Скандал с «серыми» схемами сыграл в пользу цифровой розницы

Скандал с нелегальным ввозом в страну мобильников, разразившийся в августе 2005 года, затронул почти всех участников рынка, включая розничные сети цифровых товаров. Однако негативных последствий для их финансовых показателей не зафиксировано. Более того, многие смогли неплохо заработать на предновогоднем буме, усиливаемом слухами о дальнейшем подорожании техники с нового года. А возросшие на время осеннего кризиса цены спасли доходы торговцев от падения, компенсировав небольшое снижение продаж в штучном выражении. В целом же российский рынок электроники заметно оздоровился.

Кто же выиграл во всей этой «серой» истории с задержанием мобильников и последовавшими событиями? Прежде всего, это государство, силовые структуры и ФТС. Таможенники, например, красиво отчитались о результатах проделанной работы и скорее всего получили серьезные «бонусы» (премии, продвижение по службе и пр.) от вышестоящих структур. А государство пополнило свой бюджет.

Трубки, как оказалось, в среднем стоят не $24 за штуку, а $135, а реальное количество ввозимой в Россию продукции в разы больше того, что декларировалось ранее. За три недели сентября 2005 года в бюджет было перечислено более 430 млн. рублей. Если в августе на таможенную территорию России было ввезено 1,8 млн. мобильника (930 тонн), то в октябре их было задекларировано 3,1 млн. шт. (1,5 тыс. тонн). Таможенная стоимость за сравниваемые периоды составила $43 млн. $436 млн. В результате усиления контроля за правильностью декларирования стоимости бытовой техники и мобильных телефонов и пресечению их незаконного импорта в октябре 2005 года платежи в федеральный бюджет, взыскиваемые при импорте мобильных телефонов, выросли в 10 раз по сравнению с августом и составили $104,6 млн.

Ценовой парадокс

Розничные дистрибьюторские сети, постепенно оправившись, теперь переходят на самостоятельный ввоз цифровой техники и обещают больше не повышать цены. Небольшое подорожание прошло для потребителей практически незаметно. Цены в октябре-ноябре существенно не выросли. Пик роста, по данным экспертов, пришелся на август-сентябрь — в среднем до 20-25% (за исключением нишевых моделей), затем цены были скорректированы на 3-4%. Анализ розничных цен крупнейшего российского ритейлера — компании «Евросеть» — по состоянию на начало и конец года, проведенный CNews Analytics, выявил неожиданный факт: они не только не выросли, но по ряду позиций даже заметно снизились. Увеличение цен с начала марта 2005 года по конец декабря 2005 года на телефоны лидирующей пятерки производителей из исследованных 60 моделей зафиксировано только у шести (десятой части). При этом рост, за исключением одной модели, которая поднялась в цене на 14,6%, был чисто символическим от 0,6% до 2,7%. С другой стороны снижение цен особенно ощутимое на дорогих моделях стоимостью от 10 тыс. рублей, было весьма основательным — как правило, десятки процентов.

Изменение розничных цен в салонах «Евросети» на сотовые телефоны крупнейших производителей* в 2005 году

Марка телефона\Дата

Стоимость с 3.03.2005

Стоимость с 24.12.2005

Изменение (%)

Motorola C 115

1369

1299

- 5,1%

Motorola C 116

1469

1499

+ 2,0%

Motorola C 380

2759

2749

- 0,4%

Motorola C 650

3359

3449

+ 2,7%

Motorola E 398

6999

5990

- 14,4%

Motorola V171

3179

2699

- 15,1%

Motorola V180

3319

3189

- 3,9%

Motorola V600

6940

6299

- 9,2%

Motorola V80

7829

5499

- 29,8%

Nokia 1100

1929

1799

- 6,7%

Nokia 2300

2310

2299

- 0,5%

Nokia 2600

2789

2599

- 6,8%

Nokia 2650

3849

3199

- 16,9%

Nokia 5140

6979

5349

- 23,4%

Nokia 6100

4379

4499

+ 2,7%

Nokia 6230

9449

8999

- 4,8%

Nokia 6260

10489

9399

- 10,4%

Nokia 6610i

5419

4799

- 11,4%

Nokia 6630

14969

11699

- 21,8%

Nokia 6670

9499

9379

- 1,3%

Nokia 7260

7789

6989

- 10,3%

Nokia 7270

12999

9699

- 25,4%

Nokia 7280

14980

14769

- 1,4%

Nokia 8910i

18399

18379

- 0,1%

Nokia 9500

21980

22999

+ 4,6%

Samsung SGH C100/C110

3229

3699

+14,6%

Samsung SGH C200/C200N

3369

3139

- 6,8%

Samsung SGH D500

16880

10799

- 36,0%

Samsung SGH E300

6940

5499

- 20,8%

Samsung SGH E330

7870

5489

- 30,3%

Samsung SGH E600

7589

6599

-13,0%

Samsung SGH E630

9899

7489

- 24,3%

Samsung SGH E700

8689

7299

- 16,0%

Samsung SGH E710

8989

7499

- 16,6%

Samsung SGH E800/E820

10589

7999

- 24,5%

Samsung SGH E850

11999

7999

- 33,3%

Samsung SGH-P730

15850

12499

- 21,1%

Samsung SGH-S500

5259

4949

- 5,9%

Samsung SGH-X100

3509

3269

- 6,8%

Samsung SGH-X120

4389

3949

- 10,0%

Samsung SGH-X450

4569

3479

- 23,9%

Samsung SGH-X460

5189

4389

- 15,4%

Samsung SGH-X600

5579

4699

- 15,8%

Samsung SGH-X610

6999

5789

- 17,3%

Siemens A52/A55

1739

1699

- 2,3%

Siemens A57

1889

1699

- 10,1%

Siemens A60

2250

1799

- 20,0%

Siemens A65

2669

2499

- 6,4%

Siemens C 65

3879

3489

- 10,1%

Siemens CF 62

3579

2850

- 20,4%

Siemens CFX 65

5889

4489

- 23,8%

Siemens CX 65

5089

4189

- 17,7%

Siemens M65

5629

4489

- 20,3%

Siemens S65

8529

5789

- 32,1%

Siemens SK65

11799

6899

- 41,5%

Siemens SL65

9179

6699

- 27,0%

Siemens SL65 Escada

28999

9990

- 65,6%

Sony Ericsson T290i

2485

2499

+ 0,6%

Sony Ericsson K700i

7940

7449

- 6,2%

* - цены на телефоны приводятся без учета скидок при подключении к тарифным планам с абонентской платой выше 2 у.е.
Источники: CNews Analytics, данные «Евросеть»

Кризис во благо?

Однако далеко не все так благополучно на рынке. В фокусе пристального внимания ФТС оказались главным образом крупные московские ритейлеры, в то время как, например, более мелкие компании северо-западного региона продолжали ввозить трубки по «старым» схемам и зарабатывать сверхприбыли, что создавало ненормальную ценовую конкуренцию. По данным MRG, в сентябре-октябре у ряда компаний в Санкт-Петербурге был отмечен рост закупок в 3-4 раза. Расходы на доставку и растаможку у дистрибуторов в последние месяцы выросли в 2,5-3 раза и составили 25-36% от общих затрат. При этом, пока в Москве у дилеров были проблемы с таможней, поставки в Петербург шли по старым схемам, которые предполагали затраты 7-15% от стоимости трубки, благодаря чему некоторые питерские импортеры получили сверхприбыли. Впрочем, позже крупнейшие компании Петербурга объявили о том, что тоже готовы работать по «белому».

Для борьбы с недобросовестной конкуренцией крупнейшие сотовые дилеры договорились предоставлять в органы информацию о своих менее добросовестных коллегах — тех, кто по-прежнему ввозит телефоны «по-черному». Крупнейшие продавцы сотовых телефонов собираются создать канал обмена информацией с правоохранительными органами, которые призваны пресекать контрабандный ввоз товаров.

Кроме того, изменить ситуацию дилеры надеются с помощью производителей. «Связной», «Евросеть», «Беталинк», «Диксис», «Дивизион» и несколько других компаний писали совместное письмо производителям, в котором просили их регулярно предоставлять ФТС прайс-листы на продукцию и отгружать товар «только российским компаниям, с которыми заключены прямые дистрибьюторские договоры, и только на условиях DDU Russia или CIP Russia». В дальнейшем планируется изменить саму схему поставок мобильных телефонов в Россию. Если сейчас продавцы забирают товар со складов производителей, то в будущем последние станут доставлять его непосредственно на российскую таможню. Кроме того, обсуждается возможность создания единого склада хранения телефонов, расположенного в Москве, и дилеры будут получать их оттуда, а не со складов в Германии и Финляндии, как было до сих пор.

Но попытки наладить прямые поставки от вендоров — это уже следующая ступень «взросления» рынка. Пока же, сожалеют в «Диксис», все еще остаются недобросовестные участники рынка, экономящие на пошлинах и налогах (5% пошлина +18% НДС). Так, питерские компании, по утверждению московских конкурентов, до сих пор прибегают к помощи посредников. Существование таких компаний значительно затрудняет работу тем, кто ввозит товар с учетом всех требований налогового законодательства. Поэтому самостоятельный ввоз товара и привел к неизбежному росту цен — примерно на 20% у тех компаний, которые стали прямыми импортерами и участниками ВЭД.

«Серый» рынок в регионах хотя и уменьшился с 90% до 10-30%, но все еще жив. В Москве процент «серости» остался на докризисном уровне, который оптимистично оценивается дилерами в 20%. Несмотря на активный процесс "обеления" рынка каналы "серого" ввоза не исчезли. MRG оценивает реальное соотношение телефонов, ввозимых легально и нелегально, как 50% на 50% (в 2004 году это соотношение составляло 10% на 90%).

Какими будут окончательные итоги «скандала на таможне» с очки зрения изменения объемов продаж прояснится после обнародования данных по результатам всего 2005 года. Но уже сейчас можно предположить, что продажи у крупных дилеров если и упали, то крайне незначительно и на недолгое время — возросшие в кризис цены на мобильники и другую цифровую технику скомпенсировали снижение оборотов в штучном выражении. Так, по оценкам MRG с 20 августа по середину сентября прошлого года наблюдалось падение розничных продаж на уровне 10-15%, но обороты компаний выросли на 3-4% за счет большего уровня цен. Например, продажи в «Евросети» в августе и сентябре превышали показатели предыдущих месяцев. «Мы выполняем свой план по прибыли и перевыполняем планы по развитию», — говорил председатель совета директоров компании Евгений Чичваркин.

Другие крупные игроки считают даже, что августовский кризис рынка сказался в большей степени положительным образом. В «Диксис», например, утверждают, что первыми на рынке сотовой связи стали участником внешнеэкономической деятельности и перешли на самостоятельный ввоз оборудования в Россию, что позволило осуществлять ввоз товара без посредников. В результате, по словам руководителя службы по связям с общественностью группы компаний «Диксис» Татьяны Москалевой, значительно ускорился процесс поставки, и появились гарантии получения качественного, предназначенного для реализации в России и оформленного с соблюдением всех требований налогового законодательства РФ оборудования. Она также добавила, что занимаясь прямым импортом товара, ее компания может более точно прогнозировать его наличие на витринах магазинов.

«Переход к прямому импорту также позволил повысить прозрачность бизнеса нашей компании для партнеров и инвесторов. На финансовых результатах компании кризис не отразился, за исключением, наверное, того дополнительного дохода, который нам удалось получить в условиях дефицита товара в сентябре и в октябре», — утверждает г-жа Москалева. 

Осеннее «провисание»

Однако в целом по рынку, начиная с августа, динамика рынка розничных продаж сотовых телефонов в России в 2005 году серьезно изменилась. Если в первой половине августа объем розничных продаж составил 1,6 млн. шт., то за вторую половину был продан 1 млн. телефонов. Рынок серьезно «просел»: по оценке «Евросети» в 4 квартале 2005 года розничные продажи мобильников уменьшились по сравнению с розничными продажами 4 квартала 2004 года на 15%. А с учетом тренда роста рынка 2005 года примерно на 25% относительно рынка 2004 года, «провисание» рынка в 4 квартале 2005 года составило около 40% относительно докризисных прогнозов. Это, по мнению экспертов «Евросети», произошло за счет увеличения розничных цен на телефоны в целом по России по сравнению с ценами до кризиса примерно на 15 — 17%. Однако, в дальнейшем, за счет снижения цен вендорами на выпускаемые до кризиса телефоны, цены на эти телефоны стали выше докризисных только на 3-5%. А цены на новые модели телефонов были уже установлены в розничных сетях с учетом полных таможенных платежей.

Источник: Евросеть

Кризис положительно сказался на структуре складских остатков российских дистрибьюторов. В частности были проданы неходовые модели телефонов, и ситуация оздоровилась.

К негативным последствиям для компаний-дистрибьюторов можно отнести, в частности, необходимость увеличить их складские запасы вне страны до 40% (примерно в 3 раза больше, чем до августовского кризиса), что привело в увеличению расходов на содержание товаров на зарубежных складах. По мнению аналитиков MRG невозможность работы по старым схемам доставки товара не позволило компаниям планировать свои акции, продажи. Как результат, уровень заказов после относительной нормализации ситуации вырос и превысил реальные потребности рынка.

Однако сильнее всего августовский кризис сказался на оптово-ритейловых сетях, которые серьезно пострадали от конфискации крупных партий товара. По рынку ходят слухи, что некоторые из них даже собираются закрываться.

Таким образом, не исключено дальнейшее укрупнение рынка цифровой розницы. Если планы крупнейших ритейлеров по обеспечению равных конкурентных условий для всех участников будут успешно реализованы, то на рынке останется не более десятка крупных компаний, которые скупят мелкие сети по бросовым ценам. Уж не гиганты ли сотовой розницы и затеяли всю эту бучу? Впрочем, наблюдатели связывают усиление активности таможенников с приближающимся вступлением России в ВТО, для чего, в частности, необходимо "обелением" рынка цифровой и другой техники, которая преимущественно ввозилась по серым схемам.

Основные итоги скандала с нелегальными поставками цифровых товаров в Россию

Кто выиграл или проиграл

Основные последствия

Государство

Получило законные таможенные платежи в бюджет и надежду на то, что они будут поступать и впредь

МВД, ФТС и другие органы исполнительной власти

Рапортовали о красивых итогах борьбы с нелегальными поставками цифровых товаров, получили «бонусы» от начальства

Розничные сети

«Серые» поставщики частично прикрыли свои нелегальные каналы, «белые» попали в условия неравной конкуренции с «серыми». Продажи первых (которые не попали под карательные меры) значительно возросли, у вторых, возможно, незначительно уменьшились на короткий срок, но рост цен не привел к снижению оборотов. Увеличились расходы на логистику.  

Производители

Под удар попали компании, ориентированные на одного-двух дистрибьюторов с неразвитой розничной сетью.

Конечные потребители

Первоначальное повышение цен в среднем на 25-30%, затем — коррекция. Цены по многим моделям телефонов не только не возросли, но и значительно снизились по сравнению с ценами на начало 2005 года

Рынок в целом

«Серые» поставки не исчезли совсем, но значительно сократились; возможно дальнейшее укрупнение рынка, уход с рынка компаний, не входящих в ТОП-10 ритейлеров (или занимающих в этом рейтинге последние позиции)

Источник: CNews Analytics, 2005

Курс на оздоровление

По мнению экспертов, в 2005 г. российскому рынку электроники и бытовой техники удалось выйти из «подполья» и значительно увеличить долю легально импортируемых товаров.

Так, в прошедшем году на российском рынке увеличилась доля легально импортируемой продукции, а интерес иностранных компаний к отечественному рынку существенно вырос. Ряд экспертов считает это главным событием данного сегмента рынка в минувшем году. Помимо этого — в ушедшем году четко обозначилась консолидация российского рынка электроники.

«Начиная с августа 2005 г. российский рынок электроники вошел в& стадию активной легализации широкого спектра импортируемой продукции, — рассказал корреспонденту CNews руководитель службы общественных связей РАТЭК Антон Гуськов. — Данная тенденция говорит, прежде всего, о том, что рынок стал более здоровым. Первоначально импортируемая продукция выводилась в официальную статистику, а где-то осенью четко обозначилась иная тенденция, которая не может не радовать. Речь идет о достоверной ценовой декларации. Я думаю, в этом году названные тенденции сохранятся и охватят еще больший ассортимент импортируемой продукции. Рынок для этого вполне созрел. К этому готово государство, к этому готовы основные игроки. Отмечу также, что в текущем году, вероятно, следует ожидать перехода некоторых иностранных производителей к прямому импорту. Многие крупные зарубежные компании говорили об открытии производства непосредственно в России —p например, LG». Отметим, что, по оценкам РАТЭК, доля российского производителя на этом рынке невелика: в настоящее время около 80% всей продукции ввозится из-за рубежа.

Виталий Солонин / CNews Analytics


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS