«Федералы» продолжают наступление

Конкуренция на отечественном рынке цифровой розницы стремительно растет. С одной стороны, продолжают активно осваивать российские территории диверсифицированные сети салонов сотовой связи. С другой стороны, мобильной розницей увлеклись крупные ритейлеры бытовой техники. Тенденция к укрупнению рынка сохранится и в этом году, а новым небольшим игрокам «втиснуться» в этот бизнес станет практически невозможно. Более того, утверждают, что мелкие сети обречены на вымирание.

Рынок мобильников затягивает новых игроков

Российский рынок ритейла, оцениваемый Росстатом РФ в $230 млрд., становится более зрелым. Самый большой сегмент — розничных продаж сотовых телефонов — составил 2,4% от всего оборота отечественной розницы. По оценкам «Евросети», в конце 2005 года 11 крупнейших российских ритейлеров суммарно удерживали 76% рынка розничных продаж сотовых телефонов, в то время как в начале года этот показатель составлял 47%. Это однозначно указывает на укрепление рынка. Количество салонов, продающих услуги сотовой связи в России, на конец 2005 года, по оценке «Евросети», выросло до 24160. Из них салонов компаний, входящих в ТОР-11 сотового ритейла, — 6435.

Количество розничных продаж сотовых телефонов крупнейшими ритейлирами России в 2005 году

Количество розничных продаж сотовых телефонов крупнейшими ритейлирами России в 2005 году

Источник: Евросеть, 2005

Основную долю в группе цифровых товаров (чуть меньше половины в структуре продаж ритейлеров) занимает рынок мобильников. По оценке «Евросети», в России в прошедшем году было продано 33,5 млн. сотовых телефонов на сумму $5,5 млрд. в розничных ценах. Объем розничных продаж в количественном выражении увеличился в 2005 году почти на 10%, а в денежном отношении (благодаря росту средней цены мобильника) возрос на 28%.

Динамика роста количества розничных продаж сотовых телефонов в России и их относительный прирост

Динамика роста количества розничных продаж сотовых телефонов в России и их относительный прирост

Источник: Евросеть, 2005

Похожие цифры приводят и другие эксперты, в частности из MRG. Впрочем, последние в результате осенних скандалов с нелегальным ввозом мобильников снизила прогноз их продаж с 34 млн. шт. до 31,5 млн. штук, однако оценку объемов продаж в денежном выражении оставила неизменной — $5,5 млрд.

Несмотря на некоторую стагнацию рынка мобильной розницы в 2005 году, он привлекает новых крупных игроков. Так, вслед за лидером цифрового ритейла "Эльдорадо" о своих планах по развитию собственных салонов сотовой связи в сентябре прошлого года объявила компания "Эксперт-Ритейл". Компания планирует совместно с «Цифроградом» построить франчайзинговую сеть салонов сотовой связи под брэндом "Эксперт-Мобайл". Напомним, что примерно в это же время стало известно, что собственные сети по продаже сотовых телефонов намерена развивать и торговая сеть «М.Видео».

В целом рынок мобильной розницы в 2005 году характеризовался относительно невысоким ростом объемов продаж в штучном выражении, сравнительно быстрым ростом средней стоимости телефона, увеличением количества салонов крупнейших ритейлеров, слиянием и поглощением мелких сетей крупными, а также ростом рынка розничных продаж б/у телефонов.

Рост российского рынка связан, прежде всего, с его консолидацией, четко обозначившейся в минувшем году, в результате чего на рынке сформировались крупные, активно развивающиеся федеральные игроки, определяющие общую ситуацию на российском рынке.

Сотовая розница укрепляет позиции

В первой десятке ритейлеров (вне зависимости от сегмента их работы) по объему продаж в 2005 году произошли некоторые изменения. Например, сеть «Рамстор», находившаяся в прошлом году на 10-м месте, вылетела из топа, а Metro Cash & Carry, занимавшая третью позицию, опустилась на шестое место. «Евросеть» в этом рейтинге поднялась с пятого на второе место. Как и в прошлом году в Топ10 вошли четыре крупных ритейлера, продающих услуги сотовой связи: «Эльдорадо», «Евросеть», «М-Видео» и «Связной». Позиции «Эльдорадо» и «Связного» по сравнению с прошлым годом остались неизменными  — 1 и 9 соответственно.

ТОП-10 крупнейших ритейлеров России в 2005 году

 

Торговая сеть

Объем продаж, $ млрд.

1

«Эльдорадо»

3,5

2

«Евросеть»

2,6

3

«Пятерочка»

2,2

4

«Магнит»

1,8

5

«М-Видео»

1,3

6

Metro Cash&Carry

1,2

7

«Перекресток»

1,2

8

Auchan

1,1

9

«Связной»

1,0

10

«Лента»

1,0

Источник: Евросеть, 2005

Дорогой консолидации

Процесс консолидации розничных сетей по продаже цифровой техники начался в 2004 году, когда крупные компании стали активно работать над созданием собственных общероссийских сетей. Сегодня выделились несколько наиболее крупных федеральных ритейлеров, каждый из которых продолжает активную экспансию в регионах — «Евросеть», «Связной», группы компаний «Диксис» и «Дивизион», «Цифроград», «Беталинк», «Ультра», «Телефон.ру» и другие. Их продвижение на восток сопровождается усилением конкурентной борьбы на местном уровне и четкой тенденцией к переделу региональных рынков мобильного ритейла. В конце прошлого года этот процесс наиболее активно шел в Приволжском, Южном и Уральском федеральных округах и постепенно перемещался на Дальний Восток.

Кроме «франчайзинговой экспансии», в прошедшем году отмечен ряд прямых сделок купли-продажи цифровых сетей. Практически все приобретения сделала «Евросеть». В августе компания купиластоличный «Техмаркет» (157 торговых точек) и воронежскую СССР — "Сеть салонов связи России" (32 точки); в ноябре — новосибирскую сеть салонов связи "Мобильный мир" (20 точек в Новосибирске, 40 в Сибири). Крупнейший сотовый ритейлер России продолжает экспансию в страны СНГ (Украина, Киргизия, Казахстан). В частности, "Евросеть" увеличила количество салонов мобильной связи в 2005 году на территории Украины до 126, открыв 124 новых магазина (из них 60 новых торговых точек в декабре). Напомним, что в конце прошлого года лидер мобильного ритейла купил донецкую «Мобилку» (39 салонов в Донецке и области). Помимо прямых покупок «Евросеть» планирует в ближайшее время расширяться в регионы по франчайзинговой схеме (в том числе — под брэндом «Техмаркета»), включая страны СНГ. В частности, в 2006 году компания, судя по всему, намерена выйти на рынок Молдавии.

Другой устойчивой тенденцией на рынке цифрового ритейла является дальнейшая диверсификация бывших сотовых дилеров, позиционирующих себя сегодня как магазины цифровой техники. Так, в ассортименте «Диксиса» появились ноутбуки, а «Евросеть» стала продавать контент.

От количества — к качеству

Развитие розничных сетей продолжалось не только в количественном (увеличение числа салонов, доходов, ассортимента товаров и услуг и пр.), но и в качественном аспекте. Осваивались новые формы продаж, например, «Диксис» открыл дисконт-магазин цифровой техники, магазин самообслуживания и автомобильные магазины в Омске (переоборудованные автобусы, оформленные в фирменных цветах компании). Можно ожидать, что последнюю идею скоро подхватят и другие ритейлеры — подобные мобильные торговые комплексы обладают рядом преимуществ перед обычными магазинами: не требуется аренда помещения, имеется возможность размещения в самых неудобных с точки зрения стационарных магазинов торговых местах, и пр.

«Связной» анонсировал в прошедшем году проект «Связной 3», предусматривающий открытие магазинов (более 2 десятков в крупнейших российских городах) с расширенным ассортиментом товаров и услуг и возможностью «опробовать» товар на месте.

Кроме того, ряд ритейлеров взялся за внедрение у себя ERP-систем («Евросеть», «Ультра Стар», «Связной», «Дивизион», «Диксис»).

Вместе с тем в результате осеннего кризиса на рынке мобильников изменилось отношение розничных сетей с поставщиками и вендорами. Одним из негативных для потребителя последствий было сокращение модельного ряда мобильников. Так, "Евросеть" прекратила продавать телефоны Alcatel, Panasonic и Voxtel в своих салонах по причине отсутствия прямого договора с этими поставщиками и высоких закупочных цен на эти телефоны у других дилеров.

Тем временем крупнейшие вендоры намерены заниматься маркетингом на перспективных рынках, включая Россию, напрямую. Nokia открыла в конце года в столице первый в мире «флагманский» фирменный магазин (Nokia Flagship Store), главная задача которого заключается не столько в продаже телефонов и аксессуаров, сколько в презентации всего ассортимента продуктов и услуг компании.

В ближайшей перспективе стоит ожидать появления полноценных виртуальных сотовых операторов (MVNO, Mobile Virtual Network Operator), на роль которых претендуют крупнейшие сотовые ритейлеры. Однако пока «реальные» сотовые операторы не готовы делиться трафиком, да и российская законодательная база не готова к появлению новых игроков. Поэтому и анонсированные ранее проекты потерпели фиаско (существующие перепродавцы трафика «Мегафона» — не в счет).

В целом на рынке цифровой розницы в 2005 году, как считают в «Диксис», продолжили свое развитие две тенденции, зародившиеся еще в 2004 году — региональная экспансия и диверсификация бизнеса. Сотовые дилеры активно продолжали осваивать регионы, параллельно расширяя ассортимент и уделяя большое внимание развитию дополнительных видов сервисов. Кроме того, августовский кризис послужил толчком к изменению условий работы основных игроков рынка: во второй половине года практически все из них стали самостоятельно осуществлять ввоз оборудования, отказавшись от услуг посредников. Наконец, обострилась конкуренции и консолидация рынка. Крупные федеральные компании, штурмуя регионы, поглощают небольшие местные сети. Последние же постепенно уходят с рынка.

По прогнозам «Диксис» в 2006 году конкуренция обострится еще больше. Это случится, когда вышедшие в регионы федеральные сети и пережившие этот приход местные компании начнут бороться за свое место на рынке. Консолидация должна достигнуть своего пика, после чего значительная часть рынка будет поделена между несколькими крупными игроками.

Как и ожидалось, оптовые каналы в прошедшем году еще больше стали терять свою роль, уступая розничным сетям. «Связной», например, вообще закрыл оптовое направление. Сети бытовой электроники по объемам продаж попали в топы крупнейших дистрибьюторов телефонов, что вызвало активные перестановки на рынке. Как и прогнозировалось, в 2005 году с рынка исчезло несколько розничных сетей второго эшелона — им пришлось сменить вывески и владельцев или просто закрыться. Можно ожидать, что со временем многие региональные ритейлеры будут поглощены «федералами», а на долю оставшихся «в живых» местных игроков придется не более 10-15% местного рынка. Уже в этом году прогнозируется, что на рынке останется 7-8 федеральных розничных сетей продаж с общей долей продаж примерно 70-80%. Этому способствует ряд негативных для мелких магазинов факторов. Первый удар был нанесен год назад, когда существенно снизились ставки дилерского вознаграждения за подключение новых абонентов сотовой связи. А осенью крупнейшие компании поспешили стать участниками внешнеэкономической деятельности, перейдя к самостоятельному ввозу оборудования. Что будет дальше, можно только гадать, но уже сейчас ясно, что укрупнение рынка цифрового ритейла — процесс необратимый.

Виталий Солонин / CNews Analytics


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS