Россия насыщается?

При том, что рост продаж сотовых телефонов в России пока в 2-3 раза превышает среднемировые показатели, в 2005 г. на этом рынке обозначились первые признаки насыщения. Более 50% приобретенных в стране трубок пошли на замену старых.

По различным оценкам в первом полугодии 2005 года в России было продано более 15-17 млн. мобильников на сумму около $2-$2,6 млрд. Рост продаж в очередной раз порадовал сотовых дилеров и производителей, превысив 40-50%. Это примерно в 2-3 раза выше среднемировых показателей. По предварительным оценкам «Евросети» по итогам 2005 года российский розничный рынок сотовых телефонов составил $5,44 млрд., а в 2006 году — $5,9 млрд. Рост объемов розничных продаж в 2006 году, предположительно, по тем же данным, составит в России 10%, в СНГ и странах Балтии — 43%, суммарно на территории бывшего СССР — 19%. Доля рынка России, СНГ и Балтии в мировых продажах, как ожидается, вырастет с 5,9% в 2004 году до 6,63% в 2006 году.

Динамика роста объема рынка розничных продаж сотовых телефонов в России, СНГ и странах Балтии

Динамика роста объема рынка розничных продаж сотовых телефонов в России, СНГ и странах Балтии

Источник: Евросеть, 2005

Начало прошедшего года ознаменовалось ростом продаж мобильников в России. Почти всем крупным сотовым дилерам в I квартале удалось реализовать на 10-35% трубок больше, чем они рассчитывали. Традиционного посленовогоднего спада продаж в январе-феврале 2005 года не произошло, что связывают с ростом доходов населения, с расширением рынка рзамещения, а также активной рекламной кампанией.

Динамика изменения средней розничной цены сотового телефона и выручки от розничных продаж их на рынке России

Динамика изменения средней розничной цены сотового телефона и выручки от розничных продаж их на рынке России

Источник: Евросеть, 2005

«Евросеть» пересматривает свой более ранний прогноз продаж мобильников в России в 2005 году в сторону увеличения: с 34,2 млн. трубок до 37,5 млн. Оценки других участников рынка скромнее: от 27 до 35 млн. штук. И даже проблемы с ввозом трубок в Россию, начавшиеся в августе прошлого года, не помешали этому рынку стать по итогам 2005 года одним из крупнейших в Европе. По расчетам аналитиков, Россия по этому показателю обгоняет лидеров 2004 года — Великобританию и Германию. Причем у нашей страны все еще остается потенциал роста — реальное проникновение сотовой связи гораздо ниже официальной статистики, которая подсчитывает число активных SIM-карт. С другой стороны, россияне меняют телефоны не реже европейцев (в Москве — даже чаще).

Более 50% — на замену

Вместе с тем, российский рынок мобильников продемонстрировал в прошедшем году первые признаки насыщения: больше половины (60-66%) купленных в стране сотовых телефонов пошли на замену старых трубок, в то время как годом ранее этот показатель был равен только 40%. В крупнейших городах России предпочтения абонентов практически ничем не отличаются от предпочтений жителей развитых рынков — дорогие и современные функциональные модели, стильный дизайн. Рынок замещения (рынок телефонов на замену) в Москве и Санкт-Петербурге оценивается на уровне 80-85%, в регионах — примерно в 2-2,5 раза ниже (30-40%). В 2006 году количество новых абонентов, которые купят свой первый телефон, составит, по оценкам «Евросети», 7,9 млн. человек или 25% от суммарных розничных продаж на российском рынке.

Процент реплейсмента и его средний срок

Процент реплейсмента и его средний срок

Источник: Евросеть, 2005

Одним из следствий роста рынка замещения стало увеличение средней цены на телефон, которая достигла по разным оценкам $154-164, в то время как в 2004 и 2003 годах она составляла, по оценкам MRG, $146 и $124, соответственно. В крупных городах «средний» мобильник «зашкаливает» уже за $200. В 2006 году доля телефонов стоимостью до $100 в рознице будет существенно ниже той же доли в 2005 году, как считают в «Евросети».

В тройке лидеров российского рынка, по данным «Евросети», по итогам 2005 года оказались Nokia (20,6% рынка), Samsung (19,0%) и Motorola (17,7%). С небольшим отставанием от «Большой тройки» следует Siemens (17,1%); далее разрыв увеличивается — SonyEricsson (11,1%), LG (6,3%), Pantech (3,4%), Philips (2,3%). На долю других вендоров пришлось 2,4% российского рынка.

Доли розничных продаж сотовых телефонов по вендорам в России в 2005 году

Доли розничных продаж сотовых телефонов по вендорам в России в 2005 году

Источник: Евросеть, 2005

Утешительные прогнозы

Большинство аналитиков склонны полагать, что российский рынок все-таки насыщается, хотя продажи в денежном выражении будут продолжать расти весьма ощутимо. Об этом, в частности, свидетельствуют прогнозы «Евросети». В компании считают, что количество проданных в розницу телефонов в России в 2006 году составит 35 млн. штук — примерно на 5% больше, чем в 2005 году. При этом реплейсмент сотовых телефонов в 2006 году составит 69% от общего количества продаж или 24,2 млн. телефонов, а средний по России срок замены трубки — около 14 месяцев.

Суммарная выручка от розничных продаж сотовых телефонов в России в 2006 году составит $6,8 млрд. — рост рынка в денежном исчислении на уровне 25%. Но не стоит забывать, что любой прогноз предполагает некую стационарность, которая, как показала практика, не всегда сохраняется. Речь идет о таких факторах, как инфляция (предполагается, что она, по крайней мере, не увеличится), реальные доходы населения (продолжат свой рост), государственная политика (регулятор будет проводить последовательную и жесткую политику в области импорта сотовых телефонов), стратегии сотовых операторов (они не захотят и не смогут начать серьезную дотацию сотовых телефонов, продаваемых с длительными контрактами). Так что маятник может качнуться как в ту, так и в другую сторону.

Виталий Солонин / CNews Analytics


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS