Миллиардеры предпочитают собственные магазины

Цифровые розничные сети наращивали в 2005 году свои обороты как за счет региональной экспансии, так и за счет расширения ассортимента цифровых товаров и сопутствующих услуг. Рекордсменами по темпам роста стали ритейлеры, активно использующие франчайзинговую модель развития. В то же время лидеры рынка — «миллиардеры» «Евросеть» и «Связной» — по-прежнему предпочитали строить собственные магазины.

Несмотря на «таможенные» проблемы с ввозом мобильников, начавшиеся осенью прошлого года, бизнес большинства крупнейших цифровых сетей России — бывших салонов сотовой связи — в прошедшем году бурно развивался и не сбавляет темпов в текущем. С большим отрывом от конкурентов лидирует «Евросеть», оборот которой за счет продаж портативной цифровой техники и предоставления услуг на территории СНГ в 2005 году превысил $2,5 млрд., увеличившись за год в 2,66 раза. Компания активно строила как собственные салоны, число которых в России и СНГ превысило 3000, так и поглощала другие сети («Техмаркет», СССР, «Мобильный мир», «Мобилка»). Суммарная торговая площадь салонов компании увеличилась за год на 195% и составила в конце 2005 г. 119 тыс. кв. м. Активный рост «Евросети» продолжился и в 2006 году. В первом квартале текущего года было открыто 303 салона, доведя суммарное их количество в России, Украине, Казахстане, Белоруссии и Киргизии до 3414. Оборот компании за этот период составил  $845 млн. долларов, что в 2,13 раза больше показателя за 1 квартал 2005 года, а количество проданных телефонов возросло на 47% до 2,3 млн. Помимо развития розничных сетей в странах СНГ и Балтии в планах «Евросети» на 2006 г. — подготовка и запуск в коммерческую эксплуатацию MVNO (Mobile Virtual Network Operator) — оператора виртуальной сети мобильной связи. Оборот ГК «Евросеть» по итогам работы в 2006 г. ожидается в размере около $4 млрд.

Активно продвигалась вглубь российских территорий и розничная сеть «Связной». За 2005 год она увеличилась на 448 центров мобильной связи (в 2,2 раза), их общее число на 31 декабря составило 854. Несмотря на высокую динамику роста числа салонов, компания не выполнила ранее намеченных планов по региональной экспансии, которые предусматривали доведение числа салонов до 1000. Так же, как и «Евросеть», ГК «Связной» на данный момент не использует при открытии магазинов схему франчайзинга. Оборот «Связного» в прошедшем году увеличился на 63% и превысил миллиардную отметку. Компания реализовала 3,1 млн. телефонов и 4,8 млн. SIM-карт операторов сотовой связи — на 68% и 100% больше, чем в 2004 году, соответственно. В январе 2006 года "Связной" заключил соглашение об эксклюзивной дистрибуции GSM-телефонов NEC в России. Группа компаний планирует в 2006 г увеличить объем продаж на 43% до $1,5 млрд.

Замыкающая тройку лидеров группа компаний «Диксис» развивалась как за счет собственных магазинов, так и за счет франчайзинговых. По предварительным оценкам оборот собственной сети в 2005 году составил $383,8 млн., а с учетом франчайзи — около $640 млн. По ряду показателей эффективности, таких, например, как рентабельность продаж, компания, по собственным оценкам, продолжает лидировать не только в своем секторе рынка (портативная цифровая техника), но и вообще на рынке крупных сетевых ритейлеров. Так, рентабельность по чистой прибыли выросла и составила в третьем квартале 2005 года 3,4%, рентабельность продаж (по валовой прибыли) оптовых подразделений достигла уровня 6,91%, а розничных филиалов — 18,68%. В конце 2005 года количество магазинов «Диксис» на территории России и Казахстана превысило 700, их них 423 — собственные. В первом квартале 2006 года компания заключила франчайзинговые соглашения с крупнейшими региональными сетями — саратовской «Маркони» (30 салонов связи) и дальневосточной «Даль Телеком» (70 салонов), с казанской розничной сетью бытовой электроники DOMO (41 магазин в 25 городах России), а также расширила сеть магазинов в Сочи.

Рейтинг CNews Analytics: Крупнейшие розничные цифровые сети России

 

Компания

Оборот в 2005 г., млн. долл.

1

Евросеть

2574

2

Связной

1050

3

Диксис

640*

4

Цифроград

600**

5

БетаЛинк

470*

6

Дивизион

450**

7

Альт Телеком

240

8

Ультра Стар

200**

* — Включая выручку франчайзинговых салонов.
** — Оценка CNews Analytics

Источник: CNews Analytics, 2005

Крупнейшие сети, активно использующие франчайзинговую модель развития, не сообщили CNews Analytics своих оборотов за 2005 год, равно как и другие финансовые показатели. Самые высокие на рынке темпы роста, обусловленные агрессивной региональной экспансией, по итогам прошедшего года показали такие сети как «Цифроград» и «Дивизион». Общее число магазинов «Цифрограда» к концу прошлого года (с учетом находящихся в стадии подготовки к работе) превысило 1000, а «Дивизион» довел число своих торговых точек до 550. Годовой объем продаж сотовых телефонов, по собственным данным «Цифрограда», достиг 3 млн. трубок, что позволило ему вплотную приблизиться по этому показателю к «Связному».

Не исключено, что к концу 2006 г. количество сильных игроков на рынке может сократиться до пяти («Евросеть», «Связной», «Диксис», «Дивизион» и «Цифроград»). На их долю, по некоторым оценкам, будет приходиться до 85% всех продаж.  

Виталий Солонин / CNews Analytics


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS