.

Основные тенденции рынка цифровой фотографии сегодня: снижение средних цен на фотокамеры, развитие рынка цифровой печати и расширение функциональности устройств. В течение последних лет цифровые фотокамеры перешли в разряд товаров массового спроса, что позволило продавать их, в частности, розничным магазинам цифровой техники, первоначально специализирующимся на продажах сотовых телефонов и аксессуаров к ним. Конкуренция в розничном канале нарастает — подобным товаром торгуют сегодня и распределенные сети бытовой электроники, компьютерные магазины, интернет-магазины и т.д.

Российский рынок MP3-плееров метит в лидеры

По данным Alion, фокусного дистрибьютора HDD/MP3/флэш-плееров, рост рынка MP3-плееров в России в 2006 году составит не менее 134% (возрастет с 857 тыс. в 2005-м до 1,55 млн. штук в 2006 году). Таким образом, в ближайшие 2-3 года наша страна станет крупнейшим рынком в Европе. Одна из его характерных особенностей состоит в том, что отечественные покупатели все еще активно приобретают CD/MP3-плееры, которые появились на полках магазинов в Европе, США и Юго-восточной Азии в конце девяностых прошлого века, а теперь уже практически исчезли из продажи.

Потенциал российского рынка оценивается как очень высокий. Так, по оценкам KPAC (Корейской ассоциации производителей MP3-плееров), если в 2004 году на долю MP3-устройств приходилось не более 40% всего российского рынка портативных аудиосистем, то уже в этом году благодаря росту доходов и технической грамотности потребителей объем продаж цифровых плееров составит не менее 60%.

Особенно бурный рост ожидается в сегменте флэш-плееров, рыночная доля которых в 2004 году выросла вдвое (в 2003 году — в 5 раз). Основным фактором является снижение стоимости флэш-памяти и, как следствие, более широкая доступность широкому кругу пользователей. Уже в этом году, по прогнозам Alion, российский рынок плееров на базе флэш-памяти, как минимум, сравняется по объему с сегментом CD\MP3-плееров (доля каждого типа на рынке составит 45%), в то время как пару лет назад доля последних достигала 80%. Одновременно, в немалой степени благодаря усилиям компании Apple, выпустившей легендарный iPod, растет доля устройств на безе HDD.

Однако распространение последних, по-видимому, будет сдерживаться увеличением объема памяти флэш-плееров. Суммарно сегменты флэш и HDD российского рынка МР3-плееров по итогам 2004 года оцениваются экспертами компании Alion примерно в 157 тыс. штук. По предварительным оценкам, в 2005 году произойдет увеличение объема в 2,5 раза (до 400 тыс. штук) и вдвое по итогам 2006 года (до 950 тыс. штук). При этом  сегмент CD/MP3 вырастет в этом году не более чем на 10% и затем подойдет к стагнации. 

Интересно проследить динамику дистрибуции MP3-плееров. Если в 2003 году большинство этих устройств продавалось в салонах компьютерной техники (41%), в 2004 году этот процент несколько уменьшился, но все равно компьютерные салоны были самым популярным местом покупки MP3-плеера (30%), то в 2005 году большинство устройств продавалось через сети салонов мобильной связи (33%).

Итак, можно констатировать, что MP3-плееры стали в России массовым и общедоступным товаром. Популярность рождает спрос, поэтому рынок наполнился продукцией множества производителей, в первую очередь, тайваньских и южнокорейских. Удешевление флэш-памяти привело к значительному снижению цен на устройства на ее базе, что медленно, но неуклонно приведет к полному вытеснению с рынка CD/MP3-плееров, как это уже произошло в других странах, а в дальнейшем, возможно, подобная участь ждет и флэш-плееры. В условиях, когда в отсутствие явного лидера на рынке присутствует множество вендоров, продукция которых по функционалу и цене мало чем отличается друг от друга, на первое место выходит маркетинговая составляющая. Как отмечают эксперты компании Alion, только при наличии грамотной и эффективной маркетинговой политики производители смогут выжить на российском рынке и завоевать новые позиции.

Российский рынок КПК вытянули смартфоны и коммуникаторы

По данным SmartMarketing в первом полугодии 2005 года российский рынок КПК, смартфонов и коммуникаторов вырос почти наполовину по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — на 48% . В количественном выражении он составил 119973 штук.

Российский рынок КПК и смартфонов: объем поставок

* - прогноз
Источник: IDC, 2005

Напомним, что по данным IDC в 2004 году в России было продано 380 тыс. (против примерно 240 тыс. в 2003 г.) КПК и смартфонов. В 2005 году этот рынок, согласно прогнозам, должен превысить 500 тыс. устройств. Причем доля смартфонов превышает долю КПК, и отрыв будет возрастать. В 2003 году смартфонов было продано примерно в полтора раза больше, чем КПК. В 2006 году рынок смартфонов будет в три раза превышать рынок КПК. Опережение продаж смартфонов и коммуникаторов продаж КПК соответствует общемировой тенденции: конвергентные карманные устройства, объединяющие функции управления данными и коммуникации, выходят на первый план, вытесняя традиционные КПК.

Как отмечают в IDC, в 2004 году пять ведущих поставщиков контролировали более 80% рынка КПК и смартфонов. Прогнозировалось, что их доля будет только увеличиваться. Во 2 квартале 2005 года компания HP впервые утратила лидерскую позицию в тройке наиболее крупных вендоров, уступив ее КПК на платформах HTC, коммуникаторы и смартфоны на базе которых заняли 43,1% по результатам второго квартала против 4,7% по итогам первого. Тем не менее, доля КПК HP iPAQ составила по итогам полугодия 30,3% против 23,9% у КПК на платформах HTC. В первом квартале 2005 года она составила 30,5% и незначительно снизилась в процентном отношении на фоне общего роста конкурирующих марок до 30,1% во 2 квартале 2005 года.

Третье место в секторе Windows Mobile занимает Fujitsu Siemens Computers, испытавшая значительное снижение рыночной доли в процентном отношении на фоне роста продаж КПК других марок (с 25,5% в 1 квартале 2005 до 11,9% во 2 квартале 2005 года). В абсолютном выражении продажи КПК Fujitsu Siemens возросли.

Рыночная доля платформы PalmOS снизилась до 11,6% во втором квартале (с 20% в 1 квартале 2005 года). Несмотря на выпуск и начало продаж коммуникатора Treo 650, данный сектор в целом демонстрирует негативный тренд. В то же время платформа Palm OS демонстрирует хорошие показатели в корпоративном сегменте рынка КПК, смартфонов и коммуникаторов, занимая более 58% данного сегмента. По оценке экспертов, рыночная доля сегмента Symbian OS демонстрирует позитивный тренд, увеличившись по результатам полугодия до 49,4% (с 23,7% за аналогичный период 2004 года.).

Рыночная доля PalmOS продолжала снижаться (до 15,8% с 37,5%), доля рынка Windows Mobile при сравнении соответствующих периодов незначительно снизилась (с 38,3% в 1 полугодии 2004 года до 34,8% в 1 полугодии 2005 года), но на протяжении 1 полугодия текущего года показывает положительную квартальную динамику. Абсолютные объемы продаж значительно возросли в сегментах Windows Mobile и Symbian OS.

Высокие темпы роста сегмента смартфонов и коммуникаторов сохраняются во всех секторах рынка персональных мобильных устройств. Наибольшую долю по-прежнему сохраняет платформа Symbian (49,4%), на втором месте по итогам полугодия — Windows Mobile (34,8%), на третьем — Palm OS (15,8%).

Динамика по результатам первых двух кварталов показывает высокий положительный тренд Windows Mobile (рост до 38,4% во 2 квартале этого года с 31,1% в 1 квартале 2005 года), сохранение достигнутых в 1 квартале позиций в сегменте Symbian OS (рост до 50% во втором квартале 2005 г. с 48,9% в 1 квартале 2005 года) и падение в секторе Palm OS (до 20% во втором квартале 2005 года с 11,6% в 1 квартале этого года.).

В секторе Symbian также продолжился рост продаж: рыночная доля данной ОС возросла до 50% во 2 квартале 2005 года (с 48,9% в 1 квартале 2005 года), при значительном приросте продаж в абсолютном выражении. Лидирующие позиции в данном сегменте занимает компания Nokia с долей рынка более 90% во втором квартале (89,1% в 1 квартале). Данный сектор также сохранит положительную квартальную динамику развития, что обусловлено, прежде всего, ценовой эрозией и выходом в данный сектор ряда новых игроков с предложениями, ориентированными на бюджетный сегмент, например, Rover Computers.

Итак, на фоне насыщения отдельных сегментов рынка традиционной портативной цифровой техники (фотокамеры, КПК и пр.) в развитых странах российский рынок выглядит весьма многообещающе. Продажи цифровых товаров и продолжают расти, и прогнозы аналитиков довольно оптимистичны. Так что розничным ритейлерам остается только вовремя подвозить нужный товар в свои торговые точки и внимательно следить за основными тенденциями.

Виталий Солонин / CNews Analytics


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS