Сотовая розница уходит в "виртуальный мир"

Усиление конкуренции на рынке мобильной розницы вынудило салоны сотовой связи заняться диверсификацией, причем в режиме постоянного расширения ассортимента товаров, так как прибыль от традиционного бизнеса заметно упала. За прошедший год эта тенденция только усилилась. Cотовая розница превращается в "цифровые магазины". Пожалуй, возврат к исходному понятию "салон сотовой связи" возможен только в виртуальном пространстве, и это является сегодня одним из самых перспективных направлений рынка мобильной розницы.

Стремление к диверсификации своего бизнеса наметилось у салонов сотовой связи более трех лет назад, когда стали поговаривать о первых признаках насыщения рынка мобильных терминалов. Усиление конкуренции на рынке сотовой розницы неизбежно повлекло за собой падение нормы прибыли, и многие дилеры задумались о диверсификации. С конца 2003 — начала 2004 года в салонах сотовой связи, которые стали позиционировать себя как магазины цифровой электроники, стало возможным купить MP3-плеер, предоплаченные карты IP-телефонии и доступа в интернет, КПК, автосигнализацию, и даже заключить страховой контракт. С тех пор ассортимент подобных товаров только увеличивается.

В декабре 2003 — январе 2004 гг. в ассортимент московской розничной сети «Диксис» была введена новая товарная группа — цифровая техника: цифровые фото- и видеокамеры, кабели с программным обеспечением, услуги по их подключению к компьютерам. Позже цифровая электроника перекочевала в питерские салоны «Диксис» и в салоны других городов. Согласно планам компании, к 2007 году доля цифровой техники в общем обороте должна вырасти до 25%. Также планируется увеличение доли услуг в обороте.

Одновременно начали расширять свой ассортимент и другие сотовые дилеры. В частности, «Евросеть» приступила к продаже таких непрофильных товаров, как полисы автогражданской ответственности, MP3-плеееры, подключения к спутниковому телевидению и пр. В сети «Ультра», которая торгует, помимо мобильных телефонов, охранными системами, миникомпьютерами, автомобильными системами, этот бизнес рассматривают как дополнительный источник прибыли. В итоге все игроки рынка сошлись на том, что в условиях заполнения пространства диверсификация может служить хорошим стимулом привлечения новых покупателей, которым удобнее приобрести в одном магазине как можно больше товаров и услуг.

В 2004 году практически все крупные сети сотовой розницы начали искать пути для диверсификации, поскольку прибыль от традиционного бизнеса заметно упала. Один за другим дилеры сотовой связи осваивают выпуск интернет-карт и карт междугородней и международной телефонии под собственными марками, начинают принимать платежи для оплаты различных телекоммуникационных услуг.

Принципиальным было решение «Диксис» и «Беталинк» о ребрэндинге своих розничных сетей. При этом «Диксис» не ограничился сменой логотипа. Было значительно расширено поле деятельности — от сети салонов связи до сети магазинов цифровой электроники.

Категории товаров и услуг в крупнейших сетях цифровой розницы*

Розничная сеть

Категории товаров и услуг

«Евросеть»

Сотовые и DECT телефоны, портативная аудио- и фототехника, аксессуары, услуги цифровой фотопечати, подключение к сетям операторов и прием платежей, карты оплаты, другие портативные цифровые устройства (радиостанции и погодные станции)

«Связной»

Сотовые и DECT телефоны, портативная аудио- и фототехника, аксессуары, подключение к сетям операторов и прием платежей

«Диксис»

Сотовые и DECT телефоны, КПК, ноутбуки, игровые приставки, цифровые фотоаппараты, CD/Flash/HDD MP3-плееры, цифровые диктофоны, радиостанции, карты памяти, аксессуары, подключение к сетям операторов и прием платежей (в т.ч. коммунальных), ремонт телефонов, автострахование, ксерокопирование

«Цифроград»

Сотовые и DECT телефоны, цифровые фотокамеры, аксессуары, подключение к сетям операторов и прием платежей

«Дивизион»

Сотовые телефоны, подключение к сетям операторов и прием платежей

«БетаЛинк»

Сотовые и DECT телефоны, MP3-плееры, цифровое фото, подключение к «Стрим»/«Стрим-ТВ», НТВ+, карты оплаты, подключение к сетям операторов и прием платежей

* — рассмотрены только сети — бывшие салоны сотовой связи, торгующие малогабаритным товаром
Источник: CNews Analytics, 2005

Цифровые магазины сегодня

В плане развития стратегии диверсификации 2005 год не стал исключением. Например, в сети «Диксис» (в тех магазинах, где позволяет площадь) стали продавать ноутбуки и билеты в кино, делать ксерокопии и мобильный моддинг (нанесение рисунка на корпус устройства), принимать коммунальные платежи (в московских магазинах). «Евросеть», со своей стороны, начала осваивать торговлю контентом. В октябре компании CompTek и ЗАО «Электросвязь», входящая в группу компаний «Евросеть», объявили о завершении модернизации московского телекоммуникационного узла, на базе которого ранее были запущены услуги IP-телефонии и доступа в интернет. Объем реализованных услуг за первый месяц эксплуатации превысил 3 млн. рублей — неплохой старт в новом качестве.

В 2005 году «Беталинк» значительно расширил ассортимент цифровых фотоаппаратов и МР3-плееров, которые сеть начала продавать в 2004 году. По словам пресс-службы компании, в прошлом году им удалось первым из мобильных ритейлеров запустить услугу «Супер-Кредит» и продавать комплекты для подключения к «Стрим-ТВ». Позже, в конце 2005 года, в московских салонах «Беталинк» появились терминалы московской спортивной электронной лотереи «Олимпион».

В результате диверсификации структура доходов крупнейших цифровых сетей претерпела существенные изменения. Например, в структуре оборота за 2005 год розничной сети «Диксис» на сотовые телефоны приходится почти 2/3 всех продаж, а остальное — на цифровую технику (5,7%), карты оплаты (18%), контракты и прием платежей (6,9% и 0,69%) и аксессуары (2,7%). В целом по рынку сотовые телефоны формируют сегодня уже менее половины всех доходов операторов (45%). При этом около 32% остается на долю SIM-карт и платежей, 15% — на аксессуары для всех видов оборудования, 8% — на портативную технику.

Распределение доходов от продаж крупнейших розничных сетей России, 2005

Распределение доходов от продаж крупнейших розничных сетей России, 2005

Источник: Евросеть, 2005

Перспективы

К одному из самых перспективных сегодня направлений мобильной розницы следует, пожалуй, отнести бизнес виртуальных операторов сотовой связи. Тарифные планы «реальных» сотовых операторов далеки от совершенства — например, они очень слабо ориентированы на активных пользователей услуг передачи данных и доступа в интернет. Стало быть, этот бизнес вполне имеет право на существование, о чем, кстати, свидетельствует опыт других стран. Однако в России для бизнеса MVNO (Mobile Virtual Network Operator) существуют серьезные трудности. «Реальные» сотовые операторы не «жаждут» делиться трафиком, да и российская законодательная база не готова к появлению новых игроков. Поэтому и анонсированные ранее проекты, например, «Евросети», потерпели фиаско. Впрочем, это отнюдь не означает, что они не будут «реинкарнированы» через какое-то время, когда сотовый бизнес в России станет более цивилизованным.

Виталий Солонин / CNews Analytics


Павел Караулов: После «августовского кризиса» розничные цены на мобильные телефоны выросли на 25-30%

Павел Караулов

На вопросы CNews отвечает Павел Караулов, управляющий партнер группы компаний DVIZION.

CNews: Как бы вы охарактеризовали основные тенденции на рынке мобильной розницы в 2005 году? Можно ли утверждать, что этот рынок постоянно укрупняется?

Павел Караулов: Основной тенденцией развития российского рынка мобильных телефонов стала консолидация. Начавшаяся в 2004 году, она начинает доминировать, консолидационные процессы сегодня в самом разгаре. 2006 год станет, видимо, переломным для многих региональных компаний. Некоторые из них уже продали свой бизнес федеральным сетям, другие вступили во франчайзинговые программы. Думаю, что подобные процессы будет сохраняться и в этом году. По нашим прогнозам, к концу года более 80-85% рынка будут контролировать 5 федеральных сетей.

Событием года стал, конечно же, августовский мобильный кризис, последствия которого весь рынок будет ощущать еще долго. Как ни странно, но данный кризис только помог консолидации и укрупнению отрасли, отрицательно сказавшись на ценовой ситуации.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS