Продажа "гаджетов" манит гигантов розницы

И без того острая конкуренция в сегменте цифровой розницы еще больше нарастает с выходом на этот рынок «большого» ритейла. Последний все чаще обращает свой взор на бытовую технику и электронику. Прихот "гигантов" розницы в Россию, тем не менее, откладывается - отечественные торговые сети и сами неплохо справляются.

От съедобного к несъедобному

Отчетливая тенденция на рынке мирового ритейла — выход крупных продовольственных сетей на рынок непродовольственной розницы — мебели, бытовой техники и электроники, включая продажу сотовых телефонов и контрактов. Так, британское подразделение Wal-Mart — Asda  — уже в этом году планирует увеличить число в своих магазинах "центров техники", где продаются цифровые фотокамеры, мобильники, спутниковые навигационные системы и другие портативные цифровые устройства. А там недалеко и до продажи мобильных контрактов.

Впрочем, некоторые розничные сети уже подключают сотовых абонентов, причем весьма неплохими темпами. Так, Aldi за первую неделю продаж мобильных контрактов Aldi Talk удалось подключить порядка 60 тысяч абонентов. А основной конкурент Asda в Британии — Tesco, наращивающий свое непродовольственное предложение, также недавно вышел на рынок мобильной связи в Ирландии. И хотя продукты питания остаются центральной частью бизнеса компании, в росте продаж все большую роль начинают играть непродовольственные товары, включая бытовую технику и электронику.

«Вторая волна»

Как считают эксперты, выход в 2006 году на российский рынок западных ритейлеров так называемой второй волны вполне вероятен. О своих намерениях развивать свой бизнес в России сообщала немецкая сеть Aldi; среди других наиболее вероятных кандидатов фигурируют Tesco, Carrefour, Wal-Mart и др. Повышенное внимание России планирует уделить и Metro Group, основными форматами которой на сегодняшний день являются cash & carry в Центральной Европе и Азии, а также розничная торговля электроникой в Германии. Ожидается, что выход западных сетей второй волны будет стимулировать дальнейшее развитие формата дискаунтеров, причем в его жестком варианте, что, в свою очередь, будет способствовать ускоренному развитию сетевых марок (private labels).

В 2006 году, как ожидают в A.T. Kearney, продолжится бурное развитие розницы в регионах, обусловленное не только экспансией московских сетей, но и не в меньшей степени укреплением и наращиванием оборотов региональных операторов. Последние весьма быстро обучаются и перенимают опыт как московских, так и западных ритейлеров и очень внимательно относятся к запросам позиционирования модели роста. Учитывая растущую силу сетей, можно говорить о пересмотре системы взаимоотношений с поставщиками и распространению этого опыта в регионах. По прогнозам A.T. Kearney, доля «цивилизованного» ритейла в стране в 2006 будет составлять 17-20%.

При этом успехов в России добьются те гиганты мирового ритейла, которые смогут сочетать стандартный подход ведения операций, ориентированный на минимизацию издержек, и учитывать специфику локального рынка. В этой связи хорошие перспективы у лидера мирового ритейла Wal-Mart, который является приверженцем гибкого подхода, адаптируясь к региональным различиям. Российский же рынок считается локальным с точки зрения потребительских предпочтений (ассортимента) и организации закупочной деятельности, однако, вне всякого сомнения, является глобальным с точки зрения размера, считают в A.T. Kearney.

Российская специфика

Основные каналы сбыта цифровой техники в развитых странах — это, прежде всего, крупные торговые сети и интернет. В отличие от России, мобильные телефоны, как правило, продаются в основном через розничные сети сотовых операторов (в том числе и виртуальных) со значительными скидками при условии их подключения и годовой подписки на тарифный план с абонентской платой на уровне нескольких десятков евро. Однако в последнее время наметилась другая тенденция — как уже указывалось, за продажи мобильников и контрактов взялись крупные ритейлеры. Так, в Великобритании сеть Tesco по сути дела выступает виртуальным оператором и продает мобильники как под своим брэндом (Tesco Mobile), так и выступая дилером от операторов, например, T-Mobile. Более того, Tesco, продавая услуги широкополосного доступа в интернет и телефонной связи, является одновременно виртуальным телефонным оператором и интернет-провайдером. И хотя это направление бизнеса только начало развиваться, количество подписчиков на телекоммуникационные услуги впечатляет — около 750 тысяч.

В отличие от развитых стран понятие виртуального оператора в России законодательно не определено, стало быть, все попытки цифровых ритейловых сетей развивать это направление обречены здесь на провал. По-видимому, этот законодательный вакуум, а также «небольшие катаклизмы», вроде осеннего «кризиса» на российском рынке мобильников, и отталкивает гигантов мирового ритейла от экспансии в Россию. Впрочем, не исключено, что в ближайшие год-два российский цифровой ритейл будет на корню скуплен титанами мировой розницы — это рынок вырос до таких размеров, чтобы им заинтересовались «акулы» типа Wal-Mart, Tesco, Aldi и др. А то, что портативная электроника в последние годы в нашей стране наряду с мобильниками продается еще и в бывших салонах сотовой связи, их нисколько не смущает.

Впрочем, пока особой активности с Запада не ощущается. Аналитики считают, что иностранцы опоздали для самостоятельного выхода на российский рынок, и теперь им придется ждать, пока начнут продаваться наши крупнейшие игроки. Однако последние еще не исчерпали возможности для собственного роста и «наращивают мускулы» за счет поглощения региональных сетей. Наиболее вероятный сценарий на ближайшую перспективу — отсутствие реальной активности иностранцев, которые продолжат только  приглядываться к российскому рынку. Так что приход зарубежных «завоевателей» в Россию немного откладывается.

Виталий Солонин / CNews Analytics


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS