Гиганты мировой розницы непоколебимы

Согласно прогнозам, два крупнейших игрока мирового ритейла сохранят в ближайшие годы свои лидирующие позиции. Другим сетям повезло гораздо меньше — их ждет жесточайшая конкурентная борьба за право называться третьим, четвертым или пятым. Отличные же перспективы у дискаунтеров — им пророчат стремительное продвижение вверх по ступенькам рейтинга.

Отдельные игроки из тридцатки крупнейших розничных сетей мира, в которой насчитывается 7 ритейлеров с долей непродовольственных продаж 50 и более процентов, уже вышли или выходят на рынок мобильной розницы. При этом некоторые из них, начав с крупнейших городов, собираются освоить российские просторы. С этой связи нелишне будет узнать о текущей расстановке сил в мировом табеле о рангах.

Крупнейшие розничные сети в мире

 

Ритейлер

Страна

Продажи (млн долл)

Чистые продажи (млн долл)

Продажи пр. питания (%)

Продажи на родном рынке (%)

Международные продажи (%)

1

Wal-Mart

США

309,414

285,222

45

77.8

22.2

2

Carrefour

Франция

113,046

90,284

75

49.1

50.9

3

Ahold

Нидер-ланды

89,417

64,588

84

16.6

83.4

4

Metro Group

Германия

77,768

70,065

49

52.3

47.7

5

Tesco

Велико-британия

68,165

62,219

74

79.3

20.7

6

Kroger

США

58,647

56,434

70

100.0

0.0

7

Ito-Yokado

Япония

63,190

33,497

66

67.9

32.1

8

Rewe

Германия

54,788

50,677

76

71.6

28.4

9

Target

США

53,949

46,893

32

100.0

0.0

10

Costco

США

51,199

47,146

60

80.3

19.7

11

AEON

Япония

50,921

38,789

50

92.2

7.8

12

Casino

Франция

50,068

28,779

75

60.6

39.4

13

Auchan

Франция

48,731

44,688

59

54.4

45.6

14

ITM

Франция

46,705

44,002

70

71.7

28.3

15

Schwarz Group

Германия

45,913

42,557

82

58.2

41.8

16

Aldi

Германия

45,883

41,868

82

59.6

40.4

17

Albertsons

США

41,975

39,897

69

100.0

0.0

18

Walgreens

США

39,458

37,508

37

98.7

1.3

19

Edeka

Германия

39,184

31,802

84

91.9

8.1

20

Safeway

США

39,112

35,823

76

84.6

15.4

21

Leclerc

Франция

35,476

32,762

64

94.7

5.3

22

Tengelmann

Германия

32,780

29,798

66

49.4

50.6

23

CVS

США

32,564

30,594

31

100.0

0.0

24

JCPenney **

США

28,029

18,432

13

99.2

0.8

25

Sainsbury

Велико-британия

30,343

28,220

76

98.7

1.3

26

Morrisons

Велико-британия

25,738

22,519

78

100.0

0.0

27

Delhaize Group

Бельгия

24,145

22,324

77

21.3

78.7

28

Coles Myer

Австралия

23,651

23,728

61

99.4

0.6

29

Woolworths (Aus)

Австралия

22,864

20,726

72

99.8

0.2

30

Loblaw

Канада

22,470

20,137

77

100.0

0.0

Вместе Top 30

1,662,787

 

 

 

 

Другие

3,295,884

 

 

 

 

В мире в общем

4,958,671

 

 

 

 

Источник: M+M Planet Retail Ltd

Чистые продажи лидера мирового ритейла Wal-Mart, 55% оборота которого приходится на непродовольственный сектор, в 2005 финансовом году (закончился 31 января 2006 года) увеличились на 11,3% и составили $285,2 млрд. Особенно заметно — более чем на 18% выросли объемы международных продаж, доля которых составляет почти 20%. При этом рекордсменом роста стала британская «дочка» Asda, которая принесла без малого половину всех зарубежных доходов — 46,2%. В конце прошлого года Asda запустила новый дисконтный формат, с помощью которого рассчитывает сохранить за собой вторую позицию в списке крупнейших ритейлеров Великобритании — сетей-дискаунтеров Aldi и Netto, а также расширить свое влияние на те районы страны, где господствующее положение занимает Tesco. Новый дисконтный формат будет конкурентоспособным на так называемом рынке «удобной» торговли, наравне с Tesco Express и Sainsbury's Local. В расширение своей сети за пределами США (11 стран) американский оператор намерен инвестировать около $14 млрд, которые, в частности, пойдут на строительство новых центров или передислокацию старых. По прогнозам Planet Retail Wal-Mart продолжит доминировать в глобальном розничном секторе по крайней мере до 2009 года.

С большим отставанием от конкурента следует крупнейший европейский ритейлер Carrefour, оборот которого в 2005 году вырос на 6,1% (на 4,3% в долларах США) и составил 83,71 млрд. евро. Французская сеть, состоящая из более чем 12 тысяч торговых точек (926 гипермаркетов, 2482 супермаркетов, 5451 дисконт-магазинов, 3046 магазинов «у дома» и 150 магазинов Cash & Carry) в странах Европы, Латинской Америки и Азии, получила в прошедшем году 47,7% выручки на местом рынке против 50,9% годом ранее. Второму по величине гиганту аналитики пророчат сохранение текущей позиции до 2009 года.

Тройку лидеров замыкает оператор международной сети супермаркетов Ahold, оборот которого за 9 месяцев 2005 года снизился по сравнению с аналогичным периодом 2004 года на 0,4% — до $33,7 млрд евро ($42,4 млрд).

По итогам 2005 года Ahold, скорее всего, переместится на 4-ое место, уступив немецкой сети Metro Group, которой удалось увеличить выручку в 2005 году на 4,2% — до 55,7 млрд. евро. Особенно быстро (на 10,5%) росли международные продажи ритейлера, объем которых в 2005 году впервые превысил выручку на местном рынке и составил в общем обороте 53,4%. Они и компенсировали падение (на 2,2%) продаж Metro Group в Германии. Драйверами роста были магазины Metro Cash & Carry и магазины бытовой электроники — Media Markt и Saturn.

Высокий потенциал роста — у британской сети Tesco, которая, по прогнозу Planet Retail, переместится в 2009 году с 5-го на 4-е место в рейтинге. Вместе с Metro Group они оттеснят конкурента Ahold, занимавшего по итогам 2004 года третье место, на 5-ю позицию. Такие прогнозы имеют под собой веские аргументы: оборот группы вырос за I полугодие 2005 финансового года (завершилось 13 августа 2005 года) на 14,1% (с 16,5 млрд фунтов стерлингов до 18,2 млрд) — самый высокий показатель в пятерке лидеров. В 2004 году британской сети удалось потеснить с пятой позиции американскую компанию Kroger. Основную часть (около 80%) Tesco приносят продажи на местном рынке в Великобритании.  

В Planet Retail считают, что успехи Tesco обусловлены широким спектром факторов, включая 1) динамичный и гибкий набор форматов от гипермаркетов до «удобных» магазинов, развиваемых как на развитых, так и развивающихся рынках, а также  2) точная ценовая политика, 3) сильное предложение собственных марок, а также широкий выбор непродовольственных товаров.

По прогнозу Planet Retail новички рейтинга AEON, Casino, Sears и Schwarz заменят Kroger, Rewe, Target и Costco.

10 крупнейших ритейлеров в 2009 году, прогноз*

Ритейлер

Продажи (млрд долл)

Продовольственные продажи (%)

Национальные продажи (%)

Международные продажи (%)

1

Wal-Mart

426.1

46.0

77.5

22.5

2

Carrefour

164.7

74.3

42.2

57.8

3

Metro Group

109.5

48.9

45.9

54.1

4

Tesco

102.3

73.4

70.8

29.2

5

Ahold

99.5

84.4

17.6

82.4

6

Ito-Yokado

87.3

64.6

67.8

32.2

7

AEON

80.4

49.9

85.9

14.1

8

Casino

71.4

74.8

55.7

44.3

9

Sears

71.3

18.4

88.6

11.4

10

Schwarz Group

69.8

82.5

50.6

49.4

* — Без учета возможных приобретений и выходов на новые рынки
Источник: M+M Planet Retail Ltd.

Кроме увеличения размера своих сетей, другим изменением в структуре продаж мировых ритейлеров является увеличение доли международных продаж в общей структуре доходов.

Другой значимой тенденцией на рынке мирового ритейла является увеличение доли дискаунтеров. Согласно Planet Retail в течение следующих трех лет они будут самым динамичным форматом в Западной и Центральной Европе, и их количество увеличится примерно на 30%. При этом количество гипермаркетов будет расти более умеренными темпами, в основном из-за законодательных ограничений на сооружение больших магазинов на ключевых европейских рынках. По объемам продаж дискаунтеры находятся на третьем месте после гипермаркетов и супермаркетов в этом регионе, благодаря стремительной экспансии таких немецких сетей как, например, Aldi и Schwarz. Последние занимают в рейтинге пока лишь 15 и 16 позиции соответственно, однако уже через 3 года Schwarz, как ожидается, займет нижнюю строчку в ТОП-10 крупнейших ритейлеров, перепрыгнув целых 6 позиций.

Виталий Солонин / CNews Analytics


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS